«Усиление защиты прав»: что изменит для казахстанцев законопроект об административной юстиции

Azattyq Rýhy
12.03.2024, 21:13

Благодаря документу эффективность защиты конституционных прав граждан на порядок усилится, считает депутат

Фото Талгата Таныбаева

Законопроект по вопросам совершенствования и расширения сферы административной юстиции будет вынесен на рассмотрение нижней палаты Парламента 13 марта. Какие изменения влечет за собой новый документ, в интервью Azattyq Rýhy рассказал мажилисмен от фракции AMANAT, один из разработчиков, руководитель рабочей группы Марат Башимов.

– Марат Советович, в первую очередь, согласно законопроекту, некоторые публично-правовые споры перейдут из гражданского судопроизводства в административное. В связи с чем возникла такая необходимость?

– Ранее оспаривание актов госорганов гражданским лицом было трудно. Человеку сложно доказывать. Картина была такова: судья гражданского суда говорил: «Ну, оспаривайте, пожалуйста, соберите доказательства, чем вы не довольны». Но человек – не юрист, он не может оспорить.

Что изменится благодаря законопроекту? Он может в суд сразу обратиться, а может в вышестоящую инстанцию органа, который принял решение. То есть это досудебный порядок урегулирования спора.

Теперь госорган знает, что, если даже они не так что-то примут, гражданин обратится в суд. Суд позовет представителя госоргана и спросит: «А почему вы приняли?». В суде госорган будет доказывать, почему такой акт принял. А гражданин ничего не делает, он просто говорит: «Я не согласен с этим решением».

– Не станут ли суды по административной юстиции еще больше загружены, учитывая, что наблюдается рост количества поступающих исков в СМАСы (специализированные межрайонные административные суды)?

– Все уже «устаканилось». В начале думали, что суды будут завалены, но они не завалены, работают так же. Наоборот, хотели из Кодекса «Об административных правонарушениях» перевести часть в административную юстицию, но они не успевают.

– Изменения ждет и решение споров между госорганами, госорганизациями. Теперь Правительство будет решать их споры. Расскажите подробнее о разработанном подходе.

– Хотелось бы отметить, что за Правительством закреплены полномочия по реализации разрешения споров. Это очень важно, потому что такой практики у нас не было.

Это будут споры не по толкованию, а споры о праве. И этот подход в Министерстве юстиции специально разработан, основываясь на положении регламента Правительства. То есть Правительство должно принять регламент, иначе говоря, порядок регулирования этих споров.

Если один госорган не согласен с решением другого госоргана, он вправе обратиться с административной жалобой в вышестоящий госорган. В случае несогласия вышестоящего госоргана можно будет обратиться в аппарат Правительства. Получается, аппарат Правительства будет сам на основании регламента решать спор. Их юридическая служба будет докладывать премьер-министру, и там уже будут решать эти споры.

– Также в законопроекте указано, что предусматривается корректировка норм законодательства об административных процедурах. Какие именно нормы и как будут изменены?

– Корректировок очень много. В случае обращения к государственному юридическому лицу регламентируется четкий порядок. То есть человек получил талон, регистрируется обращение в день приема. В случае, если в заявлении содержится ненормативная лексика, административный орган может возвратить заявление с предупреждением.

Очень много административных мер. Для гражданина это может быть нудно, но в целом, для того, чтобы госорган работал четко, понятно и ответственно, они и нужны.

К примеру, в перенаправлении дел предусматривается три дня. В начале мы хотели увеличить срок до 5 дней, так как потоки жалоб идут, но тогда мы бы поломали всю систему обращений, которая сейчас в государстве сложилась. Поэтому решили, пусть лучше ответственнее относятся к этим 3 дням.

– Как именно будет усовершенствован досудебный порядок обжалования споров? Много ли исков сейчас возвращаются из-за отсутствия досудебного урегулирования спора?

– Иногда госорганы «отфутболивали» обращения граждан. Поэтому в законе четко отрегулирован принцип, чтобы заявления граждан принимались, регистрировались, разрешались в установленном законодательством порядке. Этот закон облегчает эти бюрократические процедуры.

– Также, согласно поправкам, в административном акте обязательно должен быть указан вышестоящий административный орган, которому можно будет предъявить жалобу для рассмотрения. Для чего это нужно?

– Это нововведение, которое помогает заявителю знать, куда он может обратиться, в какой вышестоящий госорган. Это делается во благо гражданина.

Также хотелось бы отметить про разумные сроки. К примеру, на Западе дела могут год продолжаться, у них все длительно. У нас так не пойдет, мы должны четко установить разумные сроки. В рамках законодательства по разным спорам – до 20 дней, до 15 дней. При определении разумного срока учитываются такие обстоятельства, как права и фактическая сложность, поведение участников, эффективность действия госоргана, должностного лица и так далее. Все это мы рассмотрели, 14 заседаний провели, многие вещи, которые тормозили процесс, были исключены.

– Законопроект также предусматривает и другие поправки. Например, более четкая регламентация процедуры заслушивания. Расскажите об этих поправках подробнее.

– У меня ранее возникал вопрос – почему такое внимание уделяется процедуре заслушивания. Оказывается, эта процедура – важный элемент в административном производстве. Сейчас ввели важную норму, что заслушивание обязательно должно быть в письменном виде. Допустим, многие административные органы даже не участвуют в этом. Но даже если так, ты предоставь ответ, который судья юридически оценит. И судья видит необоснованный ответ акима, ненадлежащий ответ, и тогда он выносит ему свой акт реагирования, если аким не соблюдает процедуры.

Поэтому процедура заслушивания и внесение в нее очень нужного аспекта – письменного уведомления – важно. Сейчас к примеру, онлайн-заслушивание было, но не всегда оно эффективно.

– При разработке законопроекта учитывался ли международный опыт? Модели каких стран брали в качестве примера?

– Немецкую, прибалтийскую модель административного производства учли. Вообще у нас романо-германское право, поэтому для нас не англо-саксонское ближе, а менее континентальные системы права. В частности, административное право Германии.

– По вашему мнению, как в целом законопроект скажется на административной юстиции?

– Введение административной юстиции на порядок усилило защиту. Самое сложное для юриста – это административное право, потому что это право регулирования сферы деятельности государственных органов. Вы представляете, какой огромный массив документов их регулирует? Поэтому здесь и специалистов было мало. У нас в Казахстане даже докторов юридических наук по административному праву можно по пальцам пересчитать. Двое, по-моему. А по Административному процедурно-процессуальному кодексу (АППК) вообще несколько человек только защищалось. Имеется в виду молодежь.

Поэтому подводя итог, хотелось бы сказать: эффективность защиты конституционных прав граждан на порядок усилилась и будет усиливаться. Даже если на статистику Верховного суда подсмотрите, там именно процент восстановления нарушенных прав по АППК гораздо выше, чем по другим направлениям. Потому что механизм так построен, что бремя доказывания – на госоргане.

Второй важный момент – законопроект дисциплинирует правопорядок. То, что Президент Касым-Жомарт Токаев говорит – мы должны руководствоваться законом и порядком – к этому все и ведет. Порядок должен быть в госорганах.

Третий момент – бюрократия мешает жить нам. Законопроект как раз уменьшает эту бюрократию. Административные процедуры становятся более понятными, прозрачными, доступными и легкими для граждан.

Плюс еще один момент – теперь государственный служащий может обжаловать акты госорганов.

И последний пункт – саморегулирование исполнительной власти для более эффективной работы самих органов исполнительной власти. 

– Благодарю Вас за детальные ответы.

Вам будет интересно: