Жанар Сулейменова: Для меня не существует сложных задач. Я готова служить своей стране и добиваться поставленных целей

Автор: Azattyq Rýhy

Многодетная мама и успешный предприниматель поделилась секретом успеха, а также рассказала о своем видении происходящих в стране реформ

Сегодня в фокусе AR Жанар Сулейменова. Жанар - мама пятерых детей, успешный предприниматель, один из основателей Республиканского общественного объединения по устойчивому развитию регионов «Asyl Niet», профессионал своего дела и просто неравнодушный человек. В сфере ее внимания находятся самые насущные проблемы современной жизни Казахстана: от реформы образования до внедрения принципа меритократии в органы госуправления, квазигоссектора и национальных компаний, которые должны заниматься бизнесом, а не выполнять указания правительства. Она может и готова работать, чтобы изменить жизнь родной страны.

- Спасибо за Ваше время для встречи с нами. Нашим читателям крайне интересно узнать больше о Ваших идеях, опыте, целях. Известно, что именно в детстве закладывается характер человека. Каким оно было у вас?

- Я родилась и выросла в Алматы в семье коренных алматинцев. Учитывая то, что я родилась в 1975 году в советское время, то воспитывалась, как и все дети - в духе патриотизма.

Нужно отметить, что больше всего на мое становление повлиял мой ата (дедушка) - Сулейменов Айтбай Алибаевич. Его сила воли, его трудоспособность, любовь к людям и жизни многому научили меня. Расскажу немного о нем. Мой дедушка прожил 103 года. У него была непростая и насыщенная жизнь. Можно сказать с институтской скамьи он отправился на фронт, где стал командиром огневого взвода противотанковой артиллерии. Был награжден боевым орденом «Красная звезда» и медалями. Под Витебском был тяжело ранен в области груди и потерял глаз. Такие увечья могли бы сломить любого человека, но дедушка уже в 1944 году восстанавливал Ижорский завод. А в 1947 году был направлен на работу на АЗТМ (Алматинский завод тяжелого машиностроения), где открыл сталелитейный цех, который впоследствии был назван его именем. Там он проработал до пенсии – до 75 лет. Но даже после выхода на пенсию, он почти ежедневно приходил на завод и обучал молодежь.

Пройдя войну, ата ценил настоящее дело и отдавал ему себя целиком.

И такой подход к жизни многому научил меня: ответственности, честности, умению ставить и достигать цели, отношению к людям и к работе. Думаю, именно его путь сформировал мою личность.

- Да, вижу у Вас в семье много талантливых людей. Скажите, где именно Вы учились? Как образование повлияло на вашу дальнейшую деятельность? Или семейное воспитание было важнее, чем образование?

- В жизни важен каждый этап. Каждый день и событие формирует нас, как личность. Я закончила КазГУ им. Аль-Фараби, факультет экономики и социологии по специальности «Организация и управление бизнесом» с красным дипломом.

Красный диплом дал возможность принять участие в программе «Болашак». Я легко сдала экзамен. Мои результаты по математике были в десятке лучших по стране. Такие результаты - продукт работы, усердия и усидчивости, нежели везение.  Я действительного много училась, не видела ничего кроме книг. 

Позже я окончила Hofstra University, Frank Zarb School of Business - MBA, по специальности «Финансы». Я получила GPA 3.73 из 4-х.  И сейчас продолжаю совершенствоваться каждый день.

Знаете, США и учеба там изменили мой мир в одночасье. Я увидела, как могут жить люди. И байки советской пропаганды о загнивающем западе рухнули сразу. Американская мечта и дух свободы зарядили меня силой и энергией для свершения достойных дел, и полученные знания способствовали этому.

- Я знаю о Вашем бизнесе. Вы с университета начали строить свое дело? Как применяли полученные знания в раннем возрасте?

- Если говорить о применении знаний, то вернувшись в Казахстан из США, в 1999 году меня пригласили на работу в Национальную компанию «КазТрансОйл». В то время были очень нужны кадры с западным финансовым образованием. Очень рада и горда, что мои знания пригодились сразу. Мы с командой защитили одну из первых тарифных инвестиционных политик в антимонопольном комитете Республики Казахстан. В такой работе ты можешь сполна применить знания, но и видишь минусы системы и острую необходимость комплексных реформ.

Потом, в 2001 году я вышла замуж и ушла в декрет дважды, не успев возвратиться на работу, так как двое старших сыновей - погодки. Но я не умею сидеть дома, мне нужно постоянно чем-то заниматься. Находясь в декрете, я решила организовать свой бизнес. Вместе с партнером мы открыли небольшой ресторан марокканской кухни «Марракеш». Позже его пришлось передать в управление в связи с переездом. Потом были и другие успешные бизнес-проекты. О них Вы наверняка знаете. Сейчас это сеть магазинов одежды аутлет-центров для всей семьи «Red Park» и уникальный отельный комплекс «Дом у озера» в Щучинско-боровской курортной зоне. Мы расширяемся каждый день.

