«Успокоительная конфетка от Тугжанова»: экономист раскритиковал обещания вице-премьера по пенсионному возрасту
Ранее Ералы Тугжанов заявил, что правительство обсудит вопрос снижения пенсионного возраста
О снижении пенсионного возраста вдруг заговорили в правительстве. Заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов накануне заявил, что чиновники обсудят этот вопрос и изучат международный опыт. Очередная ли это «лапша» на уши, байки власть имущих или реальная возможность? Об этом и не только корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с экономистом, экс-председателем Совета Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдаром Алибаевым.
– Айдар Байдаулетович, как Вы считаете, почему в правительстве решили пересмотреть свое решение? Ведь чиновники твердо были убеждены – пересмотра пенсионного возраста не будет.
– Я не воспринимаю серьезно слова вице-премьера Тугжанова.
Я считаю, его слова – это некая успокоительная конфетка, которая дана со стороны чиновника в ответ на многочисленные запросы со стороны граждан касательно понижения пенсионного возраста.
Потому что реальная ситуация говорит нам, что реализация всей деятельности, в том числе социальной составляющей правительства находится в очень сложном положении с точки зрения наполняемости бюджета.
У нас сегодня ситуация плачевная после двухлетней пандемии, когда бизнес нес очень серьезные потери, когда нас начинают касаться санкции, которые объявлены против России, когда вы видите, что происходит вокруг – растут цены, девальвируется тенге. То, что сегодня тенге какой-то небольшой период времени стоит на месте и даже укрепляется – это очень временное явление, которое скоро пройдет.
Иными словами, ситуация довольно тяжелая и ситуация с наполняемостью бюджета тоже очень тяжелая. И на этом фоне повесить на бюджет дополнительную нагрузку в виде снижения пенсионного возраста, на мой взгляд, это вообще нереально. Просто нереально. Дай им возможность и, зная, что народ это одобрит, они бы наоборот, его повысили с удовольствием. Потому что чем меньше пенсионеров, тем, соответственно, меньше нагрузка на бюджет. Поэтому, на мой взгляд, его слова нельзя воспринимать серьезно и говорить о реальном понижении пенсионного возраста я бы не стал. Хотя я тоже являюсь как гражданин, как человек, сторонником понижения пенсионного возраста.
– Почему нужно двигаться к снижению и какой возраст вы считаете самым оптимальным для выхода на пенсию?
– Раньше существовали институты социальной сферы, которые высчитывали возможности человеческого организма, что происходит с этими возможностями с течением времени, с увеличением возраста. Тогда было просчитано, что на пенсию женщины должны выходить в 55 лет и в 60 лет мужчины. Это не откуда-то с потолка взято. Это были выявленные научным путем, просчитанные нормы возможностей человеческого организма. И было доказано, что именно с этого возраста эти возможности начинают уменьшаться – человек быстрее устает, меньшее количество часов в сутки может эффективно работать. И вот отсюда были выведены эти нормы.
Но сейчас жизнь стала другая, чем в 50-е, 60-е годы послевоенные, когда высчитывались эти нормы. Всем известно, что сильно поднялась планка дожития. Люди стали жить дольше, качественнее, лучше питаться, стали выше достижения медицины, которые позволяют людям продлевать свою жизнь. И количество пенсионеров во всех странах неумолимо растет в процентном отношении к количеству граждан данной страны. И поэтому то, что пересматриваются эти нормы, и повышается пенсионный возраст, в этом есть определенная логика. И поэтому вот эта неизбежная тенденция происходит во всем мире. Она будет тянуть вверх пенсионный возраст.
– В итоге найдется ли смелости у правительства настолько снизить возраст?
– Как бы неприятно это не прозвучало, но трезво глядя на вещи, я скажу, что рассчитывать на понижение пенсионного возраста в нашей стране не приходится. Дай Бог, чтобы на нашем веку не повышали еще дальше.
Здесь вопрос не стоит так – решится или не решится правительство. Здесь просто трезвая реальность – у них нет денег. Сегодня у нас в стране пенсионеров где-то в районе двух миллионов. И вот представьте, если сейчас понизить возраст одномоментно, то количество пенсионеров может увеличиться на 200-300 тысяч, то есть на 10-15%. И где взять деньги, когда сейчас поступления в бюджет падают. Бизнес загибается. Посмотрите на базовую ставку Национального банка в 14%. Разве мыслимо при такой базовой ставке развивать бизнес, взять кредит? Если смотреть на эту реальность, то это выстрел самому себе в ногу – взять и понизить пенсионный возраст.
