В Министерстве юстиции предоставили все данные о законной регистрации политической партии
Идея проведения в Казахстане большого политического референдума провалилась. Отказали активистам «в виду отсутствия фактических данных, свидетельствующих об образовании инициативной группы референдума». Именно так звучит официальная позиция ЦИКа. Для тех, кто пропустил эту краткосрочную историю с республиканским опросом, напомню в двух словах: активисты обратились в Центральную избирательную комиссию с идеей проведения референдума на тему возможных изменений в некоторые законы. А именно:
- Изменить Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», в том числе с введением системы выборов по одномандатным округам и одинаковому соотношению с пропорциональной системой;
- Изменить закон Республики Казахстан «О политических партиях», в том числе с уменьшением количества членов партии при ее государственной регистрации с сорока до одной тысячи человек.
Касательно первого пункта следует пояснить, что речь идет о возвращении смешанной системы формирования мажилиса. Один из инициаторов проведения народного референдума заявил, что в нижней палате ныне больше половины депутатов представляют Алматинскую и Туркестанскую области. Представленность остальных 15 регионов, согласно его данным, составляет меньше 50%. Такая региональная диспропорция и не устраивает активистов. Второй же пункт прямо относится к теме данного материала – сокращение числа сторонников/членов новой партии при ее регистрации с нынешних 40 тыс. до 1 тыс. человек.
ЦИК отказала в проведении референдума
Впрочем, и без несостоявшегося референдума 3,5 года с момента проведения последних парламентских выборов не отличались абсолютной тишиной. То и дело политическое информационное пространство «взрывали» отдельные активисты и общественники заявлениями о намерении создать новую партию. Особенным в этом смысле стал 2019 год.
Так было с лидерами молодежных движений «Оян, Казахстан» и «Республика». Попытку, надо сказать не очень настойчивую, предприняла и Санавар Закирова. Не очень настойчивую, потому как вслед за заявлением, не замеченная до сих пор в общественно-политической жизни страны женщина несколько погрязла на другом поприще, не выстраивая при этом конструктивного диалога ни со своими сторонниками, ни уж тем более с властью. За что, кстати, и нарвалась на обилие критики в соцсетях (некоторые пользователи, назвав «проектом», прямо обвиняли ее в ангажированности).
И, наконец, Мэлс Елеусизов, годами то и дело «создававший» партию, вновь заявил о начале дежурного процесса. В случае главы экосоюза «Табигат», по обыкновению, политический альянс должен окраситься в зеленые цвета.
Так вот, судя по некоторым из этих процессов, сами инициаторы, да и большинство казахстанцев, не до конца разобрались в требованиях Министерства юстиции, то есть нашего закона. Как же ворваться на политическую арену Казахстана? Действительно ли наше законодательство нуждается в некоторых коррективах?
Регистрация партии
Начнем с того, что порядок государственной регистрации политических партий в Казахстане регламентирован Законом «О политических партиях» от 15 июля 2002 года (далее - Закон).
Так вот, в соответствии со статьей 10 данного Закона государственная регистрация политической партии осуществляется Министерством юстиции, а не отдельными политическими силами, как предполагают некоторые из активистов.
В Минюст необходимо предоставить 5 видов различных документов:
1. Заявление по форме, установленной регистрирующим органом;
2. Устав и программа политической партии в двух экземплярах, подписанные руководителем политической партии;
3. Протокол учредительного съезда (конференции) политической партии;
4. Списки членов политической партии на электронном и бумажном носителях по форме, установленной регистрирующим органом, и в соответствии с требованием пункта 6 настоящей статьи;
5. Документ об уплате сбора за государственную регистрацию юридического лица.
А теперь о том самом пункте, в котором прописано число членов партии при регистрации.
«Согласно пункту 6 вышеуказанной статьи для государственной регистрации политической партии в ее составе должно быть не менее сорока тысяч членов партии, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, городах республиканского значения и столице численностью не менее шестисот членов партии в каждой из них».
То есть, здесь как раз-таки прописана невозможность диспропорции – сторонники новой партии должны быть более-менее равномерно распределены по всей стране, а общее их число составляет не менее 40 тыс. человек.
Строго регламентирован и срок подачи всех упомянутых выше документов. В Минюст следует их предоставить не позднее чем через 4 месяца после проведения учредительного съезда (конференции) новой политической партии (пункт 4 статьи 10 Закона). Если все документы в порядке, то судьба партии по сути решится в течение месяца – быть ей или не быть.
