$ 525.11  546.74  4.88
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
18.12.2024, 13:16
Общество

Под угрозой выселения: проблемы субсидирования аренды жилья в Казахстане

Задержки выплат, системные сбои и недостаточное финансирование ставят под угрозу тысячи семей по всей стране.

Под угрозой выселения: проблемы субсидирования аренды жилья в Казахстане
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото: © freepik.com, istockphoto.com, АФМ

Субсидирование аренды жилья в Казахстане, задуманное как мера поддержки социально уязвимых слоев населения, сталкивается с серьезными трудностями. С начала отопительного сезона участники программы сообщают о массовых задержках выплат. Только за последние два месяца тысячи семей оказались на грани выселения из-за отсутствия своевременной помощи от государства. Проект охватывает ограниченный круг участников: многодетные семьи, инвалиды, дети-сироты и другие категории, включенные в очередь на жилье. Но, несмотря на четкие критерии, бюджетные средства ежегодно оказываются недостаточными. Например, в 2023 году из запланированных 5 млрд тенге вся сумма была израсходована уже к сентябрю, что привело к приостановке выплат в 17 регионах Казахстана. На фоне таких проблем особенно остро звучат слова участников программы, которые не могут самостоятельно покрыть арендную плату до поступления государственных средств. Этот вопрос становится не только финансовой, но и социальной угрозой, затрагивающей тысячи казахстанцев. Подробнее об этом читайте в материале Azattyq Ruhy.

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции «AMANAT» Юлия Кучинская привлекла внимание к системным сбоям в реализации программы. Она отмечает, что задержки в выплатах – это только верхушка айсберга.

«Если государство взяло на себя обязательства по обеспечению арендной платы, они должны быть выполнены в полном объеме на период подписанного договора», – заявила депутат.

Она указывает на ключевые проблемы проекта: недочеты в планировании и прогнозировании бюджета, отсутствие контроля за целевым использованием средств, а также рост числа заявителей.

«Ежегодно наблюдаются проблемы с финансированием. Например, в прошлом году запланированные средства в республиканском бюджете не были использованы полностью, хотя в нескольких регионах деньги закончились еще в июне», – подчеркнула Кучинская.

По данным «Отбасы банка», из 18,8 тыс. заявок одобрено было почти 13 тыс., но выплаты получают только 9,9 тыс. семей. Депутат считает это недопустимым:

«Получается, из одобренных заявок четверть не получили поддержку. Это говорит о системных сбоях в реализации проекта».

Кучинская также подчеркнула необходимость более комплексного подхода к решению проблемы:

«Нельзя ежегодно увеличивать бюджетные расходы без анализа их эффективности и не предлагать меры для выхода семей из сложной ситуации».

Заместитель премьер-министра РК Роман Скляр в своем ответе разъяснил ситуацию, но признал существующие проблемы.

Он сообщил, что при формировании бюджета на 2023 год было учтено около 70 тыс. потенциальных участников программы, а запрашиваемая сумма составила 43 млрд тенге. Однако фактически выделено было только 5,3 млрд тенге, и средств хватило на поддержку 10,2 тыс. семей.

«С начала функционирования механизма объем выделяемых средств ежегодно растет: в 2022 году – 0,4 млрд тенге, в 2023 – 5,1 млрд тенге, на 2024 год планируется выделить 10 млрд тенге», – отметил Скляр.

Причиной разницы между одобренными заявками и фактическими выплатами он назвал недостаточное количество арендодателей, готовых к открытым договорам:

«Необходимые процедуры прозрачности – авторизация в системе, использование ЭЦП – сдерживают часть арендодателей от участия в программе».

По словам заместителя премьера, прогнозировать объемы финансирования на долгосрочную перспективу пока невозможно. Финансирование программы осуществляется ежегодно на основе текущих заявок.

Ситуация с субсидированием аренды жилья показывает слабые места системы государственной поддержки. Проблемы возникают на всех уровнях: от планирования бюджета до реализации программы на местах.

