Три танкистки и пулеметчица: как казашки создали свой экипаж и пошли в бой
История экипажа из Карагандинской области до сих пор остается большой загадкой для историков и экспертов

Женщины из Казахстана внесли значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Тысячи казахстанок добровольно ушли на фронт, трудились в тылу, были снайперами, медсестрами, радистками, стрелками и даже танкистками. Одним из малоизвестных, но героических эпизодов стала история танкового экипажа, сформированного из девушек-добровольцев из Карагандинской области. Кем они были, как погибли и почему об их судьбе известно так мало – об этом Azattyq Ryhy рассказала автор книги «Женщины Казахстана на войне. 1941-1945 годы» Динара Асанова.
История женского танкового экипажа из Казахстана – один из самых вдохновляющих и одновременно самых загадочных эпизодов Великой Отечественной войны.
Впервые о нем стало известно благодаря статье Топатая Жунусова «Танкшы қазақ қыздары» («Казахские девушки-танкисты»), опубликованной 22 августа 1944 года в областной газете «Советтiк Қарағанды». Эта публикация до сих пор остается единственным полным источником, на основании которого можно предположить, что девушки действительно составляли единый танковый экипаж.
«По информации из статьи, командиром танка была младший сержант Жамал Байтасова, Кульжамиля Талканбаева – танкистка, Жамиля Бейсенбаева – радистка-пулеметчица, а Кулкен Токбергенова выполняла обязанности разведчицы. К моменту публикации Жамал Байтасова уже была награждена медалью «За отвагу», а Кулкен Токбергенова – тремя медалями за успешное выполнение разведывательных заданий (точные названия наград в источнике не указаны)», – рассказала Динара Асанова.
Согласно статье, экипаж отличился в боях за освобождение Литвы.
Жамал Байтасова уничтожила несколько дзотов и дотов противника. Кульжамиля Талканбаева в одном из боёв подавила пять огневых точек врага. Кулкен Токбергенова, по сообщениям, трижды награждалась за выполнение приказов командования. Жамиля Бейсенбаева эффективно выполняла обязанности радистки и пулеметчицы.
К сожалению, это первое и единственное упоминание, сохранившееся с тех фронтовых лет. Единственный свидетель – Топатай Жунусов – погиб. Судьба самих девушек также неизвестна.
«Возраст участниц экипажа точно не установлен, однако, согласно архивным документам, в 1942 году из Караганды на фронт ушли около 50 девушек-добровольцев, большинство из которых были 17-18-летними выпускницами школ. К 1944 году им было примерно по 20 лет», – поделилась Динара Асанова.
Она также рассказала, что попытки узнать больше об этих девушках предпринимались с 1960-х годов. В 1968 году о них фрагментарно упоминал Г. Абишев в своей монографии, а в 1974 году в газете «Қазақ әдебиеті» была опубликована статья К. Исабаева с призывом откликнуться всем, кто мог бы рассказать о героинях. Однако тогда никто не отозвался.
«Позже поисковую работу продолжили исследователь Дина Игсатова и историк Зауреш Сактаганова. Благодаря их трудам стало известно, что, вероятнее всего, танковый экипаж девушек погиб в Литве. В 2019 году вышло художественное произведение К. Каренова «Когда вернутся ласточки», вдохновлённое их историей», – продолжает автор книги.
Среди историков и исследователей бытовало мнение, что столь малое количество сведений о танковом экипаже девушек из Карагандинской области может быть связано с умышленным сокрытием этих фактов советскими властями. Однако Динара Асанова считает, что подтверждений этому нет.
«Скорее всего причина в отсутствии исследователей, готовых системно изучать архивные документы и восстанавливать забытые имена. Похожая судьба была у Халиды Мамановой – до тех пор, пока Дина Игсатова не обнаружила её документы и не посвятила ей главу в своей книге. После этого биография Мамановой получила огласку, был издан архивный сборник, а сейчас, насколько мне известно, готовится фильм о ней», – отмечает Асанова.
Фото Халиды Мамановой 1941 год
Мы также поговорили с доктором исторических наук, депутатом Мажилиса, членом фракции партии «AMANAT» Еркином Абилем об участии женщин в Великой Отечественной войне. По его словам, возможность прохождения женщинами военной службы была предусмотрена ещё до войны.
«Да, такое решение было принято, и оно вошло в закон о воинской обязанности: предусматривалась возможность участия женщин в военных действиях. Однако существовал запрет на использование женщин в строевых частях – пехоте, танковых войсках. Женщины, как правило, направлялись на работу в медицине или в штабы. Тем не менее, мы знаем, что в ходе войны эти ограничения постепенно отходили на второй план. Женщины начали формировать экипажи ночных бомбардировщиков, создавались целые женские полки. Они также активно участвовали в снайперской подготовке», – пояснил Еркин Абиль.
Формально запрет действовал, но на практике часто нарушался. По мнению Абиля, такая же ситуация могла быть и с девушками-танкистками из Карагандинской области.
«К сожалению, архивных данных по ним не найдено. Насколько мне известно, историки, занимавшиеся этим вопросом, не могут обнаружить конкретные документы. Мы знаем, что официальный запрет нарушался – иначе бы не было истории Маншук Маметовой. Но её подвиг подтверждён множеством документов, и он стал известен всей стране. В целом, около 40% заявлений о добровольной отправке на фронт в Казахстане подавали девушки», – добавил он.
Независимо от документальной достоверности, история женского танкового экипажа из Казахстана стала символом мужества и самоотверженности. Она вдохновляет, напоминает о вкладе женщин в Победу и служит примером патриотизма для будущих поколений.
Архивы хранят множество неизвестных страниц нашей истории – и, возможно, среди них однажды откроются новые сведения об этих героинях.