- Но все же именно образование помогло вам добиться успеха? Или важны были другие факторы? Продолжаете ли вы свое обучение?

- Факторы успеха – это знания и труд. Знания финансов и аналитические способности - моя сильная сторона. Это всегда помогало мне в бизнесе.

Еще одна из моих сильных сторон — это способность создать дело с нуля и довести его до логического конца. Не существует сложных задач, если уметь их декомпозировать на более мелкие и решать по мере выполнения, а проблемы решать по мере поступления.

К примеру, стрессовый для всех период пандемии я использовала для образования. За это время я закончила два годичных курса: Business Booster Высоцкого по систематизации бизнеса и Executive Coaching в Московской школе управления Skolkovo. Это время дало мне больше знаний и возможность сформировать стратегию. В моих компаниях ни один человек не был уволен в период пандемии.

Если выразить одной фразой, что мне дала учеба, то это будет следующее: «Если хочешь изменить мир -  изменись сам».

- Вы сказали о замужестве. Мы знаем, что Вы воспитываете пятерых детей. И о проблемах образования знаете не понаслышке. Каких изменений, по-вашему, требует система образования Казахстана?

- Двое моих старших детей – студенты. Трое младших – школьники. Я считаю, что хорошее образование – это начало пути. Позаботишься в юности о том, чтобы получить хорошее образование, тогда можно рассчитывать на достойную работу и жизнь в будущем.

Но, к сожалению, система образования в Казахстане, мягко говоря, далека от совершенства. И в этом наша трагедия, поскольку именно сейчас закладывается будущее нашей страны. Я считаю, что реформа системы образования должна быть проведена немедленно. В первую очередь, нам необходима новая модель дошкольного образования, потому что именно в этот период у ребенка формируются основы.

Что касается среднего образования, то в программе обучения необходимо уделить особое внимание таким предметам как языки и информатика. Хуже всего обстоят дела с науками: физикой, биологией и химией, а также с такими предметами, как география и история Казахстана (данный предмет преподается очень неинтересно); нет такого предмета как бизнес вообще, нет выбора - все учатся по одной системе. Не все же мы математики - мы разные, и у каждого свой талант.

Важно также усовершенствовать программу обновленного содержания образования – очень много проблем возникло с ее реализацией в государственных школах. В особенности это касается повышения уровня подготовки педагогов, которые не совсем хорошо усвоили или даже поняли новую систему, вследствие чего им сложно дается переход от советской системы к обновленке. Также необходимо улучшить качество учебников для наших школьников. И, конечно же, решить проблему трехсменных школ и переполненности классов. По 40-50 учеников в классе – это нонсенс.  Также считаю, что стоит уделить особое внимание преподаванию казахского языка. Ведь на сегодняшний день у нас, к сожалению, до сих пор нет хорошей и результативной методики обучения нашему родному языку.

Что касается профессионально-технического образования, то нужно предоставить возможность всем желающим обучаться бесплатно, поскольку наша страна испытывает острый дефицит кадров рабочих специальностей.

В системе высшего образования необходимо обновить образовательные программы на основе профессиональных стандартов, создать передовые вузы, которые станут точками роста для развития инноваций и прорывных технологий, формирования передовых научно-исследовательских центров. Я считаю, что все зрелые люди (профессионалы, предприниматели, активисты) должны думать не только о своих детях и их перспективах, но и о перспективах всех казахстанских детей, о будущем нашей нации.

- Да, как мама я с Вами полностью согласна. У меня тоже 2 детей, вижу эти проблемы. Знаете, многие родители жалуются, что после уроков детям нечем заняться и они предоставлены сами себе. Раньше было много кружков и спортивных секций для детей. Можно ли решить эту проблему и как?

- Это, действительно, злободневный вопрос. Сейчас важно создать для детей такие условия, чтобы мотивировать их к саморазвитию, а не поиску сомнительных приключений после окончания уроков. Многие родители работают и не могут помогать им и контролировать их. Необходимо, чтобы детям было интересно изучать предмет, а для этого имеет значение то, как предмет преподается. Современным педагогам нахватает креативности, а ведь так важно, чтобы дети не просто зубрили формулы или заучивали даты, а чтобы они сами стали частью истории или науки, маленькими Менделеевыми, Нобелями, Гауссами  или Амундсенами.

И здесь на первый план выходит внешкольное образование. Необходима такая система, которая обеспечит нашим детям дополнительные возможности интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития.

Сейчас в Казахстане действует программа «ArtSport», которая была запущена во втором полугодии 2021 года. У детей 4-17 лет появилась возможность заниматься спортом и творчеством бесплатно. На сегодняшний день 495 тысяч детей посещают более 15 тысяч кружков и секций. Такие занятия развивают у детей потребность в познании и творчестве и позволяют максимально реализовать себя, определиться профессионально и личностно.