Депутат Юлия Кучинская призывает правительство к немедленным действиям:

  • разработать прогнозную карту потребностей на ближайшие три года;
  • усилить контроль за эффективным использованием средств;
  • внедрить меры, стимулирующие получателей субсидий к участию в программах занятости и повышения доходов.

Со своей стороны, правительство уже предпринимает шаги для перераспределения бюджета, чтобы покрыть потребности заявителей до конца года. Однако это лишь временные меры, которые не решают системные проблемы.

Международный опыт: как решают проблему аренды жилья в других странах

Проблема доступности аренды жилья стоит остро не только в Казахстане, но и в большинстве стран мира. Однако международный опыт показывает, что грамотно разработанные программы субсидирования, комбинированные с другими мерами поддержки, могут эффективно решать эту задачу. Рассмотрим примеры из разных стран, где успешно реализуются программы, обеспечивающие доступное жилье для социально уязвимых категорий граждан.

1. Германия: модель социальной аренды

Германия известна своей системой социального жилья, которая считается одной из самых эффективных в мире. В стране действует программа, согласно которой государство сотрудничает с частными застройщиками, предоставляя им субсидии на строительство домов с обязательством сдавать часть квартир в аренду по льготным ценам.

Жилье предоставляется гражданам с низким доходом, причем арендные ставки фиксируются значительно ниже рыночных. Основной особенностью является длительный срок действия договоров аренды и строгий контроль за соблюдением условий, что создает уверенность как для арендаторов, так и для собственников жилья.

Еще одной мерой является система защиты прав арендаторов. Арендная плата регулируется государством, а жильцам предоставляются юридические гарантии от необоснованного выселения. Это снижает социальную напряженность и создает условия для стабильного проживания.

2. Франция: стимулирование строительства и субсидии на аренду

Во Франции государство активно субсидирует аренду жилья через программу APL (Aide Personnalisée au Logement). Она охватывает не только социально уязвимые слои населения, но и студентов, пенсионеров и многодетные семьи.

Субсидии предоставляются напрямую арендаторам, что позволяет им оплачивать часть стоимости аренды. Размер помощи зависит от дохода семьи, региона проживания и стоимости аренды. При этом программа интегрирована с другими инициативами: например, субсидии выделяются только для официально зарегистрированного жилья, что стимулирует собственников легализовать арендные отношения.

Франция также вкладывает значительные средства в строительство социального жилья. Государство предоставляет застройщикам долгосрочные кредиты под низкие проценты и налоговые льготы. В результате в стране ежегодно вводятся в эксплуатацию десятки тысяч доступных квартир.

3. Сингапур: государственное доминирование на рынке жилья

Сингапур – яркий пример страны, где вопрос жилья решен благодаря прямому вмешательству государства. Более 80% населения проживают в квартирах, построенных государственным агентством по жилищному строительству (HDB).

Государство не только строит дома, но и управляет их распределением. Жилье предлагается по доступным ценам как для аренды, так и для покупки. Для малообеспеченных семей существуют программы субсидирования аренды и выдачи льготных ипотечных кредитов.

Особенностью сингапурской системы является активная поддержка арендаторов. Граждане могут арендовать квартиры у HDB по сниженным ставкам, а размер арендной платы зависит от дохода семьи. Такой подход минимизирует роль частного сектора в обеспечении жильем, снижая риски спекуляций и роста цен.

4. США: ваучеры на аренду

В Соединенных Штатах ключевой инструмент поддержки арендаторов – программа Section 8, реализуемая через ваучеры на аренду жилья. Эти ваучеры покрывают часть стоимости аренды, а оставшуюся сумму платит сам арендатор.

Программа направлена на поддержку малообеспеченных граждан, включая многодетные семьи и пенсионеров. Ваучеры можно использовать только для оплаты жилья, соответствующего стандартам качества, которые контролируются специальными инспекциями.

