Армения vs Азербайджан. Нужна ли Казахстану роль миротворца?

Автор: Сейтказин Ардак

Интервью с политологом Андреем Чеботаревым

Фото: bbc.com

Боевые действия на территории Нагорного Карабаха возобновились спустя два месяца после июльской эскалации конфликта. Тогда из-за кровопролития погибли 16 человек, среди которых один мирный житель. Обострение конфликта началось вновь 27 сентября. Кто начал стрельбу – непонятно. Обе стороны обвиняют друг друга. Азербайджан сообщает, что армяне обстреляли их позиции и населенные пункты на линии разграничения, в связи с чем он объявил о контрнаступлении. Армения заявила, что Азербайджан напал на Арцах (Нагорный Карабах – AR). В Нагорном Карабахе и Армении власти объявили военное положение и мобилизацию. Президент Азербайджана утвердил введение военного положения в ряде городов и регионов, ввел комендантский час в стране, а также объявил о частичной мобилизации.

Министерство обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики уточнило информацию о числе убитых. Согласно последним официальным данным, жертвами конфликта стали 84 человека. В результате обстрела погиб девятилетний ребенок, его мать также получила огнестрельные ранения, но выжила. В больницу поступила также семья из пяти человек, по автомобилю которых был нанесен удар.

Новости из зоны конфликта сейчас напоминают настоящие военные сводки. Несколько часов назад представитель Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил, что Вооруженные силы Азербайджана начали новую широкомасштабную наступательную операцию на участках долины реки Аракс и Матагис-Талыш в Нагорном Карабахе.

«Армия обороны Арцаха успешно отражает все нападения и атаки и наносит противнику значительные потери в живой силе и технике. На данный момент уничтожены 22 танка и 10 единиц другой бронетехники противника. У них большое количество раненых. Согласно полученной информации, среди раненых число тяжелораненых составляет 35%», – процитировала Ованнисяна армянская служба «Радио Свободы».

Приведет ли эскалация конфликта к полномасштабной войне и чью сторону в этом случае займет Казахстан? На вопросы корреспондента Azattyq Rýhy ответил политолог Андрей Чеботарев.

– Новостные сводки звучат словно с военного фронта, власти объявили мобилизацию. Это первый звоночек о том, что конфликт может перерасти в полномасштабную войну?

– Все будет зависеть от того, насколько Азербайджан настроен вернуть территории, которые считает своими, насколько он обладает военным потенциалом и насколько будет этому способствовать международная обстановка с точки зрения невмешательства той же России и других стран-участниц ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности).

Сейчас военные действия ведутся на территории непризнанной Республики Арцах. Это не территория Армении, она не признана международным сообществом, и поэтому согласно договору коллективной безопасности Армения не может обратиться к ОДКБ за поддержкой. Но если вдруг конфликт будет выходить уже на ту территорию Армении, которая признана на международном уровне, тогда это будет считаться агрессией против Армении. Пока такой агрессии нет, хотя именно Вооруженные силы Армении воюют на территории Карабаха. Конечно, Армения может сейчас апеллировать к ОДКБ, обратиться к ней, но я думаю, что это будет просто консультацией.

– На Казахстане их сопротивление может как-то отразиться?

– Самое худшее, когда военные действия перейдут на сторону Армении. Тогда Армения действительно может запросить помощь, и все страны-участницы ОДКБ будут обязаны в рамках соблюдения договора это сделать. С другой стороны, пока нет эскалации конфликта на таком уровне. Казахстан может взять на себя роль миротворца, что он неоднократно делал и раньше, особенно когда был председателем ОБСЕ. Казахстан может предложить свою площадку для урегулирования конфликта по примеру Сирии, Ирана.

Казахстан всегда был и остается в активном сотрудничестве с Азербайджаном, потому что они – две тюркские страны, две каспийские страны. С Арменией уровень политических и экономических отношений низок. Были трения, когда Армению приглашали в Евразийский экономический союз. Нам по всем параметрам ближе Азербайджан. С Арменией у нас самая серьезная связь – это соучастие в ОДКБ.

Но когда идет эскалация конфликта, Казахстан, конечно, пробует занять равноудаленную позицию, чтобы убедить обе стороны начать переговоры. Но если брать уровень двусторонних отношений и уровень взаимодействия на многосторонней платформе, то приоритет отдан Азербайджану.

Азербайджан нам ближе – там и нефтяной фактор, фактор судоходства играет роль. С Арменией у нас намного меньше уровень торгово-экономических отношений в отличие от других стран ЕАЭС. Все будет зависеть от того, насколько серьезной станет эскалация конфликта. Если, допустим, будет перевес в пользу Армении, когда война перекинется на азербайджанскую территорию, это затронет Баку – Тбилиси – Джейхан и другие коммуникации. Мы знаем, что через Южный Кавказ Китай транспортирует свои грузы. Но это не значит, что только Казахстан пострадает. Пострадают и другие страны, чьи активы вложены в азербайджанскую экономику. А в экономику Армении в основном вложилась Россия. Там ее интересы будут сильно затронуты.

– Чем вообще завершится эта многолетняя вражда, как Вы думаете?

– Пока трудно прогнозировать. Все будет зависеть от того, насколько сами противоборствующие стороны понимают свои возможности добиться того, чего хотят. Азербайджан хочет вернуть свои территории, Армения хочет оставить их за собой. Плюс есть стороны поддержки – Россия выступает за Армению, Турция – за Азербайджан. В Турции на фоне очередного обострения ситуации заявили, что окажут Азербайджану любую запрашиваемую им поддержку. Азербайджан также может апеллировать и к США, Армения – к Европейскому союзу. Тут зависит от того, какая составляющая конфликта будет перевешивать – военная или политическая. Если последняя, то тогда действительно можно уговаривать их сесть за стол переговоров.

– Почему конфликт разгорается именно сейчас? Это попытка отвлечь население от внутренних социально-экономических проблем?

– Да, этот фактор надо учитывать, что и той, и другой стране выгодно мобилизовать сейчас общество, отвлечь от социально-экономических проблем, мобилизовав таким образом одних на защиту, других – на возвращение земель. Но мне кажется, что Азербайджан все-таки не этим руководствовался, когда начал военные действия. Просто сейчас действительно подходящая обстановка, когда в условиях пандемии, изоляции, перекрытия воздушных путей очень много факторов, которые благоприятствуют военным действиям. Может быть, Азербайджан и не надеется, что будет полномасштабная война. Он скорее надеется, что такой серьезный, ощутимый удар заставит Армению сесть за стол переговоров.

– Благодарю за беседу.

Напомним, в 1991 году Нагорный Карабах, большинство населения которого составляли армяне, провозгласил независимость от Азербайджана. Баку пытался вернуть регион силой, но вспыхнула война. В 1994 году Азербайджан, Армения и Нагорно-Карабахская Республика при посредничестве России подписали протокол о перемирии. Однако военные действия периодически возобновляются. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ во главе с тремя сопредседателями – Россией, США и Францией. Азербайджан продолжает настаивать на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики.

Новая война в Нагорном Карабахе