Мажилисмен потребовал прекратить эксплуатацию устаревших самолетов Як-40 в Казахстане

Автор: Ахметбеков Асхат

По словам Темира Кырыкбаева, они угрожают жизни пациентов, но продолжают использоваться в стране

Фото: © pexels.com / Захар Ерощев

Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Темир Кырыкбаев обратился с депутатским запросом о необходимости обеспечения безопасности полетов воздушных судов к министру транспорта РК Нурлану Сауранбаеву, передает Azattyq Rýhy.

«На территории Казахстана до сих пор эксплуатируются советские пассажирские самолёты Як-40, серийное производство которых было прекращено еще в 1981 году. Сегодня возраст этих воздушных судов составляет от 44 до 55 лет, что вдвое превышает предельно допустимый средний возраст региональных авиалайнеров в мире – не более 15-20 лет», – сказал Темир Кырыкбаев, озвучивая депутатский запрос на пленарном заседании Мажилиса в среду.

По его словам, самолеты Як-40 полностью выработали свой ресурс. Они оснащены двигателями АИ-25, разработанными в 1960-х годах прошлого века.

«Производство данных двигателей прекратилось ещё в конце 1980-х, а с 2022 года предприятие «Мотор Сич», выпускавшее их, подверглось разрушению – часть оборудования демонтирована. В настоящее время производство двигателей АИ-25 и сертифицированных запчастей к ним полностью прекращено, а международные поставки отсутствуют.

Кроме того, самолёты Як-40 не соответствуют современным требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO) по уровню шума и выбросов. Их эксплуатация запрещена на территории Европейского союза с 1 апреля 2002 года. Однако в Казахстане эти устаревшие и небезопасные самолёты до сих пор используются в санитарной авиации для транспортировки пациентов, что напрямую угрожает жизни и здоровью людей», – отметил мажилисмен.

Вместе с тем, согласно статье 4 Закона Республики Казахстан «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», основными целями являются обеспечение безопасности полетов, защита жизни и здоровья человека, охрана окружающей среды и интересов государства, напомнил Темир Кырыкбаев.

«Продолжение эксплуатации самолётов, не соответствующих стандартам ICAO, негативно влияет на международную репутацию Казахстана как страны, заявляющей о приверженности принципам авиационной безопасности», – заявил он.

Учитывая изложенное и высокую социальную значимость вопроса, депутат от фракции партии «AMANAT» просит рассмотреть возможность принятия следующих мер:

  • первое: прекратить эксплуатацию самолётов Як-40 на территории Республики Казахстан в связи с угрозой жизни и здоровью граждан;
  • второе: разработать и утвердить поэтапный график вывода из эксплуатации воздушных судов Як-40 до конца текущего года;
  • третье: подготовить и внедрить программу замены устаревших самолётов на современные воздушные суда, соответствующие международным стандартам ICAO;
  • четвертое: обеспечить санитарную авиацию экологически безопасными и технически надёжными самолётами, не представляющими угрозы для окружающей среды и интересов государства.