Об исключении Минздравом ряда лекарств для лечения рака из списка бесплатных высказался депутат

Автор: Ахметбеков Асхат

По словам Асхата Аймагамбетова, Минздрав мог бы сэкономить сотни миллиардов за счет других мер

Фото: freepik.com

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Асхат Аймагамбетов прокомментировал решение Министерства здравоохранения РК об исключении десятков препаратов из списка лекарств, предоставляемых в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и обязательного социального медицинского страхования, передает Azattyq Rýhy.

«Вместо того чтобы сокращать бюджетные средства на лечение больных раком, на гемодиализ, паллиативную помощь и ПМСП, Минздрав мог бы сэкономить сотни миллиардов за счет других мер», – написал Асхат Аймагамбетов в своем Telegram-канале.

Он опубликовал данные из анализа Высшей аудиторской палаты (ВАП). Так, по итогам аудита эффективности обеспечения лекарственными средствами установлено, что объем фармацевтического рынка Казахстана в 2023 году приблизился к 1 трлн тенге, увеличившись за последние 5 лет в 2 раза. При этом количество потребленной продукции за 2019-2023 годы выросло лишь на 10% (с 651 млн до 715 млн упаковок).

Установлены следующие недостатки:

  • первое: отсутствие альтернативы в перечнях лекарственных средств (60% закупок осуществлено с участием одного поставщика);
  • второе: отсутствие подтверждающих документов по ценообразованию и необоснованные торговые наценки.

Пример превышения цен на фармацевтические препараты в Казахстане по сравнению с Россией и Кыргызстаном:

  • «Парацетамол 0,5 г, № 10» – в России 59,4 тенге, в Казахстане 144,2 тенге, в Кыргызстане 90 тенге;
  • «Ацетилсалициловая кислота (Аспирин) 0,5 г, № 10» – в Казахстане 75,9 тенге, в России 52 тенге, в Кыргызстане 49 тенге;
  • «Терафлю № 10» – в Казахстане 3 325,5 тенге, в России 2 285 тенге, в Кыргызстане 2 548 тенге.

«Установлены факты регистрации цен на препараты иностранного производства, превышающих цены отечественных производителей (ОТП), без их фактической поставки, что создает риски искусственного повышения цен и препятствует их снижению до уровня оригинальных препаратов», – отметил мажилисмен.

По расчетам ВАП, единый подход к формированию торговых наценок мог бы сэкономить  значительные суммы.

Министерством здравоохранения отменено требование, ограничивающее соотношение стоимости генерических и биоаналогичных препаратов к стоимости оригинальных препаратов на уровне не более 70% и 90% соответственно.

В результате: предельные цены на отдельные генерики превышают стоимость оригинальных препаратов на 10-52% («Диклофенак» – на 52%, «Цефтриаксон» – на 43%, «Сальбутамол» – на 43%, «Ибупрофен» – на 13%, «Моксифлоксацин» – на 10%).

«Недостатки механизма ценообразования привели к существенной разнице цен в бюджетном и рыночном сегментах. По топ-10 препаратов и изделий, закупаемых Единым дистрибьютором, разница составила от 43% до 365%, что эквивалентно 8 378,6 млн тенге», – сообщил депутат.

В мае 2024 года Всемирная организация здравоохранения обновила список лекарственно-устойчивых бактерий, представляющих наибольшую угрозу для здоровья человека. ВОЗ рекомендовала исключить «Амикацин» из протоколов диагностики и лечения туберкулеза у пациентов, чувствительных к препаратам. При анализе бюджетной заявки установлено, что 11 регионов продолжают использовать препарат, рекомендованный к исключению ВОЗ, и планируют его закупать на 2025-2027 годы.