Политолог оценил реализацию реформ, инициированных главой государства
Управление страной идет не по реальной картине, а по социальным сетям, и рассчитано на определенное количество лайков. А практического результата от некоторых мер мы не видим. Такое мнение выразил политолог Данияр Ашимбаев, оценивая реализацию реформ в Казахстане, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на ia-centr.ru.
– Конечно, многие реформы – нужные начинания. Однако вопрос упирается в их реализацию и своевременность. К примеру, введение графы «против всех» в бюллетенях для голосования не до, а сразу после парламентских выборов как-то делает этот шаг бессмысленным. А учитывая то, что у нас законодательство имеет тенденцию постоянно меняться, не факт, что эта норма доживет до следующих выборов в Казахстане.
Обязательная ответственность руководителя за подчиненных – тоже до сих пор ставит много вопросов. С одной стороны, в обществе есть такой запрос, а с другой – как это реализовывать? К примеру, отставка после приговора. Но его можно ждать несколько месяцев, и к тому времени начальник может смениться. Должен ли уходить новый начальник осужденного подчиненного, или старый подаст в отставку с новой должности? А если начальник ушел в отставку, а при апелляции подчиненного оправдали?
Таким образом, есть масса нюансов, которые создают много толкований для неплохих по идее начинаний. При этом нельзя сказать, что реформы не удаются. Однако мы 30 лет находимся в режиме постоянных реформ, не считая периода перестройки. Все время что-то улучшаем, совершенствуем, модернизируем. Но в итоге после каждой – нужна новая реформа, чтобы привести предыдущую в порядок.
Если же обратиться к нынешним изменениям, то я на данный момент не увидел главного. Налицо проблема качества госуправления. На эту тему вопросы и задачи стояли, шаги были сделаны. Введена новая система планирования, анонсирована некая система улучшения качества контрольных показателей. Но прорывов не видно. Счетный комитет по-прежнему сообщает о гигантских нарушениях, а какой-то обобщающей работы по ним сделано не было.
– Есть инициативы, но нет под ними фундамента?
– Правильнее сформулировать так: реформы имеют определенный пропагандистский характер, но говорить об их принципиальном историческом значении я бы не стал в принципе. Вспомним недавнее увольнение чиновника Кайрата Досаева. Человек два года работал на разных руководящих должностях (в ноябре 2019 г. после инцидента с изнасилованием школьницы Досаев был освобожден от должности акима Тараза), и только после того, как его перевели на другую работу, акиму области объявили выговор, а чиновника уволили. В связи с этим возникает масса вопросов. А почему сейчас?
Создается впечатление, что управление идет не по реальной картине, а по социальным сетям, и рассчитано на определенное количество лайков. А практического результата у этих мер мы не видим.
– Они идут по медийному пути?
– Мне кажется, да. Как, впрочем, и раньше. И пропагандистский эффект перекрывает реальную работу. Другой пример – недавно проведенные выборы сельских акимов. Там вообще все наизнанку.
Сначала объявили выборы, потом поменяли закон о полномочиях акимов, и только сейчас обсуждается концепция местного самоуправления. Хотя по идее надо было бы сначала принять концепцию, потом закон, а после уже объявлять выборы. То есть, сначала процесс, потом обозначили правила игры, а стратегия, ради которой все затевалось, еще официально не принята.
В этих условиях оценивать реформы тем более сложно. Выборы состоялись – уже хорошо. Но насколько эффективно будет работать модель в целом – на данный момент сказать сложно.