Министерство геологии и охраны недр предлагают создать в Казахстане

Azattyq Rýhy

С таким запросом выступили депутаты от партии AMANAT

Министерство геологии и охраны недр предлагают создать в Казахстане
Фото пресс-службы Мажилиса

Член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Арман Калыков огласил депутатский запрос о создании отдельного органа с передачей функций по восполнению минерально-сырьевой базы и государственного контроля за недропользованием, передает Azattyq Rýhy.

«Конституцией РК предусмотрено, что Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. В таких условиях государство обязано усиленно работать над тем, чтобы разработка наших месторождений приносила существенные блага для народа Казахстана, развивало инфраструктуру населенных пунктов, социальных объектов, создавало рабочие места. То есть в задачи государственных органов должно быть включено не только предоставление права недропользования, но и обеспечение должного государственного контроля за месторождениями и рациональное их использование в интересах народа», - сказал депутат.

Он отметил, что принятый 27 декабря 2017 года Кодекс «О недрах и недропользовании» преследует цели доступа на месторождения Казахстана инвесторов, которые не учитывают в полной мере национальные интересы, принимая во внимание в основном лишь собственные цели. Действующий Кодекс подтверждает, что мало разведанные и слабоизученные территории без геологических данных о перспективах участка для инвестора не интересны и лицензии на право недропользования выдаются в основном по месторождениям и рудопроявлениям, выявленные до периода независимости Казахстана.

«Если ранее государством регулировалась выдача права недропользования путем проведения аукционов с учетом стратегических планов развития, то открытие программы управления государственным фондом недр в прошлом году способствует передаче в недропользование всех ранее выявленных месторождений и рудопроявлений на принципе «первый пришел-первый забрал», - заявил Арман Калыков.

Исчерпание объектов интереса инвесторов (месторождений и рудопроявлений) ожидается в течение 3-5 лет. Создание новых объектов интереса, усложняется тем, что рентабельные для разработки месторождения в большей степени уже открыты, а поиск новых месторождений является сложной задачей. При этом, необходимо учесть, что от открытия месторождения до начала промышленной эксплуатации может пройти порядка 10-15 лет. 

«Указанное происходит на фоне исключения принципов экономически эффективного освоения всех видов ресурсов недр на основе использования передовых технологий и современной экологической практики разработки месторождений. Заинтересованные государственные органы в части твердых полезных ископаемых полностью самоустранились от регулирования отрасли, отдав недра на откуп рынку», - добавил депутат.

Так, с текущего года государственный учет запасов по новым месторождениям будет производиться по отчету компетентного лица, который подготовлен за счет недропользователя, без проведения государственной экспертизы.

В созданном климате недропользователю выгодно подготавливать собственные отчеты без обеспечения полноты и комплексного изучения недр, предусматривающие выборочную разработку богатых участков на месторождениях.

«Если ранее процесс отработки месторождения регулировался государством, путем вовлечения в разработку участков одновременно с богатыми и малыми содержаниями, то сейчас понятие комплексного и рационального использования недр утрачено. В данный момент отработка запасов ведется варварским, хищническим способом (отрабатываются жирные пласты угля и участки с богатым содержанием меди, полиметаллов). Указанному эффекту также способствует исключение контрольных функций. Государственный контроль в текущих условиях проводится только по данным отчетностей, предоставляемых самим недропользователем», - говорится в запросе.

Также упразднено согласование плана горных работ, который разрабатывается и утверждается недропользователем самостоятельно. При этом, в развитых странах планы горных работ ежегодно в обязательном порядке согласуются с государственными органами, что в свою очередь позволяет недропользователям планировать объемы добычи за год в соответствии с реальными ценами на полезное ископаемое.

«Отдельного внимания требуют вопросы истощения запасов полезных ископаемых. Снизились запасы, числящихся на государственном балансе в сравнении с периодом независимости. Истощение запасов и как итог падение объемов добычи становится серьезной угрозой национальной, энергетической и экономической безопасности страны. Следует обратить внимание на тот факт, что в стране активно развивается бесконтрольная добыча полезных ископаемых, которая может привести к негативным последствиям в будущем.

Одним из факторов имеющихся проблем в геологии – частые структурные преобразования (13 реорганизаций) и передача Комитета геологии из одного министерства в состав другого. В результате данных преобразований система государственного управления недрами Казахстана разобщена между целым рядом государственных органов», - заметил депутат.

В этой связи, для системного развития геологической отрасли видится целесообразным создание отдельного государственного органа - Министерства геологии и охраны недр.

«Данное министерство должно будет разрабатывать государственные программы исследования недр на перспективу и текущие 3-5-летние периоды, обеспечение восполнения минерально-сырьевой базы, что в свою очередь приведет к максимально экономическому эффекту от государственно-частного партнерства в освоении сырьевых ресурсов», - считает он.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.