Инфляция, закредитованность, пенсии: проблемы, стоящие перед общественными советами при «AMANAT»

Автор: Смагулов Амир

Глава совета поделился итогами работы за 2022 год

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Весь прошлый год в фокусе внимания общественного совета по вопросам экономики, предпринимательства и аграрного сектора при партии «AMANAT» была инфляция. Борьба с повышение цен стала его ключевой задачей, но отнюдь не единственной. Проблемы аграриев, закредитованности населения, низкой доходности ЕНПФ не раз вызывали дискуссии. Не стоит сбрасывать со счетов и законотворческую деятельность депутатов. Подробнее о работе совета расскажем в материале Azattyq Rýhy.

– Аманжан Макаримович, Вы возглавляете республиканский общественный совет по вопросам экономики, предпринимательства и аграрного сектора. Проблемных вопросов в каждом из этих сфер до сих пор остается много – инфляция, недоступность кредитования и постоянные жалобы фермеров, бизнеса. Расскажите, какую работу вы ведете в этом направлении?

– Хочу сказать, что ключевой системной проблемой, и это не только в Казахстане, остается инфляция. Если смотреть на итоги 2022 года, то экономика развивается. Рост ВВП составил 3,1%.  

Растет обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг. Но какой смысл этого роста, если он не трансформируется в повышение доходов населения? Реальные доходы населения в прошлом году упали на 12%. Все это из-за высокой инфляции в 20%.

Поэтому на общественном совете мы в основном рассматривали меры по борьбе с инфляцией. Скажу откровенно, заседания проходили очень тяжело. Министерства подходили к совещаниям формально. Только ко второй половине 2022 года нам удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Приняты новые решения по вопросам стабилизации цен.

Во-первых, усилен государственный контроль за торговыми надбавками и ретро-бонусами. Уже заведено порядка 300 административных дел.

Во-вторых, пересмотрена работа региональных стабилизационных фондов. Теперь стабилизационные фонды будут проводить товарные интервенции в постоянном режиме в период межсезонья. Вопрос – есть ли ресурсы у стабилизационных фондов проводить такую работу? Не потребует ли это увеличения бюджетного финансирования?

В-третьих, разработан порядок и алгоритм взаимодействия государственных органов для формирования товарного баланса. Это позволит оценивать производство социально значимых продовольственных товаров, межрегиональные и международные перетоки, запасы, а также сырье.

В-четвертых, решен вопрос обеспеченности горюче-смазочными материалами.

В-пятых, возобновляются регулярные сельскохозяйственные ярмарки.

Думаю, что результаты этой работы можно будет увидеть уже в первой половине 2023 года. Мы ждем замедление инфляции. К сожалению, нам никак не удалось привлечь к нашему диалогу Национальный банк.

По моему мнению, неэффективная денежно-кредитная политика является одной из причин высокой инфляции. За это я часто критикую Нацбанк. Вы можете найти мои выступления и депутатские запросы в сети Интернет. К сожалению, других инструментов влияния на Нацбанк у депутатов и Парламента нет.

– Расскажите о работе в законотворческом направлении. Поделитесь итогами деятельности за 2022 год.

– 2022 год был годом перемен. Партия активно работала в Парламенте. Обеспечена законодательная поддержка масштабным инициативам Президента. В работе Мажилиса находилось 154 проекта закона. Рассмотрено и направлено в Сенат 93 законопроекта. 75 из них подписаны Президентом.

Если говорить о Комитете по финансам и бюджету, в котором я состоял, то там работа специфическая, кропотливая, с цифрами, и требует экономических знаний. Комитет являлся головным по 46 законопроектам. Из них подписаны Президентом Республики Казахстан и стали законами – 37, направлено на рассмотрение в Сенат Парламента – 2, по остальным 7 законопроектам работа будет продолжена новым Парламентом. К их числу относятся проекты законов, касающиеся республиканского бюджета, трансфертов общего характера, изменений в Налоговый кодекс, совершенствования бюджетного законодательства, регулирования финансового рынка, микрофинансовой и коллекторской деятельности, страхового рынка и рынка ценных бумаг, рынка стрессовых активов, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, противодействия деятельности финансовых пирамид, банкротства физических лиц и другие.

Была проведена большая работа по рассмотрению отчетов Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2020 и 2021 годы.

Мы приняли закон о республиканском бюджете. Это главный финансовый документ – повышены пенсии, пособия, заработные платы, запущен нацпроект «Комфортные школы». Введены в действие важные налоговые поправки, о которых просил малый бизнес – розничный налог, единый платеж с заработной платы.

Наконец-то принят закон о банкротстве физических лиц. Он заработает с марта этого года. Сотни тысяч казахстанцев смогут избавиться от долгов и начать новую финансовую жизнь.

Хочу напомнить, что партия «AMANAT» не первый год поднимает проблему закредитованности населения. Ранее фракцией, в частности мною и депутатом Альбертом Рау был инициирован законопроект по усилению защиты прав заемщиков. Он включал в себя запрет на начисление вознаграждения на капитализированное просроченное вознаграждение, повышение ответственности коллекторских агентств, полное раскрытие информации о стоимости кредита на первой странице договора.

– Немало выездных рабочих поездок совершили депутаты в прошлом году. Какие проблемные вопросы поднимали люди на этих встречах и удалось ли их решить?  

– Я очень часто встречаюсь с предпринимателями. Они говорят о проблемах роста инфляции, недоступности кредитов и недостаточности господдержки. Очень много проблем в сфере налогообложения. Все проблемы мы стараемся оперативно решать в рамках поправок в налоговый кодекс.

Несколько раз принимал участие во встречах с Движением женщин Казахстана за снижение пенсионного возраста. Я внимательно изучил их аргументы, я искренне поддерживаю их. В нашей стране есть все возможности, чтобы женщины могли иметь право на ранний выход на пенсию. У меня есть свое видение решения этого вопроса, я его довел до Правительства, оно сейчас изучается.

– Каковы планы на текущий год? Какую работу планирует проделать совет в 2023 году?

– Есть предвыборная программа Президента Касым-Жомарта Токаева. Мы намерены обеспечить ее реализацию. Готовится предвыборная программа партии с нашими собственными инициативами. Особое внимание будет уделено экономическим и социальным вопросам.

В фокусе внимания – борьба с инфляцией. Инфляция должна стать основным показателем, по которому оценивается работа Правительства и Нацбанка. Считаю, что нужна персональная ответственность за рост цен.

Начата разработка нового Налогового Кодекса. Я говорил, что бизнес часто жалуется на налоговое администрирование. Например, на СНТ, проверки и так далее. Все эти вопросы будут решаться уже в рамках нового кодекса.

С 2024 года должна заработать программа «Нацфонд – детям». Будут разработаны конкретные механизмы ее реализации.

Большая критика к Единому накопительному пенсионному фонду. Доходность на очень низком уровне. Нужно менять подходы к инвестиционной стратегии.

Весной потребуется уточнение республиканского бюджета. Мое мнение – нужно дополнительно индексировать пенсии и социальные выплаты, чтобы компенсировать рост цен. В первую очередь, это касается пенсионеров и социально уязвимых слоев населения.

– Благодарю Вас за содержательные ответы.