В расходной смете прилет зарубежного хореографа, проживание в 4-звездочном отеле и миллионные балетные постановки
В распоряжении Azattyq Rýhy оказались внутренние документы Министерства культуры и спорта за 2018 год. В частности, это договоры на оказание услуг со сметами и актами оказанных услуг.
Чтобы проверить данные документы на подлинность, и выяснить были ли на самом деле столь щедрые траты, агентство обратилось с официальным запросом в ведомство. Об этом чуть позже.
Культурный шок
Самый важный документ, пожалуй, акт оказанных услуг под номером 17-13, где заказчик – Министерство культуры и спорта в лице директора Департамента по делам культуры и искусства Абила Жоламанова (ныне директор Национального архива - Azattyq Rýhy). А поставщик услуг – акционерное общество «Қазақ әуендері» в лице на тот момент президента Жамили Болдыковой.
Для справки: Акционерное общество «Қазақ әуендері» было образовано в результате реорганизации республиканских государственных казенных предприятий: «Ансамбль «Гульдер», «Государственное гастрольно-концертное объединение «Казахконцерт» и «Дирекция республиканских и международных культурных программ» путем их слияния в единую организацию.
Основная деятельность: проведение праздничных мероприятий, торжественных концертов, культурно-массовых мероприятий; международное сотрудничество и презентация лучших достижений казахстанского искусства в стране и за рубежом; проведение юбилейных дат выдающихся личностей.
Из документа следует, что организация выполнила государственное задание в рамках республиканской бюджетной программы 033 «Повышение конкурентоспособности сферы культуры и искусства, сохранение, изучение и популяризация казахстанского культурного наследия и повышение эффективности реализации архивного дела» почти на 10 миллиардов тенге.
Общую стоимость оказываемых услуг в Минкультуры и спорта, судя по этим документам, оценили в 9 миллиардов 917 миллионов тенге. А теперь остановимся на том, что же входит в эти самые услуги. Правда, в имеющихся бумагах указаны не все расходы.
Пункт первый - гала-балет «Paris Grand Opera» c программой «Gala de Paris» в рамках организации гастролей одного из ведущих театров мира.
Прилет в Казахстан, трехдневное пребывание звезд балета Парижского национального оперного театра и их выступление на сцене столичного «Астана опера» обошелся бюджету в 605 миллионов 765 тысяч тенге. Вечера балета приурочили тогда к празднованию 20-летия столицы.
Следующий пункт – вечер современной хореографии в двух актах, на который тоже пришлось серьезно потратиться – 188 миллионов 249 тысяч тенге.
По сравнению с этими тратами, расходы на концерт для премьер-министра Кыргызстана Мухамметкалый Абылгазиева выглядят смешными – всего лишь 7 миллионов 875 тысяч тенге. Концерт для него организовали от имени казахстанского премьера в рамках встреч с иностранными делегатами. В Нур-Султане глава кыргызского правительства в 2018 году действительно был. Он приезжал для участия в седьмом заседании казахстанско-кыргызского Межправительственного совета, который прошел 17 августа.
Теперь хотелось бы подробнее остановиться на вечере современной хореографии. Если коротко, то 188 с лишним миллионов тенге потратили на 2 спектакля - «How long is Now?» и «Sounds of time», которые поставили зарубежные хореографы в честь 20-летнего юбилея казахстанской столицы. Премьеры постановок прошли 21 и 22 июля 2018 года в Нур-Султане.
Это смета на оказание услуг в договоре, заключенном между «Қазақ әуендері» и театром оперы и балета «Астана опера». Сам договор стандартный – с правами и обязанностями сторон. В нем прописано участие немецкого хореографа-постановщика Раймондо Ребека. Так, лишь его участие в репетиции спектакля «How long is Now?» обошлось нашей казне в 3,5 миллиона тенге. Интересно, под такой формулировкой подразумевался гонорар именитого гостя? Идем далее. Разумеется, казахстанская сторона оплатила его перелет на сумму в 300 тысяч и проживание в 4-звездочном отеле Hilton Garden Inn на 539 тысяч тенге. Конечно, для удобства общения с нашей труппой, наняли переводчика, которому заплатили 400 тысяч тенге. Ну, и подоходный налог с него как с нерезидента – 858 тысяч. В итоге, на одного приглашенного артиста из бюджета направили 5 миллионов 630 тысяч тенге. В итоге Раймондо Ребек поставил одноактный балет «How long is Now?» - философское размышление о времени и его отдельных моментах.
Второй одноактный спектакль - «Sounds of time» поставила российский хореограф Ксения Зверева. Сколько потратили на ее приезд, мы не знаем. Зато известно, сколько потратили на музыку этого балета.
Это смета из договора между знакомой нам организацией «Қазақ әуендері» и ТОО «Төлтума». Предмет договора – «создание новых музыкальных произведений при постановке одноактного балета «Sounds of time». В смете прописана стоимость за 37 минут музыки – 3 миллиона 430 тысяч тенге.
Вот только нестыковка – музыку для этого спектакля написала на тот момент вице-министр культуры и спорта Актоты Раимкулова, ныне глава этого ведомства. В анонсах спектаклей на сервисах покупки билетов и в материалах многих информационных порталов так и писали: «Sounds of Time» создан по мотивам либретто Адама Капанова «Воздушное кочевье» на музыку Актоты Раимкуловой.
Компания «Төлтума» принадлежит режиссеру Ермеку Шинарбаеву. Если по бумагам музыку написала его организация, а по факту вице-министр, то выходит, что Актоты Раимкулова подрабатывала для этой компании? Остается гадать, потому как в Министерстве культуры и спорта агентству пока не ответили.
