Казахстанский политолог оценил реализацию программы «Рухани Жаңғыру»

Автор: Сейтказин Ардак

Была ли своевременной модернизация казахстанского общества?

Фото из открытых источников

Самой популярной программе государственного и общенационального уровня «Рухани Жаңғыру» в этом году исполнилось три года. За это время о ней узнали далеко за пределами республики, внутри же государства нет человека, который бы не слышал о ней. Участие в «программе модернизации сознания» приняли почти 12 миллионов казахстанцев. Мы узнали у казахстанского политолога Ислама Кураева, как он относится к госпрограмме, в каких проектах видит потенциал и какая она, модернизация Казахстана, передает Azattyq Rýhy.

– Как Вы понимаете словосочетание «Рухани Жаңғыру»?

– С названием в правительстве угадали, потому что изначально заложенная идея – модернизация общественного сознания. Программа получила общее название «Рухани Жаңғыру», одинаково упоминающееся как в русских, так и в казахских источниках. Для людей это стало чем-то новым, непонятным. И тогда для обычных граждан, для рядовых чиновников и местных исполнительных органов встала новая задача – с чем же есть «Рухани Жаңғыру»? Сама идея программы очень даже внушительная, интересная и полезная. В ней много хороших моментов, которые нам следовало выполнять давно. К примеру, то же построение идеологического фундамента через призму исторических ценностей. Кто понимает, конечно, оценит. Людям нужно просто дать понять ее.

– Что больше всего привлекло Ваше внимание с выходом статьи «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»? Какой из тезисов Вы бы выделили как основной?

– Модернизация – очень пафосное слово, оно не воспринимается в обществе. А вот программы внутри очень интересные. Меня заинтересовали две вещи, первое – это историко-духовные ценности, потому что не бывает народа и государства без своей истории. Мы потомки тюрков, завоевавших полмира, и забыть об этом стыдно. Но и кичиться этим нельзя. В этом пункте дается четкая оценка тому, что мы должны развиваться, как это делали наши предки. И здесь как раз о религиозных ценностях, ментальных, культурных и исторических особенностях.

А второй момент – это государственный язык, являющийся особой нишей. В государстве должен быть один язык – государственный, на котором должны говорить абсолютно все. И тогда будет консолидация общества, тогда мы не будем делиться на казахов, турков и немцев. У нас будет четкое понимание, что мы один народ, одна страна. Тогда будет четкое восприятие термина «нация», которые не просто являются людьми одной этнической принадлежности. Нация – это полиэтническое общество, ограниченное рамками одного государства с общим флагом, гимном, одним президентом, одним правительством и одним документом.

– Курс на всеобщую «модернизацию сознания» – насколько он своевременен в Казахстане? Созрели ли казахстанцы для повального изменения?

– Мы созрели к этим изменениям уже давно. Показательными стали земельные митинги, всколыхнувшие всю страну. Они показали, что нам пора меняться, переосмысливать свои ценности. Почти за 30 лет созрело новое поколение. Сегодня уже родившиеся в 80-е занимают высокие позиции.

Тогда, в 2017 году, объявление программы модернизации сознания было правильным решением. Это можно было сделать даже на пять лет раньше, чтобы сегодня мы перепрыгнули этот системный барьер.

– В программе четко выделены шесть направлений модернизации. Какое из них нашим гражданам менее знакомо, а каким мы обладаем в полной мере?

– Да, конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знаний, революционное развитие и открытость сознания. Но ни одно из направлений выделять нельзя. Нам предложена та конструкция, которая, будучи нам чуждой, необходима. Если мы это не выполним, мы просто-напросто пропадем. Это целый ряд мер, которые должны стимулировать систему развиваться. Чтобы не было конфликта, мы должны знать общую историю, язык. Чтоб быть конкурентоспособным, мы должны получить образование, работать. Не может быть одного без другого, государства без народа и наоборот.

Эти направления – единая концепция, предполагающая широкий формат развития государства. Программа маленькая, но содержательная и может сработать не сейчас, но через 20 лет. А когда говорят, что через год мы поменяем сознание – нет, такого не бывает. Чтобы модернизировать сознание нужно идти к этому поколениями. Программу «Рухани Жаңғыру» я бы оценил как долгосрочную с реализацией поэтапно и до 50 лет.

– Уже третий год реализуются те шесть проектов, которые были даны в статье. По-Вашему, какой имеет наибольший потенциал?

– Я бы выделил даже две хорошей программы, обе связаны с родным селом и пониманием малой родины – «Туған жер» и «Сакральный Казахстан». Люди не обращают на это внимание, а ведь здесь заложен глубокий смысл: мы не должны забывать о родном селе, доме, семейных ценностях, это ментальная особенность казахского народа. А за десятилетия советской власти мы потеряли эти ценности и их нужно возрождать.

Проект «Туған жер» говорит о приверженности к одной местности, у нас это в крови. Да, мы кочевники, завоевывали земли и откочевывали, но мы никогда не забывали, откуда мы родом. Мы должны вкладывать в будущее своей местности. А если ты добился значительных успехов, почему не поддержать малую родину: построить школу, организовать секцию, курсы, таким образом внести пользу.

А проект «Сакральный Казахстан» говорит уже не о местности, а о чем-то глобальном – о понимании нашей истории, культуры и духовных ценностях. Мы говорим, что за годы советской власти мы потеряли религиозные особенности в рамках Ханафитского мазхаба. И проект как раз говорит о том, что нам надо «вернуться в прошлое», взять оттуда новые уроки, прийти к настоящему и привнести это в будущее. Мы именно то государство, которое имеет большую богатую историю. Этот проект является более душевным, который обязан взбудоражить наши внутренние чувства.

– И в завершение, по-Вашему, какой он, Казахстан будущего?

– Для того чтобы люди стимулировали процветание государства, сегодня нужно уделить внимание самому человеку и его свободе, свободе его выбора и слова, культурному и историческому развитию, финансовой независимости, социально равным условиям. Все это станет стимулом для многогранного и богатого общества. И если общество будет таковым, то и страна тоже – это главный принцип построения любого государства.