В этой сфере, по его словам, накопилось немало проблем
Комитет энергетики, созданный при партии «AMANAT», работает немногим больше полугода. Он был создан для того, чтобы комплексно заниматься проблемами электроэнергетической отрасли страны. Здесь накопилось немало острых вопросов – это и дефицит электричества, и аварийное состояние ТЭЦ, и повышение тарифов, и кадровый дефицит. Как комитет справляется со своей работой, в интервью Azattyq Rýhy рассказал его глава Дюсенбай Турганов.
– Дюсенбай Нурбаевич, вы являетесь председателем Комитета энергетики при партии «AMANAT». Какую работу проделал Комитет в прошлом году?
– Задачи, которые были определены руководством партии на ближнесрочную перспективу, – это выявление проблемных вопросов отрасли и выработка решений, инициирование и внесение предложений по совершенствованию законодательной базы, а также обеспечение защиты прав и законных интересов представителей отрасли и их сотрудников.
Среди тех вопросов, которые мы успели рассмотреть в 2022 году, прежде всего, это низкий уровень оплаты труда в энергетике, тарифообразование, проблемы экологии, связанные с энергетическим сектором, кадровый дефицит и другие вопросы.
Изначально поставив себе задачу – говорить об актуальном, что называется, «на местах», с людьми, которые непосредственно работают в отрасли, несколько рабочих заседаний мы провели на выезде – в Павлодарской области.
Конечно, для решения большинства вопросов требуется время, так как проблемы возникли не вчера, а имеют достаточно большой бэкграунд. Но все же есть и первые победы.
Общей победой можно назвать внесение поправок в закон РК «О естественных монополиях», позволяющих изменить тариф в пределах его действия, что в свою очередь позволяет повысить заработную плату. Закон, кстати, подписан главой государства 30 декабря 2022 года.
– Энергетика в Казахстане до сих пор остается одной из проблемных тем. Какие меры принимаются для того, чтобы справиться с проблемами в этой сфере. В частности, с дефицитом электроэнергии?
– Действительно, с каждым годом увеличивается потребление электроэнергии. И для того, чтобы решить вопрос с ее достаточностью, необходимо, во-первых, строительство новых мощностей, во-вторых, модернизация и расширение действующих станций, а также, в-третьих, практическая реализация программы энергосбережения.
Как показал прошлый год, вследствие сильно зарегулированного в последние годы тарифа на коммунальные услуги темпы модернизации в отрасли никак не догоняют темпы устаревания. А это в свою очередь приводит к серьезным последствиям в отрасли. И мы, к сожалению, это наблюдаем в последнее время все чаще и чаще.
При этом единственным источником финансирования энергогенерирующих производств является доход от оказания услуг.
Энергетическая система испытывает дефицит маневренных мощностей, балансирующих энергосистему в периоды максимумов и минимумов. Более трети основного генерирующего оборудования электростанций исчерпали свой парковый ресурс.
Кроме того, необходимо активизировать развитие всех видов возобновляемых источников энергии. И надо сказать, работа в этом направлении ведется и в последнее время достаточно активно.
– Аварийные ТЭЦ – тоже одна из больших проблем. Что предпринято в этом плане, чтобы ситуации, подобные Экибастузу, не повторились?
– Это самый больной вопрос. Считаю, прежде всего, по каждой ТЭЦ необходимо разработать отдельный план по решению проблемных участков станций с отражением всех последовательных действий: от анализа изношенности до сроков введения в строй модернизированных мощностей.
Аналогично необходимо проработать вопрос и по сетям. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития на конец прошлого года протяженность тепловых сетей в городах страны составила 12,1 тысяч км, из них 6,7 тысяч км требует замены, при этом средний износ составляет порядка 55%.
Пока же, как было озвучено Министерством энергетики, в первом квартале текущего года планируется завершить аудит всех ТЭЦ и электрических сетей страны, разработку документации по реконструкции тепловых сетей и проработать вопрос выделения целевых трансфертов для финансирования этих работ. И это необходимо делать достаточно быстро, особенно то, что касается выделения целевых трансфертов. Потому что с учетом климатических условий, как мы все знаем, проведение аварийных ремонтных работ в осенне-зимний период как таковых результатов по решению надежности работы ТЭЦ нам не даст.
Решению проблемы должна способствовать и программа «Тариф в обмен на инвестиции». В этой связи отрасль заинтересована в ее внедрении в кратчайшие сроки для привлечения в отрасль инвестиции.
В целом, если говорить о ситуации в электроэнергетической отрасли страны, то она достаточно не простая. И связано это, прежде всего, с отсутствием четкой стратегии ее развития. Нет комплексных планов и программ развития электроэнергетики, что в свою очередь приводит к тому, что энергокомпании не видят перспектив развития, а отрасль в целом теряет свою инвестиционную привлекательность. Эту проблему я не раз поднимал в своих депутатских запросах. Однако решений по ним пока нет.
– Много ли выездных поездок было у вас, у членов Комитета в прошлом году? Какие регионы посетили?
– Рабочие поездки в регионы и у меня, и членов нашего Комитета – это обязательный пункт рабочего графика. В прошлом году мы неоднократно посещали Павлодарскую область, которая, как известно, считается энергетическим центром нашей страны. Провели здесь несколько заседаний Комитета энергетики. Обсуждали проблемы, находили решения, определяли перспективы. К примеру, на последнем заседании Комитета достигли понимания с учебными вузами региона о необходимости проведения совместных мероприятий по подготовке специалистов.
