В настоящее время разрабатывается программа «Уверенность в завтрашнем дне», которая может стать базисом для экономической политики Казахстана
Женщины в ООН, женщины – главы стран, женщины в министерствах… Это новый тренд в странах Европы. Казахстан не стал исключением, и все больше и больше женщин входят в большую политику. Наша сегодняшняя собеседница не только понимает существующие проблемы страны, но, самое главное, знает пути их решения. Лидерские качества, целеустремленность, уверенность в своих силах, знание и понимание текущей ситуации, неравнодушие, любовь к людям и способность слышать их - все это о Жанар.
- Жанар, Вы успешный предприниматель, мама 5 детей. Когда и почему вы приняли решение идти в политику?
- Мне всегда была интересна политика. Еще в начале 2000-х годов я ощущала дух свободы, энергию и надежду в глазах людей. Но это чувство прекрасного улетучилось, когда я увидела, как рейдеры отбирали бизнес у предпринимателей, начинавших свой бизнес с нуля, увидела, что качественное лечение в больницах доступно только людям с деньгами, увидела, что реформы образования затягиваются…. Это заставило меня попытаться глубже разобраться в сути происходящего и начать подготовку к работе в гражданском секторе и политике. Я много читала, училась, брала курсы по экономике и менеджменту в лучших мировых университетах.
За два года пандемии я закончила два годичных курса: Business Booster Высоцкого по систематизации бизнеса и Executive Coaching в Московской школе управления Skolkovo. Изучила стратегии реформ Ли Куан Ю и его «экономического чуда» для Сингапура.
Главное, что помогла осознать мне учеба, можно выразить одной фразой: «Если хочешь изменить что-то – изменись сам».
Я глубоко убеждена, что если мы хотим, чтобы в нашей стране, бизнесе, образовании, власти, что-то изменилось - нужно самому стать этим изменением. Изменением к лучшему, эволюционным изменением, если хотите. Только когда политики, чиновники, социально активные граждане осознают, что необходимо меняться самим, что участие в общественной жизни просто необходимо для построения демократического процветающего общества, в котором мы хотим жить и растить наших детей, только тогда наша система может плавно и эволюционно трансформироваться, только тогда настанет наше «Казахстанское экономическое чудо».
Меруерт Айткажиева и Жанар Сулейменова на лекции о женском политическом лидерстве
- Да, начать с себя сложнее всего. Обычно легче критиковать других или искать виновных в бедах казахстанцев на мировой шахматной доске. Скажите: а что, по Вашему мнению, является основой благополучия страны? Что нужно менять в себе?
- Глобально – нам нужен новый общественный договор. Более честный и прозрачный. Если говорить по этапам, то стоит проанализировать мировой опыт. Возьмем, к примеру, страны с высоким уровнем дохода населения. Там фундаментом благополучия является средний класс. Его ядро – самозанятые граждане и высококвалифицированные специалисты, которые создают рабочие места и обеспечивают налоговые поступления в госбюджет.
В то же время, малый и средний бизнес в Казахстане – объект постоянного финансового давления со стороны фискальной службы, силовых и административных органов. А недостаточная экономическая свобода приводит к уклонению бизнеса от уплаты налогов, развитию коррупции и утечке средств из экономики страны.
Кроме того, не стоит забывать о высоких процентах по кредитам, а программы стимулирования имеют много ограничений. Все это – реалии малого и среднего бизнеса Казахстана. И эту ситуацию нужно срочно менять. Это один из примеров реформ, которые просто необходимы.
- Уверена, что Вы говорите это не понаслышке, ведь сами построили свое дело и создали рабочее места. Что, на ваш взгляд, препятствует сегодня развитию предпринимательства в нашей стране? Коррупция в налоговой?
- Все немного сложнее. Одним из весомых факторов такой ситуации является невзвешенная налоговая политика. Неподъемные налоговые нагрузки на бизнес наряду с коррумпировано-дискреционными фискальными нормами существенно тормозят развитие производств и сервисов, сдерживают инновационно-инвестиционные процессы. А это, в свою очередь, обуславливает отток капитала за границу и снижение уровня реальных налоговых поступлений.
Фискальная система, при которой малый бизнес платит большие налоги, а большой - использует средства уклонения, влечет за собой снижение деловой активности, создание монополий и тенизацию национальной экономики.
Бесконтрольность в наполнении бюджета и использовании средств налогоплательщиков, а также «схемы» уклонения от налогообложения с участием должностных лиц вместе с вопиющим уровнем коррупции в этой сфере – печальные реалии государственной политики в области фискальной службы. И эту ситуацию нужно срочно менять, иначе нам останется только наблюдать, как лучшие наши кадры покидают страну. А население продолжит скатываться в нищету.
- Как Вы пришли к этим выводам?
- Я больше 25 лет – предприниматель, начинала с малого бизнеса, потом мы чуть выросли. Я понимаю проблемы на своем опыте. Также мы проводили ряд встреч с экономистами и предпринимателями, когда формировали программу реформ «Уверенность в завтрашнем дне».
- Какие шаги, по Вашему мнению и программе, нужно предпринять для развития производства в Казахстане, что обеспечит рост и новую индустриализацию?
- В первую очередь, должна быть обеспечена всесторонняя поддержка национального производителя со стороны государства, введена политика взвешенного экономического протекционизма.
