Как изменилась система здравоохранения страны за 30 лет?
О большом прогрессе в сфере здравоохранения страны за последние 30 лет, проводимых в отрасли реформах и ментальности населения корреспондент Azattyq Rýhy поговорил с председателем правления АО «Республиканская Медицинская Палата», председателем совета директоров Фонда социального медицинского страхования, доктором медицинских наук, профессором Максутом Кульжановым.
– Максут Каримович, мы приближаемся к важному событию – 30-летию Независимости. Это значимая в нашей истории дата, многое достигнуто за эти годы в стране. Что изменилось за эти 30 лет?
– С одной стороны легко сопоставить, что было и как стало. С другой – это сложная задача. Тридцать лет назад мы уходили из одной системы – той, где были в основном количественные методы оценки медицинских организаций. Плюс материальное оснащение тех лет, конечно, оставляло желать лучшего. Особенно серьезное отставание было в сельской медицине.
Когда Казахстан получил независимость, стало понятно, что нужно менять всю систему здравоохранения. И в первую очередь, повысить ответственность самого человека за свое здоровье. Во-вторых – повысить ответственность медицинских работников перед населением. И конечно, самое главное, – чтобы наша система работала по утвержденным стандартам, которые обеспечивают качество и своевременность получения медицинской помощи.
Если помните, в 1995 году вводилась первая система медицинского страхования. Тогда экономика была в стагнации. Заводы и фабрики закрывались, происходил отток населения. У нас тогда была основная проблема – обеспечить медицинскими кадрами отдаленные районы. Для этого требовалось реформировать систему медицинского образования. Мы понимали все эти проблемы.
Нужно было вступать во Всемирную организацию здравоохранения и другие международные организации. Мы увидели, что мир живет и развивается по несколько иным моделям. До этого никто не считал, сколько стоит медицинская услуга, сколько надо платить медсестре, врачу и так далее. Везде царила уравниловка. И тогда встал вопрос о дифференцированной оплате: нет одинаковых врачей – кто-то работает лучше, кто-то хуже. И тот, кто умеет работать, больше знает, больше учит, больше читает, он должен и получать достойно, его труд должен оцениваться дороже.
Введение принципов обеспечения доступности, качества, дифференцированной оплаты труда и легли в основу реформы. И конечно, самое главное, чтобы у населения был выбор. Важно было предоставить свободу выбора – скажем, лечиться в Костанае или Алматы. Пациента начали ставить в центре системы. А раньше всегда в центре были мы, медработники – все знающие, все решающие. Мнение же населения никогда не учитывалось.
– Вы говорите, что система здравоохранения в корне изменилась. Самое главное, скажите, что изменилось для людей?
– Все, о чем я сказал, сегодня постепенно реализуется. Это ведь процесс длительный. Изменить ментальность достаточно сложно. Изменение образа жизни, поведенческих факторов. Мы пытаемся изменить систему здравоохранения изнутри, готовить качественные кадры. Медицинские организации оснащают современной техникой, и наши специалисты обучаются за рубежом, чтобы они могли на этой технике работать. Но если население не будет меняться, пересматривать свои привычки, образ жизни, осознанно подходить к ценности своего здоровья, то мы будем получать новый и новый поток пациентов с хроническими, сердечнососудистыми, неврологическими заболеваниями и т.д.
Конечно, за эти 30 лет произошли громадные перемены, их нельзя не заметить. Изменения системные начались с середины 2000-х годов. С учетом реализованных государственных программ появилась определенная системность всех изменений.
Что мы имеем сегодня? Система предоставляет высококачественные услуги по ряду направлений, которые раньше были недоступны. Например, лечение сердечнососудистых заболеваний. Ведь в 90-е годы операции на сердце проводили только 1–2 центра в Казахстане. Было порядка 70–75 тысяч пациентов, которые нуждались в оперативных вмешательствах. А делали в год 2–3 тысячи операций. Те, кому этого не успевали сделать, тихо умирали. Сегодня в каждом областном центре делают кардиологические операции, спасают тысячи жизней. Больные получили доступ к высокотехнологическим видам помощи. Это не только в кардиологии. Появились новые направления, бурно развивается трансплантология, нейрохирургия. Сегодня в Казахстан успешно применяются уникальные медицинские технологии. Взять тот же гамма-нож в нейрохирургии.
Но самое главное, что, казалось бы, элементарная первичная медико-санитарная помощь у нас получила новое дыхание. ПМСП в Казахстане очень важна, ведь наша страна является автором двух деклараций – это знаменитая Алматинская 1978 года и Астанинская 2018 года.
Астанинская декларация дает новый стимул для развития ПМСП в сельской местности, передвижных форм оказания медицинской помощи. Если село небольшое, где по нормам работает фельдшер, то один или два раза в полгода туда должны приезжать передвижные медицинские комплексы с диагностической аппаратурой и узкими специалистами. Таким образом, мы приближаем качественную помощь к источнику потребления.
Второе – нужно поднять уровень областных медицинских организаций. Здесь ставится задача построить 20 самых современных клиник, которые бы оказывали качественную помощь населению всей этой области.
Конечно, в последние годы происходят значительные изменения и благодаря вводу ОСМС. Через деятельность Фонда социального медицинского страхования появляются новые экономические рычаги управления медицинской помощью.
– Внедрение медицинского страхования влияет на рынок медицинских услуг в стране, стимулирует конкуренцию, усиливает позиции частный сектор. Многие ранее недоступные медицинские услуги вошли в пакет ОСМС. Как Вы лично оцениваете изменения, связанные с внедрением медстрахования?
– Основное преимущество системы ОСМС – это, я бы сказал, предсказуемость. Здесь больше уверенность в том, что, имея два источника финансирования, мы обеспечиваем необходимую медицинскую помощь населению. Поэтапное повышение заработной платы медицинским работникам также вводится благодаря улучшению финансирования системы здравоохранения. Как вы знаете, с учетом средств медицинского страхования вдвое увеличилось финансирование здравоохранения в стране. Это значительные средства, которые позволяют системно и качественно улучшать сферу здравоохранения.
Для населения ОСМС – это улучшение доступности медпомощи. Пандемия, конечно, внесла свои изменения. Большинство медорганизаций занялись пациентами с коронавирусом, а плановая помощь по другим заболеваниям отодвигалась. Это, естественно, повлияло на работу по реализации медицинского страхования.
И я думаю, что Фонд медстрахования в период пандемии сработал неплохо, несмотря на сложности данного периода. Фонд – это серьезная организация, которая обеспечивает своевременную помощь миллионам людей. Конечно, надо понимать, что вся работа Фонда в прошлом году была подчинена преодолению чрезвычайной ситуации. Думаю, мы справились. Конечно, эффективность работы Фонда необходимо улучшать, так как внедрение ОСМС по сути меняет весь ландшафт сферы здравоохранения и это очень длительный процесс.