Конечно, когда случилось ЧП в Экибастузе, выезжали в город, где встречались с жителями, представителями ТОО «ЭкибастузТеплоЭнерго», руководством города и области . Теплоснабжение в городе постепенно возвращается в нормальное русло. Да, есть еще временные отключения ряда многоэтажных домов, но только там, где требуется проведение ремонтных работ. По информации местного акимата, готовится ПСД по ремонту основных магистралей и внутриквартальных сетей. Активно идет процесс принятия на баланс акимата всех теплосетей.
– Какие еще проблемы поднимали люди во время этих встреч?
– Работники энергопредприятия, с которыми мы встречались, в основном говорили о нехватке кадров. В результате этого увеличивается нагрузка на действующих работников.
Поднимали вопрос и по низкой заработной плате работников отрасли. Большинство из них работает в тяжелых условиях. В результате этого идет отток кадров в другие, более высокооплачиваемые отрасли. За последние три года до 18% увеличилась разница заработной платы в отрасли от странового значения. Если в цифрах, то речь идет о 235,4 тыс. тенге в энергетике против 285,4 тыс. тенге в других отраслях Казахстана. Конечно, такая ситуация не привлекает абитуриентов.
Кроме того, речь шла и о необходимости перезагрузки методов тарифообразования для поддержки отрасли.
Если вернуться к вопросу повышения заработной платы, то требуется внесение изменений и дополнений в правила формирования тарифов. С нашей стороны предложено для расчетов учитывать штатную численность персонала энергообъекта, что позволит сократить разницу в размерах заработной платы между производственным персоналом теплоэнергетических объектов и среднерыночной заработной платой.
– Каковы планы на текущий год? Какую работу планирует проделать Комитет в 2023 году?
– В плане работы Комитета в текущем году – активная законотворческая деятельность для модернизации отечественного законодательства, регулирующего отрасль, а также решение проблем, требующих оперативности и срочности. Прежде всего, это все же проработка вопроса необходимости принятия единого отраслевого закона, регулирующего сферу теплоэнергетики. Некоторые вопросы частично отражены в Законе «Об электроэнергетике», однако все необходимые аспекты в нем не затронуты.
Считаю, что законопроект должен определить полномочия государственных органов в сфере теплоснабжения. Сейчас государственное регулирование отрасли осуществляется тремя министерствами: энергетики – в сфере производства тепловой энергии, индустрии и инфраструктурного развития – в сфере передачи и потребления тепловой энергии, национальной экономики – в сфере тарифообразования. Текущая ситуация показывает, что тарифы субъектов естественных монополий (энергопроизводящих и энергопередающих организаций) не покрывают фактические затраты на производство и передачу тепловой энергии, что в свою очередь влияет на инвестиционную привлекательность отрасли.
Сейчас необходимо учесть все правовые аспекты для сохранения баланса интересов организаций отрасли, государства и конечного потребителя.
В продолжение темы государственного регулирования хотелось бы отметить, что все вышеперечисленные министерства признают и соглашаются со следующими принципиальными позициями:
• Энергетика – это базовая и системообразующая отрасль экономики, надежное функционирование которой является вопросом национальной безопасности;
• Стране необходимо исполнять международные обязательства по климату и улучшать экологическую ситуацию (снижение выбросов, модернизация производств и т.д.);
• Модернизация и развитие энергетики требует значительных инвестиций, но при этом тарифы в отрасли должны быть справедливыми и экономически обоснованными.
Иными словами, формально все согласны, что энергетика страны должна быть современной, экологичной, экономически эффективной и полностью обеспечивать энергонезависимость страны.
Однако на практике, ввиду отличающихся ведомственных приоритетов вышеуказанных государственных органов, регулирование отрасли носит разнонаправленный и хаотичный характер, где задачи одного министерства прямо противоречат задачам другого.
Например, Министерство энергетики в условиях существующего дефицита электрической мощности различными мерами (к примеру запуск 3-го и 4-го блоков Экибастузской ГРЭС-2 ) стимулирует энергопроизводящие организации (ЭПО) увеличивать генерацию, также системный оператор АО «KEGOC» ограничивает проведение плановых ремонтных работ на станциях в осенне-зимний период с целью снижения дефицита, тогда как Минэкологии посредством уменьшения объема распределяемых квот и установления огромных штрафов за превышение объема выбросов наоборот вынуждает ЭПО снижать генерацию.
Другим примером является инициатива Минэкологии (в соответствии с новым Экологическим кодексом) по установлению для ЭПО обязательства по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ). Затраты ЭПО на внедрение НДТ будут исчисляться десятками миллиардов тенге по каждому предприятию и это неминуемо приведет к росту тарифов, что прямо противоречит политике инфляционного сдерживания тарифов проводимой МНЭ, либо к естественному банкротству энергопроизводителей ввиду безвозвратности понесенных убытков.
Данные примеры приведены как наиболее показательные, но общий перечень проблем и противоречий в государственном регулировании энергетики гораздо шире.
В этой связи считаю, что использование комплексного подхода к решению имеющихся проблем будет способствовать оздоровлению отрасли и повышению качества услуг, оказываемых казахстанцам. Над этим и будем работать.
– Благодарю Вас за содержательные ответы.