«Шанс для молодежи»: какие возможности дает Президентский кадровый резерв?
Резервист в подробностях рассказал, как попасть в этот список
В конце прошлого года были отобраны итоги отбора в президентский молодежный кадровый резерв. Несколько лет назад глава государства предложил эту инициативу, чтобы привлекать талантливую молодежь к госуправлению. По сути, это шанс для молодых профессионалов «пробиться» в высшие государственные структуры, но при условии, что они действительно этого достойны. Для этого они проходят жесткий отбор. В прошлом году только 50-ти из 6 тысяч претендентов удалось попасть в этот список. Как проходил отбор и какие возможности открываются перед молодежью, в интервью Azattyq Rýhy рассказал один из резервистов.
Накануне в Астане прошел форум Президентского молодежного кадрового резерва, в котором принял участие Касым-Жомарт Токаев. По мнению главы государства, образованные, по-настоящему патриотичные граждане, способные критически мыслить, должны принимать активное участие в деле управления государством. И кадровый резерв как раз предоставляет такую уникальную возможность.
«Сегодня в состав резерва входит 400 специалистов. 280 из них, или 70 процентов, назначены на ответственные должности в центральных и местных органах власти. Многие работают в квазигосударственном секторе и в сфере бизнеса», – отметил Президент.
В ближайшее время перед молодыми казахстанцами выпадет еще один шанс. Касым-Жомарт Токаев сообщил, что скоро начнется отбор в Региональный молодежный кадровый резерв, при формировании которого будет учитываться специфика социально-экономической ситуации в каждой области.
О том, как пройти отбор и какие возможности откроются перед теми, кто попадет в этот список, рассказал тот, кто уже прошел эту сложную процедуру. Вадим Ульянов – один из тех 50 представителей талантливой молодежи, которые были зачислены в президентский кадровый резерв. Наш собеседник работает научным сотрудником в Западно-Казахстанском аграрно-техническом университете имени Жангир хана. В 2022 году он получил степень доктора философии (PhD) по специальности «ветеринарная санитария».
– Вадим, как вы считаете, в чем важность Президентского молодежного кадрового резерва?
– Я считаю, что Президентский кадровый резерв очень важен для молодых людей, потому что это уникальная возможность проявить свои лидерские качества, проявить себя. Появляется возможность повлиять на политику государства, возможность войти в структуры, которые формируют политику.
– Как вы считаете, кадровый резерв реализовал свою главную задачу – создание социального лифта для молодых профессионалов?
– Однозначно да, свою задачу он выполняет. Уже есть несколько назначений, хотя относительно недавно завершился отбор. Уже есть люди, которые назначены, должности предлагаются.
Причем резервистов направляют работать в важных для страны отраслях, будь то экономика, политика, техническая, экологическая сферы и так далее. Все мы из разных сфер, и всем стараются подобрать подходящие направления. Я, допустим, из ветеринарной сферы, работаю в науке. И предложения подбираются в соответствии с моим направлением, с моим опытом.
И мне уже поступило несколько предложений, но я пока не могу согласиться. Дело в том, что я должен отрабатывать обучение в докторантуре до сентября этого года. Поэтому пока я не могу согласиться ни на какую должность. Но в дальнейшем я планирую принять предложения, связанные с образованием, наукой или ветеринарией. Я работаю в научной сфере и практически всю свою трудовую деятельность я посвятил этому. Поэтому я себя вижу в Комитете науки либо в Национальном центре государственной научно-технической экспертизы. Думаю, в этих сферах я смогу реализовать себя.
– Расскажите, каким был отбор? Это правда, что он был достаточно жестким?
– Отбор был жестким. Всего было восемь этапов, включая первый этап – это проверка документов. Их необходимо было загрузить на сайт, которые подтверждают, что вы подходите под требования. Это ваш опыт работы, образование, знание государственного языка, какие-то достижения, дополнительные награды. После загрузки всех документов проходила проверка, пришел результат. Заявки в сентябре оставляли 30 тысяч человек, а прошло всего лишь 6 тысяч. То есть огромное количество людей отсеялось уже на самом простом этапе. Возможно, кто-то по опыту работы не прошел, то есть не набрал необходимый срок стажа.
Далее было тестирование в три этапа. Это работа с числовой, текстовой информацией и ситуационные задачи. Это три разных этапа и после них осталось уже 250 человек. С каждым тестированием отсеивалось большое количество людей. И каждое тестирование, хочу отметить, было довольно сложным. Я на двух из трех тестирований прям балансировал на грани между вылетом и прохождением. Но все же мой пороговый балл был выше и я проходил на следующие этапы.
Потом был этап ассессмент, когда необходимо было приехать в Астану. Нас расформировали по группам и мы выполняли групповые, индивидуальные задания, следили за нашим поведением, за тем, как отвечаем на вопросы, как мы реагируем, проявляем свои качества, можем ли мы увлечь собеседника. На этом этапе тоже отсеялось некоторое количество людей.
Потом был этап онлайн-интервью, где профессиональные HR-специалисты задавали различные вопросы. На этом этапе тоже была часть отсеяна. 150 человек допустили на следующий этап – это презентация перед экспертной комиссией по выбранному направлению. У меня было направление – агропромышленный комплекс. И по этому направлению собиралась специально комиссия, и мы выступали со своей презентацией, со своими предложениями, какие бы мы хотели изменения внести в государственную политику, в структуру, где мы работаем.
Нужно было, конечно, заинтересовать экспертов, ответить на их вопросы. На этом этапе были отсеяны 50 человек. Остались 100 человек. Нас направили на национальную комиссию, на которой отсеяли еще 50 человек и 50 – зачислили в резерв. Национальная комиссия представляла из себя собеседование во главе с премьер-министром Олжасом Бектеновым. Таким был процесс отбора.
– Большая ли ответственность лежит на резервистах?
– Да, к резервистам повышенное внимание сейчас. Соответственно, от нас требуется проявлять максимальную сдержанность, не проявлять никаких действий, порочащих ни себя, ни государство. Всегда нужно быть человеком, соблюдать все принципы, нормы, этику. Конечно, ответственность большая лежит на нас.
Также от нас ждут новых идей, креатива. Думаю, что мы сможем привнести в свои сферы изменения, потому что все мы – молодые, активные, заряженные. Надеюсь, что мы сможем себя реализовать, сможем привнести новые идеи, сможем повлиять на политику государства.
– В ближайшее время начнется отбор в Региональный молодежный кадровый резерв. Как вы считаете, это хорошая возможность для талантливой молодежи?
– Конечно. Региональный кадровый резерв – это тоже неплохой трамплин для молодежи. Здесь требования чуть послабее, чем на Президентский резерв. И думаю, у тех, кто пытался пройти в Президентский кадровый резерв, есть возможность пройти в региональный и попробовать себя там. Перспективы, я думаю, тоже очень большие. Если человек хорошо себя покажет в регионе, то его могут заметить, и в будущем он может и на государственный уровень перейти. Я считаю, это хороший шанс.
– Благодарю Вас за беседу и желаю успехов!