Они будут болтать, они будут успокаивать народ, они будут выходить на диалоги и обещать какие-то конфетки, как это делает Тугжанов. Но реально они на это не пойдут, потому что не позволят экономические реалии.
– Тугжанов заявил, что при обсуждении будут учитывать международный опыт. Опыт каких стран вы бы рассмотрели?
– Сегодня в Китае, несмотря на такое огромное население, один из самых низких пенсионных порогов в мире при довольно существенной пенсии. Я бывал в Китае, разговаривал с самыми разными представителями самых разных слоев населения. К примеру, у пенсионерки, бывшей учительницы в школе в долларовом выражении пенсия была где-то в размере 700-800 долларов. Очень приличная для Китая. Но них уже принята программа на 2021-25 годы на поэтапное повышение пенсионного возраста до 63 или 65 лет. И это тоже потому, что во всем мире растет количество долгожителей, и это не миновало Китай.
В Европе пенсионный возраст 65 лет и даже есть страны, где и под 70 лет есть возраст. Уже не удивляет, потому что люди действительно живут долго. Я заграницей часто вижу этих пенсионеров. Полные автобусы. Открываются и выходят на площади из туристических автобусов бабульки с фарфоровыми зубами 75-летние, с бутылочкой пива в одной руке и с сигаретой в другой руке. Вполне нормальная картина.
Днем в городах Италии, Германии, Франции рестораны и кафешки забиты стариками. Это в то время, когда наши бедные старики все сидят в квартирах, если у них есть квартира. Для наших стариков сходить в ресторан реально, если их поведут дети или внуки.
Наш уровень жизни на уровне жизни африканских стран третьего мира. Мы находимся на уровне таких стран, как Верхняя Вольта, Габон, Кот-д’Ивуар, Судан. Вот это наше болото. И большинство стран бывшего советского союза за исключением стран Балтии. Все остальные в той или иной степени мы все находимся во главе с Россией большой и необъятной в перечне стран третьего мира.
– Так если исходить из того, о чем мы говорили выше, что чем хуже уровень жизни, тем ниже должен быть пенсионный порог, то нам надо срочно снижать пенсионный возраст?
– Смотрите, допустим, вы живете в трехкомнатной квартире. И вдруг вашей душе захотелось пятикомнатную. Правильно – захотеть можно, но реализация вашего желания будет упираться в ваши финансовые возможности. Если финансовые возможности у вас есть, то вы можете и дом купить. А если таких финансовых возможностей нет, будете жить в своей квартире.
Абсолютно аналогичная ситуация. Даже если пофантазируем с вами, что наше правительство вдруг стало озабоченным о благе народа, которым никогда оно не было озабоченным, вообще никогда, в вдруг озаботится и захочет снизить нашему народу пенсионный возраст, оно не сможет этого сделать. У него нет для этого денег, чтобы платить пенсии внезапно образовавшемуся большому количеству новых пенсионеров. Они и не будут думать, где брать деньги.
Скажу больше, чтобы вы окончательно перестали в эту сторону смотреть – даже богатейшие страны мира, такие как Норвегия или Швейцария, США, которые вполне могут себе позволить не повышать пенсионный возраст, даже они этого не делают. Даже они, имея возможности, все равно повышают пенсионный возраст. Что уж говорить про эту нищету типа России или Казахстана, или наших бывших соседей по СССР. Мы не просто не хотим, мы не можем себе этого позволить. Вот и все.
– Что ж, время покажет результат этого обсуждения, обещанного Тугжановым. Благодарю Вас за беседу.
Тем временем движение женщин «За снижение пенсионного возраста» пополняют все новые активистки. Они требуют снижения пенсионного возраста. Главный посыл этих женщин прост – они хотят пожить немного на пенсии, а не умереть на работе. Вместо того, чтобы нянчиться с внуками, лечить букет болячек или просто разъезжать по санаториям, бабушки вынуждены ковылять на работу. Зачастую с ничтожно маленькой зарплатой.
Жан МУРЗА