Классификацию систем искусственного интеллекта вводят в Казахстане
Депутат Мажилиса Екатерина Смышляева рассказала о новеллах закона об ИИ

Мажилис Парламента принял Закон «Об искусственном интеллекте». В документе впервые вводятся классификации систем искусственного интеллекта (ИИ) по автономности, степени риска, а также по типу: открытые, закрытые и локальные. Закон также закрепляет правила защиты авторских прав и маркировку синтетического контента. Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Екатерина Смышляева в беседе с Azattyq Rýhy рассказала о нормах нового закона.
«Во-первых, по инфраструктуре. У нас была национальная платформа по искусственному интеллекту – среда разработки и эксплуатации. Теперь добавлен порядок доступа к вычислительным ресурсам. Те ресурсы, которые приобретаются за счет государственного бюджета и инвестиций, должны распределяться, в том числе с участием рынка. Поэтому необходим чёткий порядок их распределения», – сообщила Екатерина Смышляева в кулуарах Мажилиса в среду.
Следующий момент – классификация.
«Первоначально она была только по степеням риска. Теперь дополнительно введена классификация по степени автономности систем. Полностью автономные системы исключены, поскольку на практике такие не применяются ни в Казахстане, ни в мире. Системы делятся на низкой, средней и высокой автономности. Для высокоавтономных систем, например, беспилотного транспорта, регулирование будет осуществляться исключительно через законы. В ближайшее время предстоит внести изменения в отраслевое законодательство», – пояснила мажилисвумен.
Кроме того, введена классификация по открытым, закрытым и локальным системам ИИ, продолжила она.
«Локальные системы представляют особый интерес, так как они касаются вопросов национальной безопасности: обучаются и функционируют в закрытом контуре, на локальных данных. Такие решения будут использоваться в сферах с повышенными требованиями к защите данных, в том числе в образовании, где важно управлять процессом обучения моделей и их «рационом» данных. С открытыми системами предусмотрены строгие меры информационной безопасности, чтобы исключить утечки служебной информации», – отметила Екатерина Смышляева.
Значительное внимание уделено вопросам авторского права.
«Если продукт создан исключительно системой ИИ без творческого вклада человека, он не будет охраняться законом об авторском праве. При этом промпты (текстовые запросы – AR), содержащие творческий компонент, могут признаваться объектами авторского права. Что касается использования произведений и научных работ для обучения генеративных моделей, нарушения прав автора не происходит, так как модели не транслируют и не изменяют оригинальные работы. Однако за автором сохраняется право установить машиночитаемый запрет на использование его материалов для обучения. Если запрета нет, национальные модели могут свободно использовать открытые данные», – добавила депутат.
Помимо этого, ввели регулирование синтетического контента.
«Его маркировка становится обязательной: пользователь должен знать, что общается или получает услуги с применением технологий ИИ. Даже позитивный синтетический контент обязан быть обозначен как таковой. Расширены права пользователей. Человек имеет право оспорить решение, принятое системой, отказаться от взаимодействия с ИИ (если это не установлено законом), а также запросить информацию об основаниях принятого решения. В целом, структура законопроекта сохранена, но принципы уточнены и дополнены. Закон активно обсуждался с научным сообществом, экспертами и бизнесом», – напомнила она.
По словам Екатерины Смышляевой, универсального «идеального» регулирования пока нет ни в одной стране, поэтому Казахстан, как и другие государства, будет искать наиболее эффективные механизмы.
«После принятия закона ожидаются изменения в отраслевом законодательстве – в законе об образовании, в кодексе о здоровье и других. Конструкция документа предусматривает, что многие вопросы будут регулироваться на подзаконном уровне, поэтому закон будет меняться и развиваться, в том числе за счет дополнений в отраслевых актах», – добавила она в заключение.