Работа на удаленке: какая помощь и поддержка положена сотруднику по закону?

Автор: Сейтказин Ардак

Эксперт разберет правовую сторону дистанционной работы

Фото автора; cbe.anu.edu.au

Как в условиях чрезвычайного положения и распространения коронавирусной инфекции должным образом можно организовать дистанционную работу, корреспонденту Azattyq Rýhy рассказала ведущий специалист ТОО «Контрольно-аналитическая служба «Ревизор», кадровый аудитор Екатерина Лебедь.

– В чем заключаются «подводные камни» как для работника, так и для работодателя при организации работы на удаленной основе?

– Для начала определим, что «удаленка» – это бизнесовый термин. С правовой точки зрения нам подходит только дистанционная работа, регламентируемая статьей 138 Трудового кодекса (ТК) РК. Это метод выполнения какой-то определенной работы, когда работник находится дома, например.

Главный упор законодатель делает на то, что трудовая функция выполняется вне места расположения работодателя с применением коммуникационных технологий. И вот здесь начинаются сложности для работодателя, потому что он обязан снабдить работника инструментами работы или компенсировать использование личного имущества работника. Все ли это делают?

Для дистанционной работы нужен стабильный Интернет. Компьютер с наушниками и веб-камерой, чтобы организовывать совещания и встречи. Вам также желательно взять в аренду или использовать условно-бесплатные аналоги программ, чтобы у трудового коллектива была единая точка доступа к электронной почте, календарям, контактам, мероприятиям, мгновенным сообщениям, веб-каналам, офисным документам, средствам для совместной работы и бизнес-приложениям.

Следующий аспект – это организация рабочего дня дистанционного работника. Есть ролик про будни педагога, которая и пары для студентов успела отвести по телефону, и семью «вкусняшками» накормить. Насколько это реальная картина?

Представьте, что родные постоянно находятся дома. Работник долго не может привыкнуть к новому режиму. Приходится учиться заново выстраивать рабочий день. Но еще успокаивать и кормить плачущих детей, разговаривать с мамой или бабушкой, для которых вы теперь практически бездельник. Психологические аспекты, наличие свободного пространства, стучащая закрывающаяся дверь в кухню или комнату – это тоже нужно брать во внимание.

И главная задача кадровой службы и прямого руководителя – определить, как ваш работник во всем этом хаосе будет соблюдать правила трудового распорядка и трудовую дисциплину. Это еще одна головная боль.

Не стоит игнорировать и технику безопасности. Ведь женщина всегда остается хозяйкой, даже формально находясь на рабочем месте. Помыть посуду, приготовить еду, развешать вещи на балконе. А мужчина дома может параллельно прибивать долгожданную полочку или делать перестановку. Обычные бытовые обязанности в рабочее время, но в условиях дома, могут привести к несчастному случаю и ответственности работодателя. Именно его.

– Защищает ли Трудовой кодекс работников в полной мере, если они переходят на «удаленку»?

– С момента получения уведомления о работе в новом формате и до заключения допсоглашения работник должен очень внимательно вчитываться в то, что ему предлагает работодатель. Надо помнить, что статья 33 ТК РК дает работнику пять рабочих дней для принятия решения. И вы можете посоветоваться со знакомым юристом или родственниками, а потом уже взвешенно подходить к оформлению документов. Многие ли знают про эти пять дней?

Поэтому если работник понимает последовательность действий, их юридическое значение, читает документы, придирчиво разбирается с непонятными моментами и формулировками, то он сам себя обезопасит условиями дополнительного соглашения.

Многие предприниматели сетуют на чрезвычайное положение, но это не повод нарушать трудовое законодательство. Важнее владеть инструментами, которые в ТК предусмотрены в достаточном количестве.

– Действительно ли юристы могут трактовать по-своему некоторые процедуры в части перевода на удаленную работу?

– Не надо забывать, что у работника есть право на обращение в согласительную комиссию или в суд по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Это опять же риски и дополнительные издержки работодателя.

Нельзя слепо доверять рекомендациям, особенно напечатанным в Интернете. Юрист может просто не понимать разницы между статьями Кодекса, а часто именно это и случается. С подобным за последний месяц я столкнулась минимум дважды. Пока «говорящий» пример не привела с преподавателем и его функционалом, юрист настаивал на применении статьи 38 ТК РК «Перевод работника на другую работу».

Непонимание разницы между статьями Кодекса влечет риск отказа, дополнительных затрат, невозможности исполнения плана и прочее. Не захотел работник переводиться на дистанционную работу, уперся. Вы не смогли объяснить или договориться. Тупик?

Результат отрицательный: работник зол, грозит обращением в суд и уже жалуется в прокуратуру или Президенту. Может и обратиться за профессиональной помощью, в результате которой взыщет с работодателя немалые суммы. Миллионами тенге исчисляются ошибки кадровых специалистов, просто нигде не афишируются подобные случаи.

– Законно ли отправлять сотрудников в отпуск, вне зависимости от его желания?

– Трудовой кодекс предусматривает два основах вида отпуска – это социальный и ежегодный трудовой. Ежегодный трудовой отпуск положен всем работникам без исключения. Но социальный зависит от определенных обстоятельств. Самый известный – на свадьбу, рождение ребенка или на похороны близких родственников. Еще многие работники просят отпуск без содержания по личным обстоятельствам без сохранения зарплаты.

Теперь про отпуск без сохранения зарплаты. Он тоже предоставляется по соглашению сторон трудового договора на основании заявления работника. Заставить работника выйти в такой отпуск категорически нельзя. Это незаконно. Но вот договориться, особенно в свете планируемых выплат со стороны государства, можно. При этом гарантировать продолжение работы в дальнейшем.

Результат будет зависеть от взаимоотношений в коллективе и от личности руководителя. Если у предприятия есть финансовая подушка безопасности, резерв, то можно постараться сохранить рабочие места. Ведь когда-то мы вернемся к прежнему образу жизни, предприятия заработают с новой силой, увеличится объем продаж. Но останутся лояльные работники, которых вы в свое время не оставили в беде.

Ризабек ИСАБЕКОВ