Легализация: кому не достанутся дешевые «иностранцы» на казахстанском учете

Смагулов Амир

Под программу попадут далеко не все машины, предупреждают эксперты

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Сначала новости по утильсбору, теперь – легализация. Казахстанским автомобилистам становится проще ввозить транспорт из-за рубежа. Эффект от этого ощущает рынок в первую очередь – автопарк страны постепенно обновляется. Поставить своего «иностранца» на казахстанский учет можно будет уже со следующего года, для этого сейчас готовят изменения в Налоговый и Экологический кодексы. Однако далеко не все авто на кыргызских, российских, армянских и других номерам подпадают под программу. Подробнее об этом рассказал председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков в интервью Azattyq Rýhy.   

– Эдуард, в Казахстане объявлена легализация авто на иностранном учете. Суть этой идеи в том, чтобы поставить на казахстанский учет машины, ввезенные до 1 сентября, с большой скидкой. Выходит, авто, которые ввезут после 1 сентября, уже придется ставить на учет по общему порядку?

– По информации, которая была предоставлена МВД Казахстана, на сегодняшний день насчитывается до 300 тысяч автомобилей, которые катаются на иностранных номерах – на армянских, кыргызских, российских, на каких угодно. И они не ставятся на учет, потому что у нас большие сборы для того, чтобы машину, привезенную из-за рубежа, оформить и поставить на казахстанский учет.

В первую очередь это первичная регистрация, и во вторую очередь – утилизационный сбор. Это огромнейшие суммы, которые были в свое время продавлены различными выгодоприобретателями этих денег. Например, машина стоит 5 тысяч долларов, а все сборы на нее стоят 10 тысяч долларов. Ну, кто это может себе позволить?

Естественно, казахстанцы, которые стараются подешевле купить качественный автомобиль за рубежом – это в большей степени не олигархи. Поэтому приходится ездить на не казахстанских номерах, а на кыргызских, российских, армянских номерах. Но нельзя бесконечно ездить на номерах другой страны – максимально полгода-год, и потом нужно будет эту машину вывозить. И таких автомобилей накопилось 300 тысяч.

Для машин, которые до 1 сентября были завезены в Казахстан и казахстанцы их не оформили, потому что такие огромные деньги платить никто не то, что не хочет, а не может, и теперь для этих машин, которые как-то пытаются на территории Казахстана ездить на чужих номерах, для них Президент поручил вместо миллионов заплатить всего 200-250 тысяч тенге.

– Какие правила действуют у нас при ввозе авто на иностранном учете? Напомните о них, пожалуйста.  

– Существует так называемый временный ввоз. То есть вы заезжаете на иностранных номерах – туркменские, китайские, американские или любые другие номера. Вы можете какое-то время на этих номерах чужой страны ездить в Казахстане. По правилам временного ввоза вы должны оформить все и на депозит в Таможенный комитет положить сумму, эквивалентную таможенным платежам, которые бы вы заплатили, если бы ввозили и ставили на учет.

К примеру, если вы машину купили и хотите ее оформить на казахстанские номера, вы должны заплатить таможню, первичную регистрацию, утилизационный сбор – кучу всяких денег. Но вы еще можете в режиме временного ввоза завезти эту машину в режиме обязательства, потом ее вывезти, максимум через год. Но по закону вы должны сумму всех этих платежей положить на депозит и при вывозе вам эту сумму возвращают. Это гарантия того, что вы ее вывезете.

Но это по закону. Как я понимаю, на самом деле никто на этом не заморачивается, машины заходят, катаются здесь и, похоже, этот депозит особо никто не платит.

По идее, эти машины через год должны быть вывезены на какое-то время и потом вы снова можете заехать – по-моему, их следует вывозить на 30 дней. Потом можно снова заехать и год кататься.

– Что значит «авто, прошедшие таможенную очистку»? Согласно официальной информации МВД, только такие авто смогут провести через легализацию.

– Помимо того, что я сказал, что это неимоверно дикие, огромные суммы с нас берутся при экспорте автомобиля: это первичная регистрация – миллионные сборы и утилизационный сбор – тоже миллионные сборы. То есть одним из самых первых налогов при завозе любого товара из-за границы есть самый первый сбор – таможенная пошлина. Где-то она нулевая, где-то 3-5%, где-то 20%, где-то 30%.

И вот на автомобили действует на сегодняшний день таможенная пошлина, если мне не изменяет память, 18%. То есть государство на таможенных пошлинах зарабатывает при ввозе любого товара, а это не только машины, но и любой другой товар. Поэтому при ввозе в Казахстан автомобиля вы обязаны заплатить таможенную пошлину. И если автомобиль стоит 10 тысяч долларов, то вы должны заплатить 18% – это 1800 долларов таможенной        пошлины.

И получается, если вы таможенный сбор заплатили и ваш автомобиль растаможен, но вы не заплатили регистрацию и утилизационный сбор, вот тогда вы попадаете под эту легализацию и заплатите не три миллиона, а всего 200-250 тысяч тенге.

А если она не растаможена, то вам сначала надо ее растаможить, то есть пройти таможенную очистку и заплатить таможенный сбор в размере 18% от стоимости автомобиля. И только после этого вы можете попасть под эту легализацию. Но это ведь касается автомобилей, которые завезены до первого сентября, и сейчас уже растаможить эту машину не получится задним числом. То есть, если вы до 1 сентября заехали и растаможили ее, то попадаете. А вот если сейчас решили растаможить, то это уже будет считаться, что вы ввезли ее после первого сентября. То есть растаможка как раз и фиксирует дату того, что автомобиль пересек границу и таможенную очистку прошел.

– Благодарю Вас за подробные ответы.

Напомним, Президент поручил провести легализацию иностранных автомобилей, ввезенных в Казахстан до первого сентября 2022 года. Владельцы таких машин будут оплачивать только сбор за первичную регистрацию в размере 200-250 тысяч тенге. Утильсбор при легализации оплачиваться не будет.