Об исключении Минздравом ряда лекарств для лечения рака из списка бесплатных высказался депутат

По словам Асхата Аймагамбетова, Минздрав мог бы сэкономить сотни миллиардов за счет других мер

Об исключении Минздравом ряда лекарств для лечения рака из списка бесплатных высказался депутат
Фото: freepik.com

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Асхат Аймагамбетов прокомментировал решение Министерства здравоохранения РК об исключении десятков препаратов из списка лекарств, предоставляемых в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и обязательного социального медицинского страхования, передает Azattyq Rýhy.

«Вместо того чтобы сокращать бюджетные средства на лечение больных раком, на гемодиализ, паллиативную помощь и ПМСП, Минздрав мог бы сэкономить сотни миллиардов за счет других мер», – написал Асхат Аймагамбетов в своем Telegram-канале.

Он опубликовал данные из анализа Высшей аудиторской палаты (ВАП). Так, по итогам аудита эффективности обеспечения лекарственными средствами установлено, что объем фармацевтического рынка Казахстана в 2023 году приблизился к 1 трлн тенге, увеличившись за последние 5 лет в 2 раза. При этом количество потребленной продукции за 2019-2023 годы выросло лишь на 10% (с 651 млн до 715 млн упаковок).

Установлены следующие недостатки:

  • первое: отсутствие альтернативы в перечнях лекарственных средств (60% закупок осуществлено с участием одного поставщика);
  • второе: отсутствие подтверждающих документов по ценообразованию и необоснованные торговые наценки.

Пример превышения цен на фармацевтические препараты в Казахстане по сравнению с Россией и Кыргызстаном:

  • «Парацетамол 0,5 г, № 10» – в России 59,4 тенге, в Казахстане 144,2 тенге, в Кыргызстане 90 тенге;
  • «Ацетилсалициловая кислота (Аспирин) 0,5 г, № 10» – в Казахстане 75,9 тенге, в России 52 тенге, в Кыргызстане 49 тенге;
  • «Терафлю № 10» – в Казахстане 3 325,5 тенге, в России 2 285 тенге, в Кыргызстане 2 548 тенге.

«Установлены факты регистрации цен на препараты иностранного производства, превышающих цены отечественных производителей (ОТП), без их фактической поставки, что создает риски искусственного повышения цен и препятствует их снижению до уровня оригинальных препаратов», – отметил мажилисмен.

По расчетам ВАП, единый подход к формированию торговых наценок мог бы сэкономить  значительные суммы.

Министерством здравоохранения отменено требование, ограничивающее соотношение стоимости генерических и биоаналогичных препаратов к стоимости оригинальных препаратов на уровне не более 70% и 90% соответственно.

В результате: предельные цены на отдельные генерики превышают стоимость оригинальных препаратов на 10-52% («Диклофенак» – на 52%, «Цефтриаксон» – на 43%, «Сальбутамол» – на 43%, «Ибупрофен» – на 13%, «Моксифлоксацин» – на 10%).

«Недостатки механизма ценообразования привели к существенной разнице цен в бюджетном и рыночном сегментах. По топ-10 препаратов и изделий, закупаемых Единым дистрибьютором, разница составила от 43% до 365%, что эквивалентно 8 378,6 млн тенге», – сообщил депутат.

В мае 2024 года Всемирная организация здравоохранения обновила список лекарственно-устойчивых бактерий, представляющих наибольшую угрозу для здоровья человека. ВОЗ рекомендовала исключить «Амикацин» из протоколов диагностики и лечения туберкулеза у пациентов, чувствительных к препаратам. При анализе бюджетной заявки установлено, что 11 регионов продолжают использовать препарат, рекомендованный к исключению ВОЗ, и планируют его закупать на 2025-2027 годы.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.