«Согласно статье 9 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» срок государственной регистрации (перерегистрации) политических партий и учетной регистрации (перерегистрации) их филиалов (представительств) должны быть произведены не позднее одного месяца со дня подачи заявления с приложением необходимых документов».
Съезд партии
Упомянут был учредительный съезд. Пожалуй, на этом этапе стоит остановиться отдельно. Порядок проведения съезда либо конференции установлен статьей 6 Закона.
Непосредственно организацией съезда занимается оргкомитет, состоящий из 10 человек и более. Именно организационный комитет предоставляет в Минюст уведомление о намерении создать политическую партию. Этот документ должен содержать следующую информацию:
1. Список инициативной группы граждан по созданию политической партии и сведения о членах организационного комитета на электронном и бумажном носителях по форме, установленной регистрирующим органом;
2. Протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, предполагаемое наименование политической партии, местонахождение, предполагаемые источники формирования и использования денег и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (далее - уполномоченное лицо организационного комитета).
В день получения данного уведомления и вышеуказанных документов, Минюст выдает представителю оргкомитета подтверждение. С этой минуты и начинается подготовка к проведению съезда, который должен пройти не позднее чем через 2 месяца, после получения подтверждения от Минюста.
С инициативой создания политической партии может выступить группа, численностью не меньше тысячи человек. Они-то и созывают учредительный съезд, представляя при этом две трети областей, городов республиканского значения и столицы. Разумеется, инициативная группа в полном составе принимает участие в съезде.
«На учредительном съезде (конференции) принимается решение о создании политической партии, ее названии, уставе, программе и формируются ее руководящие органы.
Политическая партия осуществляет уставную деятельность после прохождения государственной регистрации».
Бюджет партии
Подобрались к наиболее любопытному – деньги партии. Из чего же формируется бюджет политической организации? Наиболее очевидный ответ – взносы вступительные и членские. Всего, как выяснилось, 4 пункта «доходов».
1. Вступительные и членские взносы;
2. Пожертвования граждан и негосударственных организаций Республики Казахстан, осуществляемых в порядке, установленном центральным исполнительным органом, обеспечивающим налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством, при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник;
3. Доходы от предпринимательской деятельности;
4. Бюджетные средства.
Наверняка, обращает на себя внимание третий пункт – предпринимательская деятельность. Здесь, как показывает практика, широкого бизнеса, если так можно выразиться, как правило нет. В основном, под предпринимательской деятельностью подразумевается сдача офисов в аренду.
«Деньги политической партии размещаются на счетах банков, зарегистрированных в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Деньги и иное имущество политической партии не могут распределяться между ее членами и должны расходоваться в соответствии с уставными целями. Допускается использование политической партией своих средств на благотворительную помощь.
Годовая финансовая отчетность политической партии ежегодно публикуется в республиканских печатных изданиях».
Мнение
В завершение вернемся к одному из требований инициаторов проведения референдума. Вот что на этот счет думают в Центре актуальных исследований «Альтернатива» во главе с политологом Андреем Чеботаревым.
«Анализируя требование закона «О политических партиях» относительно 40 тыс. членов, для сравнения следует привести аналогичные нормы из законодательства некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья, которые устанавливают следующее минимальное количество граждан, необходимое для государственной регистрации политической партии:
а) Азербайджан, Беларусь, Польша, Таджикистан и Эстония – 1000 человек;
б) Швеция – 1500 человек;
в) Молдова – 4000 человек;
г) Португалия – 5000 человек;
д) Украина – 10 000 человек.
Очевидно, что законодательство указанных выше стран устанавливает вполне приемлемое для инициаторов создания тех или иных политических партий количество граждан, необходимое для прохождения государственной регистрации в уполномоченных органах».
Согласно сведениям Национального реестра бизнес-идентификационных номеров на сегодня в Казахстане зарегистрировано 7 политических партий: ОО «Партия «Nur Otan»; ОО «Демократическая партия Казахстана «Ак жол»; ОО «Коммунистическая Народная партия Казахстана»; ОО «Народно-демократическая патриотическая партия «АУЫЛ»; ОО «Политическая Партия «Бірлік»; ОО «Демократическая Партия Казахстана «АЗАТ»; ОО «Общенациональная социал-демократическая партия».
Матвей ЗУЕВ