Об обеспечении информационной безопасности Казахстана высказался эксперт

Azattyq Rýhy
03.02.2022, 16:43

Асхат Абжанов призывает к реформам в медиасфере

Фотоколлаж: liter.kz

Режиссер, продюсер Асхат Абжанов выступил с открытым обращением к Президенту РК касательно обеспечения информационной безопасности страны. Azattyq Rýhy приводит его текст в полном объеме с сохранением орфографии и пунктуации автора.

«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

Последние смутные дни в истории нашей Родины со всей ясностью продемонстрировали, что в стране существуют большие проблемы с информацией. Новые технологии с развитием интернета позволили получать информацию и любой развлекательный контент, быстро и в неограниченном количестве. В этом плане устоявшиеся Средства Массовой информации уже не отвечают потребностям населения. Телеканалы крайне слабо производят собственный контент, а тот, что производится не идет ни в какое сравнение по качеству с зарубежными аналогами. Хотя хочется отметить, что государство регулярно дотирует телеканалы на производство собственных программ и сериалов. Однако коррупция и непрофессионализм сводят эти усилия на «нет». Надо признать, тот факт, что телевидение не справляется не только с развлекательной функцией, но и с информационно-воспитательной.

Хотел бы отметить, что Казахстан – это страна с большим количеством талантливых людей, талант, которых признан во всем Мире. Но, к сожалению, из-за низкого интереса населения к республиканскому телевидению и нежелания руководства телеканалов оплачивать требуемые гонорары наши артисты, режиссеры и люди других творческих профессий вынуждены уходить в интернет и на рынки других государств.

Поэтому, не стоит винить нашу аудиторию Казахстана, которая массово стала искать контент и новости в интернете. Как мы все знаем, онлайн пространство очень слабо подвергается контролю, отсюда происходят манипуляции с мнением аудитории, спекуляции на различные темы и призывы к незаконным действиям.

Произошедшее в январе 2022 года стоит рассматривать, как результат такой информационной политики, которая не просто устарела, а даже не проводилась. Провластные информационные источники проявили свою инертность, а большинство независимых изданий опаздывали с оценкой текущей ситуации, в связи с постоянной оглядкой на государственный контроль. Ярким примером подобного рода инертности можно назвать тот факт, что ведущие телеканалы в самом начале протестов, начиная с Жанаозеня до 5-го января почти не давали оценку происходящим событиям и не дали выводов, в котором нуждалось наше население.

Особенно удручающе выглядит ситуация с казахоязычной аудиторией. СМИ почти полностью утеряли контакт и язык общения со своим зрителем, в особенности, молодежью. За последние годы не было создано новых креативных решений, программ или сериалов, которые могли бы стать событиями и примером для подражания нашей молодежи. Между тем, контент на казахском языке это культура, развитие национального языка и образования. Стыдно, при таком талантливом народе не иметь достойного содержания контента.

Но у любой ситуации есть решение. Конструктивная критика должна отличаться поиском выхода из сложившейся ситуации. Вот уже более года я обиваю пороги чиновников, чтобы донести смысл структур реформ в медиа сфере.

ПЕРВОЕ. Медиаизмерения. Мы почти ничего не знаем о нашей аудитории и ее нуждах. Существующие рейтинговые агентства измеряют существующий интерес к масс-медиа, но это не исследование аудитории и ее потребностей. Нам необходимо работать с такими медиа-гигантами, как META, TikTok, TWITTER не с целью контроля, а целью понимания нашей аудитории Казахстана. Особенно, молодежи.

Информация - это вакуум. И если ее вовремя не заполнять, то его заполнят другие. Количество провокационной и устрашающей информации всегда можно купировать своевременным реагированием на это своей информацией в виде комментариев и опровержений. В силу того, что новости в интернете сменяются очень быстро, реагировать и отвечать на подобные новости нужно в режиме 24/7. Так, и только так, мы можем обезопасить себя от провокаций и спекуляций на любую тему. Мы живем во время, когда Государственное регулирование любой информации может рассматриваться, как цензура. Поэтому, такого рода характеристик стоит избегать, это очень плохо сказывается на общественном мнении. Своевременное реагирование, а не преследование блогеров, вот ключ к пониманию и влиянию на медиа пространство нашей страны.

ВТОРОЕ. Создать национальную стриминговую платформу для казахского контента (сериалы и фильмы) и лучших образцов зарубежной массовой культуры. Стриминговые сервисы завоевали мир, и если мы промедлим с их внедрением, то мы окажемся под иностранным культурным влиянием, что напрямую грозит нашему суверенитету. В создании контента должны участвовать наиболее талантливые представители нашей культуры, но только такого, который действительно востребован у аудитории, особенно молодежи. Уклон должен делаться на казахоязычный фильмы и сериалы. В сервис должны быть включены лучшие произведения культуры Казахстана за всю ее историю. В данном случае, мы можем поучиться у своих иностранных коллег США и России, так как, именно очень активно занимаются производством и продвижениям контента в стриминговых платформах.

Данный сервис может использоваться для дистанционного образования детей и молодежи, представления гос.услуг. Главное, чтобы подача этого материала подавалась в интересном и развлекательном формате.

Использование стриминговых ресурсов в образовательных целях несет в себе огромный потенциал. Задача же людей искусства облечь ее в форму интересную для аудитории.

Перевод телеканалов в цифровой формат и транслирование через приложение, как это делает TV+ от Казахтелеком, не является стриминговым сервисом, так как он не производит собственный уникальный контент. 

ТРЕТЬЕ. Реформирование телеканалов. Существующие телеканалы должны вовлекать популярных в интернете и социальных сетях персон для  вовлечения интернет аудитории, особенно молодежи, к телесмотрению. Вложение больших креативных и финансовых ресурсов для производства собственного креативного контента. Сделать приоритетом интернет продвижение своих программ, а не классическое телевидение. Аудитория все больше и больше перемещается в сторону онлайн- пространств.

Общественно-политические программы. Прямые эфиры, ток-шоу и дискуссии с разными категориями людей всегда интересны населению. Аудитория должна видеть, что их голос слышат, а государство прислушивается к общественному мнению. Подобного рода эфиры могут служить разъяснением инициатив правительства и Президента.

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич Токаев! Работа в информационном поле одна из самых деликатных областей управления, но игнорирование проблем и отсутствие деятельности в этом направлении может обернуться огромными последствиями для всех нас. Мы видим, какие последствия уже есть при недостатке информационного влияния и образования. Если мы не начнем работу в этом направлении, то этот вакуум заполнят другие и не всегда дружественные нашей стране медиа-ресурсы.

Очень надеюсь, что мои слова будут услышаны и поняты не только Вами, но и всеми, кто наделен властью в данное не простое время для нашей страны!»

Вам будет интересно: