СрочноУнизительное название шымкентского пирожного возмутило омбудсмена

Техосмотр по-новому: как чиновники закручивают гайки

Azattyq Rýhy

У владельцев автомобилей с ГБО появится дополнительная головная боль

Любой водитель прекрасно знает, что в абсолютно любой станции технического осмотра нарисуют все, что вам нужно. И стоит процедура копейки. Но в скором времени в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития планируют изменить правила проверок. Правда, только для тех, кто ездит на газе.

На портале открытых нормативно-правовых актов чиновники выложили на публичное обсуждение поправки в правила прохождения техосмотра. Если их примут, то владельцам машин на газе помимо обычного техосмотра придется проходить дополнительную проверку у специальных организаций.

Не превратится ли очередное начинание властей в обычный фарс, в интервью Azattyq Rýhy анализировал председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.

– Эдуард, техосмотр сейчас превратился в формальность?

– Когда техосмотр был только передан в частные руки и заявлялось о жестком контроле, то тогда все обсматривали и проверяли. Потом все, конечно, не так углубленно проверяли.

Сейчас, наверное, 95% наших автолюбителей проходят его по стандартной процедуре: заезжают, им просто выдают бумажку, что все у них в порядке, и отпускают. Я даже, скорее, преувеличил насчет 95%: половина автолюбителей даже не приезжают на техосмотр.

По WhatsApp сейчас делают его – скидывают фотографию машины на WhatsApp, закидывают им на карточку 2-3 тысячи тенге и их вносят в базу данных.

– В таком случае, наверное, половина казахстанских машин, если не больше, не пройдет техосмотр, если проверка будет проводиться должным образом?

– Если учесть, что половина наших автомобилей, а их сейчас около 4 миллионов, старше 20 лет, то да, если проводить техосмотр как положено, половина всех машин не пройдет его.  

– Пользуется ли большой популярностью у населения перевод машин на газ?

– В Алматы, Нур-Султане машин на газе не так много, как в западных нефтедобывающих регионах – Актау, Атырау, Актобе. Здесь, наверное, 80% ездят на газе, начиная от малолитражек, заканчивая дорогими джипами.

Все ставят газ, потому что он дешевле в несколько раз и по качеству он хороший, и предложений газобалонного оборудования гораздо больше, и руки у людей, которые их устанавливают, посноровистее.

В остальных городах и регионах газ не такой популярный. В основном его устанавливают таксисты. Я как-то просчитывал, стоит ли переходить на этот вид топлива или нет. Так вот, для того, чтобы газобалонное оборудование окупалось, мне нужно проезжать ежегодно около 40 тысяч километров. Я же в лучшем случае проезжаю 10 тысяч километров, поэтому мне это не нужно и эту тему я для себя закрыл. Плюс надо учесть, что газобалонное оборудование требует более частого прохождения техосмотра.

Но, к примеру, дальнобойщики, таксисты, которые наматывают десятки тысяч километров в год, для них по совокупности затрат это имеет смысл. А для тех, кто немного ездит, смысла ставить ГБО нет.

– Как вы думаете, авто на ГБО начнут проверять должным образом или новые правила, которые планируется принять в Казахстане, превратятся в фарс, как с обычными машинами?

– Вся строгость наших законов компенсируется совершенной необязательностью их исполнений, как обычно у нас бывает.

В самом начале, наверное, показательная строгость будет – систему питания, отсутствие утечек, целостность конструкций, серийные номера проверят. А потом все вернется на круги своя и, скорее всего, все будет как с обычными машинами.

– Помимо авто, нужно ли проверять сами компании, которые устанавливают ГБО? Очень часто водители жалуются, что подобные организации некачественно устанавливают оборудование, из-за чего происходят утечки.

– Ничего удивительного в этом нет. Сейчас любая контора, СТО могут разрекламировать и начать что-то устанавливать. Никакой сертификации или специальных разрешений, насколько мне известно, они могут и не получить. Все очень просто: вы приезжаете в какой-нибудь гаражик, вам говорят, условно 100 тысяч тенге будет стоить, по рукам ударили, и все. Вам установят, потом вы едете менять техпаспорт и все на этом. Не знаю, законно ли вот так делать вообще. Сейчас техосмотр должны делать организации, аккредитованные по стандарту.

По-хорошему и организации, занимающиеся установкой ГБО, должны проверять, выдавать им какие-то лицензии. Ведь не дай бог, если они установили криво, косо, то кто будет отвечать, если с машиной что-то произойдет?

А они никакой ответственности не несут. Поэтому, безусловно, необходимо, чтобы компании, которые устанавливают ГБО, проходили сертификацию.

Более того, согласно техрегламенту, который действует в странах Таможенного союза, внесение изменений в конструкцию автомобиля должно быть разрешено заводом-производителем. А ГБО – это серьезное внесение изменения в электрику, электронику и передачу топлива. Это прямо серьезные системы. Представьте, как какой-то дядя Серик на СТО будет ковыряться в вашей машине, внося серьезные изменения, а это вам не лампочку поменять. Если так разобраться, получается, что, по большому счету, нельзя без разрешения, допустим, компании Toyota, что-то в машину запихивать, менять. Если такой бумаги от производителя нет, то, если мне не изменяет память, по техрегламенту это считается незаконным.

– Насколько опасны авто с ГБО?

– Примерно настолько же, как авто на бензиновом двигателе. Да, многие говорят, мол, баллон и прочее. Но современные баллоны стальные, высокопрочные, надежные.

Вопросы, скорее, в правильном подключении, профилактике и обслуживании. А так опасна даже ваша газовая плита дома. Но если она правильно подключена, все хомуты затянуты, вы периодически ее проверяете, то с ней все нормально.

Или насколько опасен газовый баллон в частном доме, на даче? Он же продается в открытом доступе. А газовый баллон может ого-го как взорваться.

Хочу сказать, что чем больше компонентов, тем сложнее система и, соответственно, в процентном соотношении количество неисправностей, поломок оно увеличивает. То есть, если стоит бензиновый двигатель, то будет, например, тысяча поломок на миллион машин. Если стоит бензиновый двигатель и еще газовая система, то может быть уже около 1500 поломок на миллион машин из-за усложнения системы.

Если вы в конструкцию автомобиля, который разрабатывают японские, немецкие инженеры, вносите какие-то изменения, это не может не повлечь какие-то негативные последствия. Поэтому авто с ГБО более ломкие и менее безопасные.

– Благодарю Вас за беседу.

 

Ранее Министерство индустрии и инфраструктурного развития представило «Дорожную карту», направленную на совершенствование порядка проведения техосмотра в Казахстане, в рамках которой предусмотрено:

  • внедрение цифровых технологий, позволяющих обеспечить контроль действий операторов техосмотра;
  • дополнительные требования к фотоизображению;
  • усиление информационной безопасности, согласно СТ РК 15408-3-2006;
  • ужесточение административной ответственности операторов техосмотра;
  • введение административной ответственности в отношении оператора единой информационной системы «Техосмотр» за нарушение требований законодательства в данной сфере;
  • внесение поправок в НПА в части перевода открытия центров технического осмотра с уведомительного в разрешительный порядок и другие.
Вам будет интересно
Пациент на двери, «придирки» журналистов и светлое будущее армии
Интернет-зависимость и кибербуллинг: как защитить казахстанских школьников?
Бесплодие – не приговор. Как репродуктивные технологии дарят шанс стать родителем