Эдуард Эдоков: казахстанский автопром - несбыточная мечта

Сейтказин Ардак

Казахстанцы, по мнению автоэксперта, вынуждены платить за призрачную услугу

Фотоколлаж

Правительство приняло постановление по автомобилям, ввезенным казахстанцами из стран Евразийского экономического союза. Согласно официальному документу, автовладельцам предоставлена отсрочка. Оплатить все необходимые сборы и пошлины им необходимо до 1 марта 2021 года. Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков в интервью корреспонденту Azattyq Rýhy прокомментировал инициативу чиновников.

- Как вы считаете, успеют ли владельцы автомобилей с иностранными номерами оформить их за год?

- Насколько я знаю, в автоЦОНах в год совершается около 500-700 тысяч сделок купли-продажи. Поэтому, я думаю, что если сами владельцы этих автомобилей не будут тянуть до последнего, то вполне возможно зарегистрировать все эти автомобили. Причем автоЦОНЫ специально для регистрации дополнительно открываются в воскресенье - именно для тех людей, кто должен пройти регистрацию. Поэтому, я думаю, что времени вполне достаточно, чтобы зарегистрировать все автомобили. Это очень хорошее решение для владельцев авто. Отсрочку, которую обычным простым гражданам никто не дает. Ведь, когда вы завозите автомобиль, вы обязаны его в течение 10 дней поставить на учет. А им дали целый год.

- Но ведь владельцы автомобилей с иностранными номерами не согласны с регистрацией и выдвигают свои требования Правительству…

- Я внимательно слежу за ситуацией, но у меня нет никакого понимания к ним. Если их утверждения внимательно рассмотреть, то можно понять, что они лукавят, если так можно выразиться конечно. Ведь многие купленные автомобили люксовых брендов: Lexus, BMW, Mercedes. И покупают они их не за 500 тысяч тенге, а за 3-5 миллионов тенге. То есть, согласитесь, что на последние деньги такие автомобили не покупают. Это первое. Второе - утверждение о том, что у нас Единый Таможенный союз и подобными действиями Казахстан нарушает свободу обращения товаров в ТС.

Граждане просто не знают или не хотят знать, что купленные ими автомобили не являются товарами ТС по нашему законодательству и по межгосударственным соглашениям.

То есть, если они ввезены в Казахстан, Армению и Кыргызстан до 2014 года, это товар Таможенного союза и никаких таможенных пошлин за эту машину платить не надо. Но основная масса автомобилей, которая была куплена в Армении или Кыргызстане - свежие автомобили, которые в эти страны были ввезены по льготному налогообложению или по льготному таможенному тарифу. Льготы были введены, как заявляли официальные лица Армении, для того, чтобы позволить своим гражданам ввоз автомобилей в этот льготный период и ими пользоваться. Потому что пошлины потом поднимаются. Это было сделано не для Казахстана, а для Армении. Эти автомобили не являются товарами ТС, они являются товарами Армении, и если вы их перемещаете, то вы должны платить.

- Согласитесь, что разница между таможенными пошлинами Казахстана и Армении не столь велика. В чем, на ваш взгляд, камень преткновения в этой ситуации? Огромные суммы утилизационного сбора?

- Да, в Казахстане утилизационный сбор для подержанных автомобилей составляет огромные деньги - 1-1,5 миллиона тенге.

Я с самого начала выступал против утилизационного сбора, потому что, на мой взгляд, все это похоже на аферу.

Если вы ввозите автомобиль, то вы обязаны заплатить за него утилизационный сбор. На новые машины меньше, на старые больше. Там есть определенная сетка. Но это огромные деньги, которые уходят в какую-то частную контору. И эта частная контора впоследствии, когда-нибудь утилизирует этот автомобиль. Никакой гарантии, что этот автомобиль будет утилизирован, нет. Представьте, вы сегодня заплатили 3 тысячи долларов за призрачное обещание, что когда-нибудь ваш автомобиль, когда он «проживет свою жизнь», может через 15 или 20 лет, что его утилизируют. Мы не знаем, что будет с нами через 5 лет, а деньги с нас берут прямо сейчас и причем немаленькие деньги. Ладно, если бы это было 100-200 долларов, ведь в развитых странах примерно именно такой размер утилизационного сбора. Но у нас платят огромные деньги - это миллионы тенге с каждого автомобиля. И никакой гарантии, что когда-нибудь ваш автомобиль будет утилизирован.

