Эксперт: Наше государство стремится к упрощению процессов на госслужбе и сокращению бюрократии

Автор: Azattyq Rýhy

Такое мнение высказал руководитель Бюро национальной статистики Максат Турлубаев

Фото пресс-службы Бюро национальной статистики

Для повышения привлекательности государственной службы необходимо установить заработную плату, конкурентную с частным сектором, резюмировал Касым-Жомарт Токаев на форуме Президентского молодежного кадрового резерва. Глава государства отметил, что государственные служащие, которые находятся на работе, как правило, с 8-9 утра и до 8-9 вечера, должны получать определенную материальную компенсацию, но не перебарщивая с заработными платами и премиями. Какие еще меры необходимо принять в Казахстане для того, чтобы повысить статус госслужащего? Своим мнением с редакцией Azattyq Rýhy поделился руководитель Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК Максат Турлубаев.

– Максат Кайратович, хотелось бы услышать Ваше мнение о проекте Президентский молодежный кадровый резерв.   

– Впервые отбор в Президентский кадровый резерв прошел в 2019 году, я был в числе 300 молодых специалистов, которые прошли все этапы отбора. В то время я работал в акимате Павлодарской области. Решил испытать свои возможности и подал заявку. Безусловно, эта программа помогает выявить способных и талантливых людей, которые готовы служить в интересах государства и приложить максимум усилий для развития страны. Как отметил Президент, пул резервистов должен стать движущей силой и надежной опорой, в эпоху масштабных реформирований в стране.

Данная инициатива находит все большую поддержку со стороны молодых специалистов. Если в самом первом отборе желание участвовать проявило 13 тысяч человек, в прошлом году заявки в кадровый резерв подали уже свыше 30 тысяч. На сегодня привлечение молодежи в кадровый резерв позволяет обеспечить свежий взгляд на проблемы и задачи, повысить инновационность и конкурентоспособность в какой-либо отрасли. Молодые специалисты могут быстрее адаптироваться к новым условиям, приносить новые идеи и решения, а также эффективно работать в команде. К тому же многие говорят об обновлении кадрового состава на руководящих позициях госструктур, поэтому резервисты, в этом плане, являются потенциальными претендентами на эти должности.

– Как Вы оцениваете условия и возможности, созданные в Казахстане для работы государственных служащих?

– Я начинал свой путь государственного служащего с обычного эксперта тогда еще в Министерстве экономики и бюджетного планирования. На своем опыте я знаю, с какими сложностями сталкиваются молодые специалисты на госслужбе. Когда только окончивший вуз специалист устраивается на работу, его загружают запросами, поручают, казалось бы, мелкие задачи, но требующие большей отдачи и времени. Параллельно он должен успеть освоиться на работе, ознакомиться со структурой, особенностями своей работы, законодательной базой и так далее. Сейчас я могу сказать, для адаптации молодых специалистов созданы все условия. Есть менторы, из числа действующих сотрудников, которые сопровождают впервые принятых, есть специальные курсы по переподготовке госслужащих в академии госуправления при Президенте РК. К тому же раз в три года госслужащие проходят курсы по повышению квалификаций.

Наше государство стремится к упрощению процессов на госслужбе, сокращению бюрократии и все больше делает упор на цифровизацию. Это неизбежно повлияет на рабочую атмосферу в коллективе, позволяя сосредоточиться на решении задач с большей эффективностью.

В нашем случае комфорт – это возможность развиваться, даже если ты находишься на госслужбе. К примеру, в Бюро статистики, мы уделяем большое внимание улучшению профессиональных навыков наших специалистов. В прошлом году более 80 сотрудников прошли курсы по языку программирования «Phyton», также изучили тонкости инструмента визуализации данных «Qlick».

Это программы по подготовке аналитиков данных, которые сейчас весьма востребованы на рынке труда.

Если говорить о финансовых вопросах, к примеру, средняя зарплата обычного специалиста на уровне эксперта в Бюро без вычетов составляет около 200 тысяч тенге, у главного эксперта более 230 тысяч. Надо отметить, что данный размер окладов до 2022 года был заметно ниже. Об актуальности материальной мотивации госслужащих на встрече с резервистами сказал и Касым-Жомарт Токаев. Считаю, что специалисты, трудящиеся в интересах государства должны получать конкурентоспособную оплату труда. Это также будет одним из положительных моментов, чтобы способные кадры не уходили в частный сектор.

– Президент акцентировал внимание на определенном дефиците сильных отраслевых специалистов на госслужбе. Какие у Вас мысли на этот счет?

– Я сказал бы, что дефицит квалифицированных кадров ощущается во всех сферах, особенно на госслужбе. Недостаточный уровень заработной платы и социальных льгот делает государственную службу менее привлекательной в сравнении с другими частными компаниями.

Временами бывает, что мы не можем укомплектовать штат в региональных департаментах статистики, мало кто подает заявки для участия в конкурсе на свободные должности. Мы тесно работаем с вузами, заключаем с ними меморандумы, среди студентов проводим конкурсы по работе с данными, максимально вовлекая их в статистическую среду, дабы в будущем заполучить этих специалистов.

Немаловажен вопрос профессионального роста и штатных кадров. Сейчас мы совместно с Московским государственным университетом имени Ломоносова прорабатываем вопрос выделения грантов для наших сотрудников для прохождения магистерских программ. Такие меры должны позволить нарастить кадровый потенциал и повлиять на удержание специалистов.

– Важен вопрос обеспечения гендерного баланса на государственной службе, отметил Касым-Жомарт Токаев. О чем, на Ваш взгляд, свидетельствует это заявление Президента?  

– В Казахстане на начало прошлого года было более 83 тысяч государственных служащих, из них – 55,4% женщины. Конечно, присутствует диспропорция женщин на руководящих должностях. В бюро есть отдельная отрасль, как гендерная статистика. Там мы можем посмотреть в каких сферах больше женщин на руководящих позициях. Могу сказать, что и в Мажилисе, и в маслихате, в кабинете Правительства и среди ректоров вуза доля женщин в меньшинстве, и только судей-женщин в соотношении мужчин больше (52,4% – 2022 год). Конечно, у способностей и таланта не бывает гендера, будь это мужчина или женщина в государственной службе нужны сильные кадры и на руководящих должностях.

– В ближайшее время начнется отбор в Региональный молодежный кадровый резерв. Президент поручил обеспечить его прозрачное и справедливое прохождение. Какие лично у Вас ожидания от предстоящего этапа проекта?

– Работа в местных исполнительных органах от центрального отличается тем, что там намного больше работы с населением. Жизнеобеспечение, экономические и социальные вопросы всегда требуют быстрого реагирования и решения. Отбор в регионах – это хорошая возможность для местной молодежи для их карьерного роста. Они лучше ориентируются в особенностях своей родной области, знают слабые и сильные стороны региона и не бывает, наверное, более сопереживающего человека, который будет заинтересован в его развитии. Поэтому они могут быть лучшими управленцами. Надеюсь, региональная молодежь проявит большой интерес к проекту и примет активное участие в предстоящем отборе регионального кадрового резерва.