Драка казахов и курдов: что на самом деле происходит в Саратовской области?
Глава Ассоциации казахов Поволжья Владимир Ташпеков дал интервью AR
Не успели остыть воспоминания о межэтнических драках в Кордае, Масанчи, как возникло новое столкновение. На этот раз скрестили кулаки казахи и курды, но уже на территории России – в Дергачевском районе Саратовской области. Что произошло там на самом деле, какова обстановка сейчас и что в реальности спровоцировало конфликт? Ответы на вопросы – в материале корреспондента Azattyq Rýhy.
С чего конкретно началась потасовка – доподлинно неизвестно. Одни утверждают, что курды избили казаха, другие заявляют, что полицейский-казах избил курда. Как обычно бывает в таких ситуациях – у каждого своя правда. Впрочем, истину уже выясняют правоохранители. Факт же остается фактом: разногласия начались 19 октября у призывного пункта. Во время проводов местного жителя в армию произошла драка.
24 октября стороны продолжили выяснять отношения в селе Тимонино. Около 150 мужчин, вооруженных палками и дубинками, шли стенка на стенку, но им преградили путь сотрудники ОМОНа, которым пришлось применить силу. Руководитель Ассоциации казахов Поволжья и член Общественной палаты Саратовской области Владимир Ташпеков в интервью AR рассказал, что конфликт удалось урегулировать, обстановка в области спокойная, и ни в коем случае не следует воспринимать этот инцидент межэтническим противостоянием.
«Конфликт начался из-за бытовой ситуации. Молодых людей провожали в армию. Кто-то кого-то толкнул, и так вспыхнул конфликт. Большинство из них просто не понимало, куда и зачем идти. Просто хайп, как сейчас говорят. Это безответственность тех людей, которые участвовали в конфликтах. Жертв и погибших нет. Это все благодаря слаженным действиям органов правопорядка. На днях мы выезжали на место – представители Общественной палаты, руководители курдских и казахских национальных организаций, встречу провели с людьми, которые непосредственно в этом конфликте участвовали. Высказали наши наставления, что мир – это богатство наше, и вопросы всегда надо решать в правовой плоскости.
По большому счету, никто ни к кому никаких претензий не имеет. Мы с курдскими руководителями общественных организаций общаемся – это грамотные люди, которые тоже заинтересованы в межнациональном мире и согласии. Я хотел бы сказать своим соотечественникам, проживающим в Республике Казахстан: все нормально, ситуацию власти держат на контроле. Не надо беспокоиться, нагнетать, чтобы горячие головы в Казахстане тоже не поднялись. Наша позиция такова: если человек виновен, то он должен понести наказание вне зависимости от национальности. Я думаю, правовая оценка будет дана позже, как окончится следствие», – сообщил нам Владимир Ташпеков.
Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по статье «Хулиганство».
По данным Владимира Ташпекова, в Саратовской области, приграничной с Казахстаном, сейчас проживают около 80 тысяч казахов.
Вместе с казахстанскими политологами Расулом Жумалы и Айдосом Сарымом мы попытались понять, в чем же кроется причина подобных столкновений.
Оба эксперта утверждают – искать в таких конфликтах политическую или межэтническую подоплеку не стоит. Это всего лишь бытовые ссоры, которые перерастают в конфликты, а третьи стороны умело придают им межэтнический окрас. Айдос Сарым считает, что проблема в молодежи, ее занятости и социальных проблемах.
«Заметим две вещи: дерутся в основном представители этносов, которые обладают большим демографическим потенциалом, то есть молодежь. Второе – среди молодежи надо учитывать проблемы безработицы, качества рабочих мест, экономическую конкуренцию и прочее. Я не думаю, что конфликты начинаются из-за этнической ненависти, скорее, причину надо искать в бытовых, криминальных событиях, которые быстро приобретают межэтнический характер. Ребята молодые, мобильные, мотивированные. Если парень придет, скажет: «Пойдем, морду набьем, потому что я с ним подрался», то вряд ли он соберет толпу. А если он скажет: «Меня вот побили, оскорбили, назвали так-то», то мобилизовать толпу не сложно.
Есть огромное количество накапливаемых и нерешенных проблем. Есть вопросы к судебной системе, к правоохранительным органам. Комплекс проблем надо изучать во всей глубине», – рассуждает Айдос Сарым.
В похожих столкновениях внутри страны Расул Жумалы видит более глубокие проблемы, важнейшая из которых – в национально-языковой политике.
«Мне кажется, это недочеты, промахи, ошибки межнациональной политики в Казахстане. Речь идет о том, чтобы создавать единую общность, уважающую местные законы. По опыту других государств это происходит за счет государствообразующих ценностей – общее мировоззрение, уважение госязыка. Госязык – это тоже очень важный момент. Почему у нас промахи? К сожалению, казахский язык не стал у нас объединяющим фактором. В этом есть промахи самого государства, властей, чересчур толерантной проводимой политики, в результате которой у нас появляются такие национальные анклавы.
В силу того, что не работают институты, которые призывали бы к уважению законов, знанию казахского языка и так далее, – это приводит к каким-то коллизиям, обидам, мол, почему, находясь в Казахстане, люди так индифферентно, пренебрежительно относятся к государственному языку. Это язык не просто казахов, это язык государства, это язык всех граждан страны», – заключил Расул Жумалы.
Обидно становится еще и тогда, когда иные предприниматели демонстрируют некое пренебрежение по отношению к государственному языку. Ранее мы писали об одном из таких инцидентов: житель Петропавловска указал на «неправильный» казахский в банкомате Сбербанка. В самом финансовом институте никак не отреагировали на ту публикацию. И таких примеров, судя по сообщениям людей из самых разных уголков страны, предостаточно. Тут впору подключиться сотрудникам акимата – вот где была бы кстати их любовь ко всевозможным карательным ревизиям. Но увы…