Второе важное направление - финансирование малого и среднего бизнеса путем обеспечения доступных кредитов. Да, программы государственных целевых кредитов на открытие бизнеса у нас есть, но очень много ограничений. Вследствие этого, много хороших начинаний закончилось, даже не начавшись.
Также важно, чтобы поддержка государства распространялась не только на мегаполисы, но и на небольшие города и села. Развития агломераций, специализированных экономических зон.
Полагаю, такой комплексный подход обеспечит рост регионального предпринимательства. А это, в свою очередь, гарантирует создание рабочих мест во всем Казахстане. При таком алгоритме, людям, а, в первую очередь, молодежи, не придется покидать родные места и свои семьи в поисках заработка.
- Если отойти от близкой Вам экономической политики и поговорить в целом. Каковы главные проблемы системы управления сегодняшнего Казахстана? И какие пути их решения вы видите?
- Давайте коснёмся темы государственного управления, а также менеджмента в квазигоссекторе и нацкомпаниях.
На мой взгляд, одной из основных проблем являются единоличные решения власти и их приближенных о кадровых назначениях. Посты в госструктурах и нацкомпаниях раздаются приближенным. А большинство умных и талантливых людей остаются на обочине только потому, что не принадлежат этой системе.
Данное обстоятельство приводит к тому, что должности получают непрофессионалы. Они занимают кабинеты и посты, ничего не зная об отраслях, структурах, госпредприятиях или компаниях, которыми они должны руководить. Это порождает иждивенчество, коррупцию и обогащает лишь правящую верхушку. Конечно, не 100% людей в системе таковы, есть и грамотные люди. Но большинство таких грамотных, толковых и компетентных профессионалов сталкиваются со «стеклянным потолком» и не могут продвинуться по карьерной лестнице, так как нет соответствующих «связей».
К чему это все приводит – к бедности, коррупции, отсутствию реальных социальных лифтов. Но самое главное — такая реальность приводит к разочарованию достойных и умных людей, которые, сталкиваясь со стеклянными потолками, не видят своего будущего на родине. А ведь подобные казахстанцы - лучшие кадры, и они уезжают. Их не хватает. Потеря умных и образованных специалистов — это самое страшное, с чем может столкнуться государство, потому что потеря пассионарных людей — это потеря будущего.
Поэтому нам просто необходимо внедрять принципы меритократии во всех сферах управления и власти.
Подходы, которые использовал Ли Куан Ю, обеспечивают равенство и профессиональную компетенцию. Такой подход закрывает путь на руководящую позицию некомпетентному человеку. Сама меритократия — это та система, в которой ценятся принципы конкуренции, открытого конкурсного отбора и тщательной оценки качеств. Меритократия – путь к росту и развитию.
Лекция Жанар для предпринимателей Казахстана
- Что нужно изменить в Казахстане, чтобы повысить уровень жизни людей и добиться экономического процветания страны?
- Повторюсь еще раз. Необходимо комплексное решение. Сейчас мы с коллегами работаем над этой проблемой. Мы разрабатываем программу «Уверенность в завтрашнем дне». Она может стать базисом для экономической политики Казахстана.
Если очень кратко, то нужно начать с образования. С 3 лет ребенок начинает получать знания, закладываются основы на всю жизнь. Без качественного образования не будет ни грамотных управленцев и руководителей, ни мощного гражданского общества.
Второе, я уже об этом говорила, это - развитие среднего класса. Успешны те страны, где успешен средний класс. Профессионалы и предприниматели, которые работают и платят налоги, развивают страну. У нас не созданы условия для среднего класса - это нужно исправить. Механизмов тут много от льготного кредитования до налоговых каникул, целевых фондов и т.д.
И, конечно же, изменение качества госуправления и управления в квазигоссекторе. Во власти нам нужны меритократы - люди грамотные и достойные.
Принцип меритократии хорош и преследует благие цели. Он предполагает принцип равенства и профессиональной компетенции, отрицает коррупцию, непотизм, патронаж. То есть, некомпетентный человек на руководящих должностях оказаться никак не может, независимо от гендерной, социальной, национальной принадлежности. Это та система, в которой ценятся принципы конкуренции, открытого конкурсного отбора и тщательной оценки качеств.
Для Казахстана крайне необходимо: реформирование государственного аппарата; внедрение современных кадровых технологий, обеспечивающих эффективный и прозрачный порядок поступления и передвижения по госслужбе и внутри госкомпаний; возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих и специалистов в квазигоссекторе; взаимосвязь результатов работы и продвижения по карьерной лестнице и, в конечном итоге, повышение уровня доверия населения к государственному аппарату.
Соблюдение принципа меритократии позволит обеспечить отбор наиболее достойных кадров, а также заниматься их профессиональным и карьерным продвижением на основе их личных заслуг, а не финансов или «связей».
Более того, внедрение принципов Ли Куан Ю позволит обеспечить уверенность государственных служащих в объективной оценке их труда и заслуг, а также обеспечить доверие населения к государственному аппарату. Что в нынешних реалиях является одной из главных задач.
- Думаете, все это возможно внедрить при нынешних условиях?
- Можно и необходимо. В данный момент мир меняется. Мы отходим от авторитаризма как цивилизация. Казахстан имеет уникальных людей, ресурсы, геополитическое местоположение – мы можем быть успешными, и мы будем успешными. Верю в наш народ. Верю в наш общий успех как нации.