В последнее время казахстанцы обеспокоены возможной отменой работы системы спортивных секций и творческих кружков, поэтому программа «ArtSport» так важна для развития и образования будущего поколения.

Сейчас, как никогда раньше, стала актуальна реформа всей системы образования, чтобы обеспечить нашим детям достойное будущее. Необходимо правильно расставить приоритеты в программах и распределять бюджет соответственно.

- Этот год в Казахстане начался с изменений в политической и социальной жизни страны. Новые назначения, заявленные реформы, новый идеологический термин «Новый Казахстан» и принцип меритократии. Как вы относитесь к принципу власти достойных?

- Я хочу отметить, что делить Казахстанцев на новых и старых - это не правильно, наше общество и так разделено множеством понятий (казахоязычные, русскоязычные, жуз, ру (род), нации и т.д.)  Я выступаю за объединение общества, ведь без этого невозможен успех в будущем.

Еще в январе Президент Токаев предложил усовершенствовать систему отбора кадров на госслужбу, а также убрать излишние преграды при поступлении на нее. Я считаю это очень правильным решением. Этот вопрос актуальный не только в кадрах на госслужбе - у нас очень большой бизнес-сектор под управлением государства, и там назначения идут свыше. Люди с отсутствием бизнес-мышления - госаппаратчики начинают управлять нацкомпаниями без знаний и опыта. Это огромный урон экономике Казахстана. 

Государственный и квазигосударственный сектор (нацкомпании) должен быть открыт любому казахстанцу.

Реальным принципом приема и продвижения по службе должен стать принцип меритократии. Сегодня очень важно создать новую модель государственного управления, основанную на принципах меритократии, то есть признании заслуг при отборе и продвижении кадров.

Принцип меритократии хорош и преследует благие цели. Он приоритезирует принцип равенства и профессиональной компетенции, отрицает коррупцию, непотизм, патронаж. То есть некомпетентный человек на руководящей должности оказаться никак не может, независимо от гендерной принадлежности. Это та система, в которой ценятся принципы конкуренции, открытого конкурсного отбора и тщательной оценки компетенций. Этот принцип применял Ли Куан Ю в Сингапуре.

Для Казахстана это, прежде всего, реформирование государственного аппарата; внедрение современных кадровых технологий, обеспечивающих эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу; возможность непрерывного профессионального развития государственных служащих; взаимосвязь результатов работы и системы поощрения и, в конечном итоге, повышение уровня доверия населения к государственному аппарату.  В нашем государстве люди часто переходят из одного места в другое, и никто не следит за их реальными результатами, что они итого сделали, где их достижения.

Меритократия является идеальным принципом отбора кандидатов на любую должность. Так, например, в «Кремниевой долине» практически все компании, так сказать, проповедуют меритократию. Может, именно поэтому программисты со всех стран так стремятся туда попасть.

Если применить это к нашим реалиям, то этот принцип позволит любому человеку, обладающему необходимыми качествами, независимо от его социального положения, занять любую управленческую должность. И при назначении главную роль будет играть профессионализм соискателя, а не его «связи» и «баке-маке».

Принцип меритократии важно внедрять не только в государственной службе, но и в квазигосударственном секторе. Например, в энергетике, где крупные аварии становятся нашей реальностью, а не единичными случаями.

- Вы являетесь основателем Общественного объединения «Asyl Niet». Расскажите, что это за объединение и какова его главная цель?

- «Аsyl Niet» - это республиканское общественное объединение по устойчивому развитию регионов. Мы стараемся привлекать активных представителей нашего общества и зарубежных партнеров, готовых работать для обеспечения устойчивого развития нашей страны. Цель объединения - создать процветающее казахстанское общество с культурой единства, созидания и развития.

На передний план сегодня выходит обеспечение потребностей среднего класса, который неизбежно взаимодействует и влияет на все слои населения. В современном мире широкая прослойка среднего класса является показателем стабильности политической системы. Накопленный мировой опыт также говорит в пользу того, что именно средний класс обеспечивает основной потребительский спрос на внутреннем рынке, стимулирует технологическое развитие страны, благоприятствует воспроизводству квалифицированной рабочей силы, повышению эффективности экономических, социальных и политических институтов страны. Средний класс, как особый социальный субъект, служит социальной базой и движущей силой реформ. Поэтому мы совместно со своими партнерами формируем программу «Уверенность в завтрашнем дне», как План реформ для нашей страны.

- Вы – человек очень активный, вовлеченный в массу проектов. И на это уходит масса времени. А как Ваша семья относится к Вашему выбору?

- Семья – мой надежный тыл, мои единомышленники и опора. Мой супруг всегда поддерживает все мои начинания. Он верит в меня и понимает, что я способна на большее; что я могу и хочу созидать, хочу сделать этот мир лучше. Мои дети тоже понимают это и принимают мою гражданскую позицию.

А я, чувствуя безоговорочную поддержку своей семьи, готова служить своей стране и добиваться поставленных целей.