Это заседание Национального курултая затрагивает ключевую основу любого общества – ценности и этические нормы
«Национальный курултай сформировался как системный общественный институт, члены которого стали единой командой, поднимая важные вопросы развития страны», сказал президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на третьем заседании Национального курултая в Атырау. Месседжи в выступлении президента проанализировал директор Института прикладных этнополитических исследований и член Национального курултая Талгат Калиев, передает Azattyq Rýhy.
– Талгат Бегимович, вы входите в состав Национального курултая. Расскажите, в какой секции и над какими вопросами вы работали в эти дни в Атырау?
– Я работал в секции «Гражданское общество». В первую очередь там обсуждались вопросы прав ребенка и женщин, бытового насилия, прав заключенных, обсуждали проблемы религиозного радикализма и подростковой преступности. Члены рабочей секции высказывали мнение и решения о проблеме наркоторговли, когда, например, берут так называемых закладчиков, дают им гигантские сроки, а крупные распространители наркотиков остаются безнаказанными. Сегодня Президент сказал про пять социальных зол: наркоторговлю, употребление вейпов, лудоманию, вандализм и рост семейно-бытового насилия – это давно дискутируемые вещи, большее из этого звучало из уст самих членов Национального курултая.
Президент, выступая на заседании, цитировал предложения, идеи и называл имена авторов этих предложений. Они прозвучали не сегодня, а накануне в ходе секционных заседаний. То есть к Президенту они попали на стол вчера, он для себя выбрал и пометил отдельные вещи, а уже сегодня процитировал кто конкретно с какими предложениями вышел. То, что было сказано сегодня Президентом, является производной того, что звучало на секционных заседаниях курултая накануне и до этого.
– Какие тезисы из выступления Президента на курултае вы можете отметить?
– Это заседание курултая затрагивает ключевую основу любого общества – ценности и этические нормы. Главным образом меня затронуло, что президент обозначил то, от чего мы должны избавиться и к чему должны стремиться. Как вы знаете, в курултае принимают участие представители всех этнических, социальных и региональных групп. За каждым из участников стоит определенная социальная группа, свой регион. То, о чем сегодня говорил Президент, является консолидированным выражением того, о чем говорили большинство членов курултая.
– Например, глава государства высказался о чуждых религиозных идеалах, в том числе облачении в черные одежды. На ваш взгляд, почему он уделил этому отдельное внимание?
– У нас стали путать саму религию с некими этническими культурными особенностями. Религия остается неизменной, ее основная часть – это Священное Писание. У каждого региона был свой примерный этнический портрет практикующего мусульманина, который в Центральной Азии отличался от ближневосточного или арабского, отличался даже от турецкого, хотя турки являются нам близкородственным народом с точки зрения культуры. Президент озвучил призыв о том, что не нужно путать культуру и нормы социального взаимодействия, присущие тем или иным отдельным этническим группам, с религией. Они не имеют ничего общего друг с другом. Как раз-таки, правильно практикуя религию в нашем регионе, мы дали миру достаточно большой уровень религиозного знания. Ходжа Ахмет Яссауи – один из символов нашей степной модели ислама, и является знаковой фигурой в мировой истории и религии.
– «Нам нужна национальная буржуазия, осознающая свою ответственность перед обществом, и вносящая значимый вклад в развитие страны», сказал Касым-Жомарт Токаев на курултае. Как вы прокомментируете этот месседж Президента?
– Во многом национальная буржуазия является локомотивом движения общества, по крайней мере, так было в Европе. Модернизацию общества зачастую брала на себя национальная буржуазия. Даже сегодня посмотреть на Билла Гейтса, Илона Маска или Марка Цукерберга, на которых ориентируются миллионы людей и подростков. Они каждым своим жестом и поступком способны влиять на мировоззрение своих последователей. Аналогичной должна быть национальная буржуазия в нашей стране, которая также будет чувствовать, во-первых, ответственность за страну, экономическое состояние страны и благосостояние граждан, а, во-вторых, за морально-нравственное состояние общества. Расточительство и жизнь напоказ, когда могут пригласить звезд с гонораром в миллионы долларов или заказать на свадьбу торт за сотни тысяч долларов – это все влияет на деградацию общества, необходимо не допускать такого абсурда.
– Значительную часть своего выступления глава государства посвятил ценностям, которые определяют образ нашей нации. В видении Президента и членов курултая какими должны быть казахстанцы?
– Образ гражданина и нации всегда меняется, он должен отвечать духу времени. Например, если прежний образ кочевника – это был человек на коне, который везет за собой юрту и гонит свои стада, то сегодняшний кочевник – это тот самый цифровой кочевник, экспат, который мог вчера работать в Японии, завтра будет в Силиконовой долине, а послезавтра вернется в Казахстан. Этот новый тип кочевника означает, что у него должен быть новый этический каркас, новая система ценностей. Он должен быть неразрывно связан с образом своих предков, со своей национальной идентичностью. Чтобы совместить эти две вещи, мы должны ввести конкурирование этих самых главных постулатов, которым должен соответствовать современный человек.
– Вы можете назвать показательные кейсы курултаев, когда важные идеи воплотились в жизнь или проблемы в обществе нашли решение?
– Например, на курултае было принято решение о создании Абайской, Жетысуской и Улытауской областей. Я думаю, что это серьезное воплощение идей и предложений. Второе – закон о бытовом насилии, глава государства дал поручение ужесточить законодательство в этой сфере. На курултае было дано поручение о противодействии наркоторговле, наркобизнесу и наркомании. С тех пор правительством был принят целый комплексный план по борьбе с наркоманией. По лудомании – этот вопрос тоже был поднят на прошлом курултае, с тех пор внесены поправки в законодательство и еще раз дано поручение ужесточить законодательство, а также принять комплексный план по противодействию распространению лудомании. Ни один из поднятых серьезных вопросов не остается без внимания.