В конце декабря мы попытались выяснить официальные расходы на все эти мероприятия (ведь документы, оказавшиеся в распоряжении редакции не были завизированы, без печатей, подписи присутствуют лишь на одном документе) и обратились в Министерство культуры и спорта с официальным запросом. По закону «о СМИ» ответ на запрос предоставляется в течение 7 рабочих дней со дня его поступления. Однако прошло больше 2 недель, а ответа от ведомства не последовало.
В заключение этого блока остановим ваше внимание на организации, через которую, якобы, и прошли эти самые 10 миллиардов. Судя по данным из открытых источников, «Қазақ әуендері» неплохо зарабатывает. За прошлый год акционерное общество перечислило в бюджет 176 миллионов 620 тысяч тенге налогов. За 2019 год, скорее всего, отчисления еще не поступили.
Известный режиссер Ермек Турсунов недоумевает – зачем Министерству культуры и спорта работать через эту организацию, если ведомство может напрямую заключать сделки с театрами. И вообще, Турсунов во время беседы с корреспондентом Azattyq Rýhy о тратах Министерства испытал «культурный шок» - он смутился от таких цифр и назвал их фантастическими. Режиссер также подметил, что зачастую бюджетные деньги разворовываются чиновниками, а артистам-исполнителям достаются лишь «объедки».
Экспертное мнение
Ермек Турсунов, режиссер:
Балет, постановка у нас обходится в среднем в 30 миллионов, потолок – 60 миллионов тенге. Но это такой балет должен быть! Что это за балет за 180 миллионов? Это фантастические траты.
У нас давно так установилось, что артисты – это самая уязвимая часть творческой интеллигенции. Особенно балетные, оперные артисты, представители классической музыки. Это самые ущемленные люди, а тут такие цифры, я просто опешил.
Артисты живут очень тяжело. Особенно классические артисты – музыканты оркестровые, хоровые, балетные. Это просто кошмар как их обижают.
Если приезжает хореограф на уровне Григоровича, это можно допустить. Но надо понимать, ради чего это было сделано. Если приезжает звезда мировой величины, какой-нибудь там Хосе Каррерас, то цифры очень серьезные будут. Если балет штучный, посвящен какому-то уникальному событию, то с натяжкой траты можно назвать оправданными. А если это рядовой спектакль, то зачем? Из пушки по воробьям стрелять.
Коррупция есть в культуре, как и везде. Она у нас во всех сферах жизни присутствует. Сколько было публикаций о том, что того посадили, этого – именно чиновников из сферы культуры.
Наталья Малярчук, экс-глава ОФ «Transparency International Kazakhstan», бизнес-консультант:
Почему Министерство действует через другие организации? Это вопрос к квазигосударственным структурам.
У нас очень много государственных предприятий, которые нужно кормить. Там очень много людей. Предполагается, что они дальше будут как бы вниз спускать какие-то задачи. Естественно, это забирает какую-то часть бюджета, часть свободы, потому что культурным объектам нужно будет согласовывать не только с Министерством, но и с этой управляющей компанией.
Это то, о чем говорил Президент. То есть надо мораторий ввести не на словах, а на деле. Мораторий на создание государственных предприятий в любой форме – в форме АО или ТОО, которые любят у нас, это очень закрытая форма. Государству необходимо уйти с рынка и тогда начнется развитие. Потому что пока государство на рынке, оно является основным игроком. Там сконцентрированы финансы, полный контроль.
Нужно понять государству, что надо отпустить людей и дать им самим развиваться. Мы не такие несамостоятельные, как им кажется там, наверху. Сколько говорили чиновникам: «Прекратите создавать предприятия». Нурсултан Назарбаев говорил, Касым-Жомарт Токаев говорил. Но воз и ныне там. Предприятия создаются, реорганизовываются, туда идет финансирование, полномочия, контроль, но смысл в этом? Слишком много посредников.
У нас есть серьезные проблемы с системой управления в любой отрасли. Управление сверху вниз уже давно не действует. Нужно менять систему управления. Нужно дать театрам больше свободы.
Понятно, что культура и искусство – это не те отрасли, которые способны полноценно себя обеспечивать. Естественно, государственная поддержка в любом случае нужна. Но нужно понимать, кого и как поддерживать, чтобы артисты были обеспечены соответствующей зарплатой и работать с населением, которому нужно повышать культурный уровень.
Тут многоплановая работа, которая должна вестись. И одними шоу, экранизациями и привозами каких-то знаменитостей, к сожалению, не решишь эту задачу. Тут скорее вопрос в том, почему наших не привлекают? Может все-таки надо тратить, как сказал Президент, на обучение наших специалистов, чтобы они дальше сами это делали.
Я читаю очень много интервью деятелей культуры и складывается впечатление, что они знают, чего хотят, они видят развитие своей отрасли. Почему с ними не разговаривают? Почему не развивают проекты? Потому что на самом деле, если так посмотреть, это же не «нефтянка», там сильно много денег не нужно.
Нужно исключить диктаторство со стороны Министерства, дать свободу тем же театрам, музеям, дать им возможность зарабатывать деньги, потому что они знают, что общество хочет.
Ромина МАКАРИМОВА
Агентство Azattyq Rýhy не утверждает, что указанные в документах данные соответствуют действительности. В рамках инициированного нами фактчека, мы обратились с официальным запросом в Министерство культуры и спорта РК: