Странные решения столичных судов удивили корпоративных юристов – два ТОО судились за право собственности на груз, а крайней стала третья компания
Резонансный спор ТОО «БатысНефтеТрэйд» с ТОО Terminalex из Мангистауской области уже пару лет, как перестал быть ничем не примечательной тяжбой двух предпринимателей. В 2018 году их рассорило расследовавшееся и прекращенное за отсутствием состава преступления уголовное дело о незаконном хранении и транспортировке нефтепродуктов. С тех пор ТОО Terminalex доказывает в судах, что сверхнормативное хранение 13,7 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов ТОО «БатысНефтеТрэйд» - вина самого нефтетрэйдера, и за это надо заплатить. А «БатысНефтеТрэйд», в свою очередь, ссылаясь на нарушение договорных условий по вине третьего лица, пытается забрать свой груз из резервуаров Terminalex. Все три года правосудие умудряется удовлетворять требования то одного ТОО, то другого. В результате в орбиту разбирательств оказались втянуты еще несколько ТОО, частных судисполнителей, органов прокуратуры и даже государственных доходов.
Евгений Исмамбетов, участвовавший в этом споре в качестве судебного исполнителя на стороне «БатысНефтеТрэйда», которого в процессе разборок «устранили» с поля боя, обратился с открытым письмом к власти. По его мнению, против нефтетрэйдера идет целенаправленный рейдерский захват под прикрытием судебных решений. Цена вопроса – 13,7 тысяч тонн нефтяного груза стоимостью свыше 2 млрд тенге.
В 2021 году в открытом письме на имя председателя Верховного суда мною указывались конкретные судебные акты, использовавшиеся злоумышленниками для придания законности преступному посягательству. Надо отдать должное справедливости – лишь после личного вмешательства председателя Верховного суда и внесения им соответствующего представления указанные судебные акты были отменены, а фиктивный долг – аннулирован. При этом очевидно, что отмененные судебные акты являлись заведомо неправосудными, то есть преступными, охватываются единым умыслом на нарушение прав хозяйствующего субъекта, ставшего жертвой рейдерской атаки. Кто ответит за 3-летние злоключения собственника имущества и имущественные потери? В то время как государство прилагает значительные усилия для того, чтобы уменьшить нагрузку на судей, надо признать, порой нечеловеческую, сами же суды плодят судебные разбирательства и споры. Прямым следствием незаконного, неправосудного и впоследствии отмененного Верховным судом решения судьи СМЭС Мангистауской области Гаухар Метеркуловой, искусственно создавшей в интересах злоумышленников задолженности в сумме свыше 900 млн тенге, стали порядка 50 рассмотренных и рассматриваемых по настоящее время гражданских споров касательно права собственности на имущество. Количество вынесенных судебных актов порядка – порядка 150, одна часть которых прямо противоречит другой. Многие из них подлежат пересмотру. Дошло до таких курьезов, когда противоречащие друг другу судебные акты выносятся одними и теми же судьями. Единожды допущенное беззаконие обернулось форменным бардаком.
И действительно, о судебном разбирательстве между ТОО «БатысНефтеТрэйд» и ТОО Terminalex опубликованы десятки статей, в которых детально расписаны все нарушения, допущенные судами разных инстанций вплоть до июня 2021 года. Именно тогда в дело вмешался председатель Верховного суда Жакип Асанов и, указал кассационной инстанции Верховного суда досконально разобраться в споре. В конце концов, долг в 900 млн тенге, который присудили ТОО «БатысНефтеТрэйд» за сверхнормативное хранение нефтепродуктов в резервуарах ТОО Terminalex, был снят. Параллельные споры о том, что собственником груза из-за неплатежеспособности «БатысНефтеТрэйда» стало ТОО ТОО Terminalex, - тоже прекращены.
Но жонглирование судебными органами правом собственности на 13,7 тысяч тонн нефтепродуктов повлекло юридические последствия. Как отметил Исмамбетов, воспользовавшись моментом, пока правосудие было на его стороне, ТОО Terminalex реализовало чужую нефть третьему лицу – своей аффилированной структуре ТОО Oil Stream. А та, в свою очередь, собиралась оперативно 15 вагонов нефти и нефтепродуктов переработать на юге Казахстана. Частный судисполнитель Евгений Исмамбетов вовремя обнаружил пропажу спорной нефти, и своим постановлением запретил ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» транспортировать груз. Это повлекло новый виток судебных разбирательств.
