По мнению экономиста Бауыржана Искакова, Казахстан становится якорем устойчивого роста в Центральной Азии
Казахстан поднялся на 34-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности IMD, опередив Японию и Испанию. Это стало отражением устойчивого роста, макроэкономического баланса и последовательных реформ, проводимых в стране. О значении этого результата, причинах успеха и роли президента Касым-Жомарта Токаева в укреплении институтов в интервью Azattyq Rýhy рассказал экономист Бауыржан Искаков.
– Казахстан поднялся на 34-е место в рейтинге IMD, опередив Японию и Испанию. Насколько это значимый результат для страны и региона?
– Это, безусловно, положительный, хотя и умеренно символический результат. Рост в рейтинге – это сигнал внешней аудитории, инвесторам и международным организациям о том, что по совокупности показателей (экономики, государственного управления, инфраструктуры и деловой среды) – ситуация в стране улучшилась и воспринимается более стабильно.
Такой прогресс усиливает престиж страны и укрепляет её переговорные позиции при привлечении инвестиций.
В то же время стоит понимать, что это не революция, а подтверждение позитивной динамики.
Для Центральной Азии это важный результат: Казахстан становится якорем, показывающим, что страны региона способны повышать инвестиционную привлекательность. Но чтобы стать реальным драйвером региона, нужен устойчивый рост в течение нескольких лет и развитие совместных региональных проектов и кластеров.
– Рейтинг IMD оценивает не только экономику, но и управленческое качество государства. Что, на ваш взгляд, стало главным фактором, позволившим Казахстану улучшить позиции?
– IMD сочетает статистические индикаторы и опросы менеджеров, поэтому важны не только реформы, но и восприятие бизнес-среды.
Главными драйверами стали реформы в сфере управления и цифровизация госуслуг. Казахстан в лице президента активно продвигает инициативу «Цифровое государство» – создаются IT-советы, принимаются законы по цифровизации и упрощению административных процедур, повышается эффективность госуправления.
Фискальная и налоговая политика также сыграли роль. В отчётах IMD отмечены сильные позиции Казахстана по налоговому администрированию и управленческим показателям.
Положительно сказалась и макроэкономическая устойчивость: рост ВВП, низкий дефицит бюджета, сбалансированная монетарная политика.
– Подъём Казахстана в международных рейтингах укрепляет доверие инвесторов. Как это влияет на позиционирование страны в глобальной экономике?
– Рост в уважаемом рейтинге – это сигнал качества институтов и управленческой предсказуемости.
Для консервативных инвесторов, таких как инфраструктурные фонды, банки, институциональные игроки, такие сигналы особенно важны при оценке рисков и цены капитала.
Практический эффект выражается в снижении премии за риск, росте числа инвестиционных просмотров и более выгодных переговорах по партнёрствам и кредитам.
Хотя результат не мгновенный, он формирует долгосрочное доверие. Инвесторы обращают внимание не только на цифры рейтинга, но и на реальные кейсы – прозрачность проектов, судебную защиту, антикоррупционные меры. В этом смысле Казахстан делает поступательное движение вперёд.
– Президент Токаев неоднократно говорил о переходе от сырьевой экономики к экономике знаний и технологий. Можно ли считать нынешний результат IMD подтверждением успешности этого курса?
– Рейтинг IMD фиксирует положительную динамику в управленческих показателях и цифровизации, и в этом смысле отражает эффективность курса президента Токаева.
Цифровизация, развитие искусственного интеллекта, создание институтов инновационного роста – всё это уже дало результаты.
Чтобы этот переход стал реальностью, необходим устойчивый рост высокотехнологичных секторов, коммерциализация исследований и увеличение доли несырьевого экспорта.
– Можно ли сказать, что Казахстан становится примером новой модели модернизации для постсоветского пространства и Центральной Азии?
– Казахстан демонстрирует модель, где государство активно управляет модернизацией, сочетая цифровизацию, институциональные реформы и привлечение инвестиций. Это пример прагматичной, государственно направляемой модернизации, которая может быть интересна соседним странам.
Однако для того чтобы стать полноценной моделью, необходим экспорт успешных практик, долгосрочные результаты реформ и инновационная адаптация общества.
Всё зависит от устойчивости нынешних тенденций и глубины проводимых преобразований.
– Как вы оцениваете личную роль Касым-Жомарта Токаева в укреплении управленческих институтов и создании современной экономической архитектуры?
– Президент Токаев играет ключевую роль как инициатор и политический гарант реформ.
В своих посланиях он системно продвигает цифровизацию, развитие новых институтов, реформы для улучшения инвестиционного климата и науки – всё это согласуется с направлениями, которые оценивает IMD.
Инициативы Токаева создают политический импульс для перемен, но важно понимать: преобразование институтов требует не только президентской воли, но и глубокой бюрократической реконструкции – судебной, кадровой, рыночной.
Ответственность за результаты – коллективная: правительство, парламент, бизнес и гражданское общество.
Роль Токаева – задать стратегический курс и обеспечить его реализацию. Насколько эта личная вовлечённость приведёт к прочным институциональным результатам, станет ясно в ближайшие годы – по скорости и качеству реформ, по их измеримым экономическим эффектам.