Какие задачи будет в первую очередь решать Правительство, рассказал эксперт

Автор: Ахметбеков Асхат

И кабмин уже начал их решать, заявил Аманжан Жамалов

Фото: kazpravda.kz

Расширенное заседание Правительства с участием главы государства, безусловно, открыло новый политико-экономический сезон в стране. Прогнозами о том, каким он должен быть, делятся эксперты, экономисты, социологи. Свое мнение в интервью «Казахстанской правде» выразил заместитель председателя Республиканского совета по вопросам экономики, цифровизации и развития инноваций при партии AMANAT, советник заместителя премьер-министра – министра национальной экономики, доктор экономических наук, депутат Мажилиса нескольких созывов Аманжан Жамалов, передает Azattyq Rýhy.

– Аманжан Макаримович, на Ваш взгляд, назначение главой кабмина человека из Антикора свидетельствует о том, что на этот кабмин возлагаются некие особые задачи?

– Я не думаю, что задачи Правительства связаны с опытом работы нового премьер-министра. Мы слышали выступление главы государства. Правительству поручено реализовать экономические реформы. Назначены новые министры национальной экономики и финансов. Поэтому я считаю, что Правительство в первую очередь будет решать экономические задачи, которые касаются бюджетно-налоговой политики, либерализации экономики, привлечения инвестиций и промышленного развития. И мы видим, что Правительство уже начало их решать. Начата ревизия расходов бюджета, разработаны предложения по улучшению процедур закупа, разработан проект указа Президента о либерализации экономики, переписывается проект нового Налогового кодекса. Ведется активная работа именно по экономическому направлению.

Нельзя говорить, что новый премьер-министр пришел из «силового» блока. Я знаю, что Олжас Абаевич хорошо разбирается в экономике. Он был руководителем Администрации Президента, работал заместителем акима Акмолинской области. Да и работа в Антикоре напрямую связана с экономикой.

– На первом же заседании премьер-министр поручил, по сути, переписать проект Налогового кодекса. Почему, как Вы думаете? И каким должен быть документ?

– На самом деле Президент уже обозначил основные контуры новой налоговой политики. Во-первых, ставки основных налогов будут сохранены. Более того, будет сокращено количество налогов, плат и сборов. Вы знаете, что обсуждалось повышение налога на добавленную стоимость (НДС). Сейчас принято решение, что повышения НДС не будет. Правительство будет искать другие пути пополнения доходной части бюджета. Прежде всего за счет улучшения налогового и таможенного администрирования.

Во-вторых, сокращение налоговых льгот как минимум на 20%. По оценкам, объем налоговых льгот составляет около семи триллионов тенге. Это недополученные доходы бюджета. Многие из них неэффективны. Очень важно настроить льготы так, чтобы они действительно работали на экономику.

В-третьих, и, наверное, это самое важное, цифровизация налогового администрирования. Стоит задача провести полную цифровизацию налогового контроля и на 30% сократить формы налоговой отчетности. То есть важно нарастить цифровые мощности и создать линейку сервисов для налогоплательщиков. Я говорю о кардинальном изменении привычки по уплате налогов. Она должна быть прос­той и незаметной.

– Аманжан Макаримович, в последнее время все чаще звучит мысль о возврате госмонополии в ряд отраслей. Слышны голоса и о том, что, оказывается, государство не такой уж плохой менеджер. И в этот раз на расширенном заседании Правительства этот вопрос поднимался. Каково Ваше мнение на этот счет?

– Важно помнить, что ключевым направлением реформ Президента являются разгосударствление и приватизация. Сейчас ведется работа по изменению процесса приватизации. Стоит признать, что ее темпы были недостаточными, а многие предприятия квазигоссектора остаются неэффективными. Проще говоря, базовое направление – это либерализация и снижение участия государства в экономике.

Но есть стратегические сферы, где участие государства необходимо. К примеру, Президент говорил о возврате государственной монополии на экспертизу в строительной сфере. И это правильно, потому что это касается безопасности, жизни и здоровья наших граждан. Поэтому нужно четко определить сферы, где должно сохраниться участие государства, а где можно развивать конкуренцию.

– Президент поставил задачу существенно увеличить приток внешних и внутренних инвестиций. На Ваш взгляд, какие дополнительные меры нужны для этого?

– Глава государства как грамотный дипломат активно проводит международные визиты и встречи с руководителями других стран. В рамках этих встреч Президент в первую очередь стремится привлечь внимание к инвестиционным возможностям нашей страны и укрепить партнерские отношения с зарубежными инвесторами и компаниями. По сути, открывает инвестиционные двери в Казахстан.

Правительству и акиматам необходимо уже выстроить предметный диалог с инвесторами и правильно сопроводить их. Для этого важно создать работающую экосистему привлечения инвестиций, наладить четкое взаимодействие между институтами развития, посольствами, акиматами и частным бизнесом. Я считаю, что в Казахстане есть все условия и возможности для этого. Правительству необходимо выстроить правильную работу в этом направлении и сосредоточиться на приоритетных для нас направлениях, причем такие проекты должны быть с полным циклом. То есть инвестиционные проекты нужно прорабатывать с учетом специфики и возможностью создания мультипликативного эффекта для других сопутствующих отраслей, подключить малый и средний бизнес вокруг таких проектов, опыт других стран уже имеется.

– Какие законы, на Ваш взгляд, сегодня необходимо принять и какие меры сегодня крайне нужны стране для поднятия экономики и решения социальных вопросов?

– В Казахстане уже приняты многие законы и правила. И они эффективно работают. Их нужно эффективно реализовать. Но, конечно, жизнь меняется, и законодательство нуждается в постоянном улучшении.

Взять, к примеру, Налоговый кодекс. Это документ, который создает финансовую основу государства. Требуется кардинальное обновление принципов и подходов к взиманию налогов. То же самое касается закона о государственных закупках и Строительного кодекса. Сейчас по всем этим документам ведется активная работа. Ожидается принятие указа о либерализации экономики. Его реализация потребует серьезной ревизии и обновления многих законов. Это большая работа как со стороны Правительства, так и Парламента. Осенью прошлого года были парламентские слушания по закредитованности населения. Для решения этой проблемы также нужно внести ряд законодательных поправок по защите прав заемщиков.

Если говорить о конкретных мерах, то Президент уже обозначил все необходимые механизмы реформ и инициатив. Не хотелось бы опять повторять их. Сейчас самое главное – их реализация и исполнение Правительством и акиматами. Им предоставлено достаточно полномочий и ресурсов. Общество ждет решительных действий. Для этого и назначен премьер-министр, нацеленный на результат и способный побороть формализм и бюрократическую волокиту.