$ 525.11  546.74  4.88
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
19.12.2024, 15:27
Общество

Промышленная безопасность в Казахстане: между реформами и реальностью

Почему промышленная безопасность важна?

Промышленная безопасность в Казахстане: между реформами и реальностью
Фото: © istockphoto.com, shutterstock.com, пресс-служба акимата города Алматы

Промышленная безопасность – это фундаментальная основа для защиты жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды и устойчивого развития экономики. В Казахстане более 217 тысяч опасных производственных объектов (ОПО), от деятельности которых зависит не только безопасность граждан, но и стабильность промышленного сектора. Однако, несмотря на высокий уровень рисков, существующая система регулирования вызывает множество вопросов. Аварии на производственных объектах остаются частым явлением, а механизмы контроля, как показывает практика, зачастую недостаточны для предотвращения трагедий. Подробнее об этом читайте в материале Azattyq Ruhy.

«Ситуация требует кардинальных изменений»

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Арман Калыков обозначил целый ряд проблем в сфере промышленной безопасности, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан, а также подрывают доверие к органам регулирования. В частности, он подчеркнул, что в Казахстане отсутствует понятие «система промышленной безопасности», а контроль и надзор фактически свелись к формальным проверкам.

«Система предупреждения аварий полностью ликвидирована. Вместо нее мы видим только контроль, который не обеспечивает реальной защиты граждан. Необходимо развивать экспертную деятельность и независимый страховой рынок, иначе ситуация не изменится», – заявил Калыков.

Одной из ключевых проблем, по мнению депутата, является отсутствие базы данных по опасным производственным объектам и техническим устройствам.

«В стране заявлено 217 тысяч опасных производственных объектов. Но где перечень по регионам? Где информация о лифтах, котельных, которые подлежат выводу из эксплуатации? Всё это остается закрытым для граждан, что недопустимо в условиях декларируемой цифровизации», – отметил он.

Еще одна серьезная проблема – нормативно-техническое регулирование. Сегодня действующие нормативные акты зачастую ссылаются на устаревшие или иностранные стандарты, что делает их малоэффективными.

«Анархия в нормативно-техническом регулировании создает условия для двойных стандартов. Один подход для иностранных инвесторов, другой – для наших компаний, что мешает внедрению новых технологий», – подчеркнул депутат.

Калыков также обратил внимание на коррупционные риски в системе промышленной безопасности, которые возникают из-за прямого контакта инспекторов с предпринимателями.

«Существующая система проверки – это прямой источник коррупции. Мы должны переходить к прозрачным цифровым процессам, чтобы устранить человеческий фактор», – добавил он.

Ответ правительства: реформы уже начаты

Заместитель премьер-министра РК Канат Бозумбаев отметил, что правительство осознает существующие проблемы и уже предпринимает шаги для их решения.

«Принята Концепция промышленной безопасности на 2024-2030 годы, которая предусматривает комплекс мер по модернизации системы. Одним из приоритетов станет оцифровка государственного мониторинга, включая создание цифровой карты опасных производственных объектов», – подчеркнул Бозумбаев.

Заместитель премьер-министра также сообщил, что в рамках реформ будет создан научно-технический центр промышленной безопасности, который займется разработкой нормативных актов и подготовкой квалифицированных специалистов.

«Центр станет площадкой для разработки стандартов, обучения инспекторов и проведения исследований в сфере прогнозирования и предотвращения аварий», – отметил он.

Касаясь вопроса лифтов, которые подлежат выводу из эксплуатации, Бозумбаев сообщил, что Министерство промышленности уже работает над программой замены устаревших лифтов.

«Согласно данным акиматов, в Казахстане более 4 тысяч лифтов требуют замены. Министерство прорабатывает соответствующие механизмы для решения этой проблемы», – уточнил он.

Что касается коррупционных рисков, то, по словам Бозумбаева, в системе промышленной безопасности проводится автоматизация процессов, а предоставление услуг осуществляется через портал e-License.

Какой путь выбрать?

Очевидно, что вопросы промышленной безопасности касаются не только бизнеса и госорганов, но и каждого гражданина. Аварии на опасных производственных объектах, неисправные лифты и устаревшие котельные – всё это ставит под угрозу жизнь людей.

При этом озвученные проблемы требуют системного подхода. Казахстану необходимо внедрять современную систему промышленной безопасности, которая будет включать:

1. Прозрачное законодательство. Все нормативно-правовые акты должны быть актуальными и базироваться на современных стандартах.

2. Цифровизацию процессов. Открытые базы данных и цифровые инструменты контроля помогут исключить коррупцию и повысить эффективность мониторинга.

3. Подготовку кадров. Требуется укрепление профессионального состава инспекторов, включая обязательное обучение и сертификацию.

4. Развитие независимых экспертных организаций. Это позволит снизить нагрузку на госорганы и повысить объективность проверок.

Создание независимого агентства по техногенной безопасности, как предложил Арман Калыков, могло бы стать одним из решений. Такое агентство обеспечило бы комплексный контроль за опасными объектами на всех этапах их жизненного цикла.