И они печально закончились для самой «дочки» КТЖ. В октябре 2021 года по иску Oil Stream грузоперевозчику присудили к выплате 1,9 млрд тенге убытков, понесенных из-за отказа в перевозке нефтепродуктов. В декабре 2021 года решение о взыскании этой гигантской суммы апелляционная коллегия суда Нур-Султана оставила в силе.
Иск против ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки столь же абсурдный, сколько и решение о его удовлетворении, - говорит представитель ТОО «БатысНефтеТрэйд» Абдыманап Исабаев. – Дело в том, что запрет на транспортировку нашей нефти и нефтепродуктов своим постановлением накладывали два частных судебных исполнителя – Евгений Исмамбетов и Толеген Алдабергенов. В суде против «КТЖ-Грузовые перевозки» Oil Stream ссылается на то, что постановление Исмамбетова отменено судом. Но Алдабергенова-то признано законным. То есть грузоперевозчик не имел права перевозить наш груз, который ТОО Oil Stream на основании договора купли-продажи считало своим. Несмотря на действующее постановление Алдабергенова еще в апреле 2021 года все тот же СМЭС Мангистауской области вынес решение в пользу ТОО Oil Stream об обязывании грузоперевозчика оказать услугу заявителю. Ну а после того, как летом апелляционная коллегия Мангистауского областного суда оставила его в силе, родился еще один иск ТОО Oil Stream против дочерней компании АО «КТЖ» - о возмещении 1,9 млрд тенге убытков.
Этот суд, к удивлению многих корпоративных юристов, следящих за развитие событий, удовлетворен СМЭС Нур-Султана в полном объеме.
ТОО «БатысНефтеТрэйд» участвовало в этом разбирательстве в качестве третьего лица, поэтому я знаю все в деталях, - прокомментировал Абдыманап Исабаев. – В иске на сумму 1,9 млрд тенге Oil Stream указало о том, что 1,7 млрд составил счет, якобы выставленный ТОО Terminalex за сверхнормативное хранение. Далее все было подано так, что с 31 августа 2020 года, когда к промбазе были поданы вагоны для транспортировки груза, по вине «КТЖ-Грузовые перевозки», отказавшего оказывать услуги перевозки, груз снова застрял на территории Terminalex. Абсурдность этого иска против национального перевозчика в том, что фактически убытки никто не понес. Мы попросили в суде предоставить доказательства оплаты соответствующих штрафов и электронную счет-фактуру, выставленную ТОО Terminalex в адрес Oil Stream на сумму в 1,7 млрд тенге. Однако, суду не были предоставлены соответствующие доказательства. Если бы выставили электронную счет-фактуру до рассмотрения дела, то у Terminalex возникло обязательство по уплате 20-процентного корпоративного подоходного налога.
По словам Исабаева, в суде участвовал прокурор, по заключению которого удовлетворению иск ТОО Oil Stream подлежал частично – на 20 млн тенге, доказанные документами. Но по факту столичные суды удовлетворили требования почти на 2 млрд тенге на основании разных бухгалтерских справок и документов.
Впрочем, все три года, что ТОО «БатысНефтеТрэйд» и ТОО Terminalex судятся между собой, периодически появлялись похожие по абсурдности судебные документы, порождавшие новые витки разбирательств. В данный момент, с ноября 2021 года, в кассационной коллегии Верховного суда идет рассмотрение жалобы ТОО Terminalex на последнее решение, которым их иск о взыскании с бывшего партнера 1,1 млрд тенге, оставлен без удовлетворения. И еще непонятно, удастся ли ТОО «БатысНефтеТрэйд» вернуть свои 13,7 тысяч тонн нефти, на три года застрявшие в резервуарах бывшего партнера, - в судах Мангистауской области продолжают удивлять все новыми решениями в пользу ТОО Terminalex.