Может вы потом его продадите по запчастям и никакой утилизации не понадобится. Получается, что с вас взяли деньги за неоказанную услугу. Что будет через 5 лет с этими деньгами? Может быть, эта частное ТОО куда-нибудь испарится, никто не знает об этом. Но все, деньги уже получены. Немаленькие деньги.

Да, есть определенные требования экологические и вы не можете взять и выкинуть колесо автомобильное, его нужно утилизировать, но дело в том, что за 3 тысячи долларов можно утилизировать десятки автомобилей. Утилизация нужна, но стоимость этого сбора не должна быть такой огромной. И это ТОО, куда идут все деньги, оно отвечает только своим уставным фондом. Представьте, что если его уставный фонд, грубо говоря, 700 долларов и если какие-то претензии возникают, то ТОО отвечает только своим уставным фондом. А на счетах у ТОО миллиарды тенге.

- Первичная регистрация ведь тоже обходится в крупную сумму?

- Да, то же самое и с первичной регистрацией. Это тоже огромные деньги. Это защита нашего автопрома. Для того, чтобы ограничить ввоз подержанных автомобилей, для того, чтобы мы покупали казахстанские автомобили. Хотя их толком-то и нет.

Но тем менее, лет 10-15 речи о казахстанском автопроме ведутся. То делают им послабления, то льготы. Но не будет у нас казахстанского автопрома. Никогда Казахстан не сможет конкурировать ни с Германией, ни с США, ни с той же Россией по автопрому.

Нет у нас таких возможностей, а самое главное, у нас нет рынка. Для того, чтобы функционировал автомобильный завод, чтобы он окупался, нужно производить порядка 100 тысяч в год и столько же продавать. Но у нас физически нет такой возможности, наша страна не сможет столько освоить. Казахстанский автопром - несбыточная мечта. А все эти лишние сборы и налоги ведутся для того, чтобы задушить возможность покупать автомобиль по разумной цене.

- Вернемся к временной регистрации. Что порекомендуете автовладельцам?

- Я думаю, что в данной ситуации государство пошло навстречу. Проблемой начал заниматься сам Президент. Поэтому я советую не тянуть.

Не стоит ждать, что сейчас прилетит волшебник на голубом вертолете, решит все проблемы и спишет долги. В данной ситуации этого не будет, иначе все законопослушные плательщики, которые платят все сборы, тоже выйдут на площадь и скажут: Почему им можно, а нам нельзя?!

Можно собрать деньги за год или взять кредит. Если такой возможности нет, то рассматривать вариант с продажей. Да, это будет с потерей денег, но нужно прикинуть, где вы больше потеряете: на том, что вы будете собирать, брать кредит и оплачивать все необходимые пошлины или продав машину. Купили, допустим, за 5 миллионов, потеряете миллион - это приличная сумма. Но за оставшуюся сумму здесь, в Казахстане, вы сможете купить машину классом пониже, например, корейский седан. Либо можно снять с учета и продавать по запчастям. Это не быстро, но тут можно в деньгах не потерять.

Временную регистрацию автомобилей из ЕАЭС ввели в Казахстане

Напомним, МВД РК  призывало казахстанцев зарегистрировать транспорт, состоящий на иностранном учете. На сегодняшний день в страну ввезено более 170 тысяч транспортных средств, зарегистрированных в Армении, Кыргызстане, Беларуси и России. При этом в отношении автомобилей, ввезенных из Армении и Кыргызстана, существуют жесткие ограничения по их эксплуатации на территории других государств-членов ЕАЭС.

Алтыншаш СМАГУЛОВА

‡àãðóçêà...
Вам будет интересно
Выбивание долгов: общественные работы - вместо утюга
Над чем потрудиться Абылкаиру Скакову? Мнение эксперта
Главная проблема педагогов так и не была решена – профсоюз

Интервью
Об ономастическом зуде в размеренной беседе порассуждал хранитель истории
Аналитики Центра медийных технологий рассказали, по каким критериям оценивается работа акимов
Юрист предложил эффективный способ решения проблемы
Акимы уходят, а главная проблема региона остается