Международный опыт в обеспечении промышленной безопасности

Вопросы промышленной безопасности занимают ключевое место в политике многих развитых стран. Опыт зарубежных государств показывает, что достижение высокого уровня безопасности требует долгосрочной стратегии, значительных инвестиций и эффективного регулирования. Рассмотрим примеры некоторых стран, которые могут служить ориентиром для Казахстана.

Европейский союз: стандартизация и цифровизация

В ЕС действует система строгого регулирования в сфере промышленной безопасности, которая основана на Директиве SEVESO III. Этот документ устанавливает обязательства для операторов опасных объектов по предотвращению аварий и минимизации их последствий. Основное внимание уделяется разработке и внедрению детализированных планов управления рисками, постоянному мониторингу и контролю состояния объектов.

Европейские страны активно используют цифровые технологии для анализа и прогнозирования рисков. Например, во Франции и Германии созданы интерактивные карты промышленных объектов, доступные для общественности. Это обеспечивает прозрачность и стимулирует компании поддерживать высокий уровень безопасности.

США: акцент на инспекциях и независимом страховании

В Соединенных Штатах ответственность за промышленную безопасность возложена на Управление охраны труда (OSHA) и Агентство по защите окружающей среды (EPA). Американская модель основана на частных инициативах и независимом страховании, что позволяет распределить ответственность между государством и бизнесом.

Каждый промышленный объект обязан регулярно проходить аудит, результаты которого публикуются в открытом доступе. Это стимулирует компании улучшать свои процессы и минимизировать риски. Важно отметить, что страховщики играют значительную роль в проверке безопасности объектов, так как от этого зависит размер страховых выплат и премий.

Япония: культура безопасности и технологическое лидерство

Япония, известная своими высокими стандартами безопасности, акцентирует внимание на создании «культуры безопасности». Это включает в себя обучение сотрудников, проведение регулярных тренингов и внедрение новых технологий для мониторинга состояния объектов.

После аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году страна пересмотрела свои подходы к промышленной безопасности. Было создано Национальное агентство по ядерной и промышленной безопасности, которое активно использует искусственный интеллект и IoT-устройства для мониторинга и предотвращения аварий.

Сингапур: интеграция данных и «умные» системы управления

Сингапур демонстрирует успешный пример применения «умных» технологий в управлении промышленной безопасностью. Государство инвестирует значительные средства в разработку платформ для анализа данных и прогнозирования аварий.

Интерактивные системы управления рисками интегрируют данные от различных объектов и предоставляют государственным органам и бизнесу полную информацию о состоянии инфраструктуры. Благодаря этому удалось снизить количество аварий на производственных объектах на 30% за последние пять лет.

Китай: реформы и контроль за опасными объектами

Китай, обладая крупнейшей промышленной базой, уделяет особое внимание вопросам безопасности. В последние годы страна внедрила систему «чёрных списков» для компаний, нарушающих требования. Это создает стимулы для предприятий соблюдать строгие стандарты и избегать штрафных санкций.

Более того, Китай активно внедряет технологии искусственного интеллекта для оценки рисков на опасных объектах. В 2023 году были запущены пилотные проекты по использованию дронов и роботизированных систем для проверки состояния объектов в отдаленных регионах.

Международный опыт подчеркивает важность комплексного подхода к обеспечению промышленной безопасности. Прозрачность данных, активное использование цифровых технологий, независимый аудит и страхование, а также развитие культуры безопасности – это элементы, которые могут быть адаптированы в Казахстане.

Внедрение таких мер не только повысит уровень защиты, но и улучшит репутацию страны на международной арене, привлекая инвестиции и способствуя развитию высокотехнологичных отраслей. Казахстан имеет все ресурсы для успешного внедрения передового опыта и может стать примером для других государств в регионе.

Промышленная безопасность – это не просто технический вопрос. Это гарантия сохранности жизни, здоровья и экологической устойчивости. Казахстан стоит на пороге выбора, и от того, какой путь он изберет, зависит будущее всей страны.

В условиях нарастающих технологических рисков государство обязано обеспечить безопасность граждан и создать условия для устойчивого развития бизнеса. Только комплексный и научно обоснованный подход позволит модернизировать устаревшую систему. Это требует значительных усилий, финансовых вложений и политической воли. Важно понимать, что каждая авария на производственном объекте – это не просто статистика. Это человеческие жизни, здоровье работников и их семей, а также ущерб экономике и экологии.

Ключевым шагом должно стать укрепление нормативно-правовой базы с учетом международного опыта. Также необходимо ускорить переход к цифровизации, чтобы сделать систему прозрачной и доступной для всех участников. Развитие экспертного сообщества, независимых организаций и страхового рынка позволит распределить ответственность между всеми сторонами и повысить уровень защиты.

Вопрос о создании отдельного агентства остается открытым, но главная цель – это устранение коррупции и эффективное управление рисками. Каждый из нас хочет быть уверенным, что системы жизнеобеспечения и инфраструктуры безопасны. Это касается не только промышленности, но и бытовых объектов, таких как лифты, котельные, игровые площадки.

Именно сегодня у Казахстана есть уникальная возможность стать примером для других стран, внедрив передовые технологии и подходы в управление промышленной безопасностью. От выбора стратегии зависит не только текущее состояние отрасли, но и долгосрочная стабильность всей экономики, уверенность граждан в завтрашнем дне и благополучие будущих поколений.

Новости партнеров