Для стимулирования частных арендодателей к участию в программе государство предлагает налоговые льготы и гарантии компенсации в случае повреждения жилья. Это увеличивает число доступных квартир на рынке и дает арендаторам возможность выбирать жилье в разных районах.

5. Швеция: сильный контроль за арендой

В Швеции жилье для аренды регулируется специальными жилищными кооперативами, которые контролируют стоимость аренды и обеспечивают равный доступ к квартирам для всех граждан.

Субсидии на аренду в Швеции предоставляются семьям с низким доходом и рассчитываются на основе уровня доходов и состава семьи. Государство также активно стимулирует строительство доступного жилья через дотации застройщикам и освобождение от части налогов.

Кроме того, в стране действует строгий контроль за арендными ставками. Это предотвращает их резкий рост и делает аренду жилья доступной даже в крупных городах.

Уроки для Казахстана

Международный опыт показывает, что успешные программы субсидирования аренды жилья строятся на комплексном подходе. Для Казахстана важно учитывать следующие аспекты:

1. Стимулирование частного сектора. Как показывает опыт США и Франции, налоговые льготы и гарантии могут привлечь арендодателей к сотрудничеству с государственными программами.

2. Создание доступного фонда жилья. Германия и Сингапур демонстрируют, что государственное участие в строительстве доступного жилья – один из наиболее эффективных способов решения жилищной проблемы.

3. Интеграция с программами занятости. Программы аренды должны быть частью более широких инициатив, направленных на повышение доходов граждан и их социальную адаптацию.

4. Строгий контроль и прозрачность. Введение систем мониторинга, инспекций и жестких стандартов для аренды позволяет снизить коррупционные риски и обеспечить эффективное использование средств.

Казахстан может адаптировать лучшие мировые практики, чтобы решить проблемы доступности жилья и сделать систему субсидирования более устойчивой и справедливой.

Исходя из всего вышеизложенного программа субсидирования арендной платы была запущена с благородной целью – предоставить временную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Однако спустя несколько лет ее реализации становится очевидным, что она не способна решить базовую проблему – отсутствие доступного жилья для нуждающихся категорий населения.

Ситуация осложняется рядом факторов. Во-первых, постоянная нехватка бюджетных средств приводит к тому, что обязательства перед участниками программы выполняются с задержками. Для многих семей это означает риск выселения и обострение социального неравенства. Во-вторых, отсутствие системы долгосрочного планирования и прогнозирования бюджетных потребностей вызывает нестабильность и недоверие к программе как со стороны получателей, так и со стороны арендодателей.

Дополнительным препятствием становится низкий уровень готовности частных арендодателей к участию в программе. Бюрократические процедуры, такие как обязательная регистрация договоров, использование электронных цифровых подписей и прозрачное декларирование доходов, отпугивают большинство собственников жилья. Это ограничивает доступность арендных квартир для участников программы и, по сути, ставит их в зависимость от государственного финансирования.

Вместе с тем, важно понимать, что проблема доступного жилья требует комплексного подхода. Одних субсидий недостаточно для того, чтобы вывести социально уязвимые слои населения из кризиса. Необходимо развивать альтернативные механизмы поддержки, которые помогут людям стать более самостоятельными.

К таким мерам можно отнести:

1. Создание фонда доступного арендного жилья. Государство может стать активным участником рынка аренды, построив жилые комплексы, которые будут предоставляться в аренду на льготных условиях. Это снизит зависимость граждан от частного сектора и позволит установить прозрачные и стабильные правила аренды.

2. Стимулирование частных арендодателей. Государство может разработать меры поощрения для владельцев жилья, готовых сдавать его в аренду участникам программы. Например, налоговые льготы или компенсации за снижение арендных ставок.

3. Усиление мониторинга и контроля. Для предотвращения злоупотреблений необходима система регулярного мониторинга использования средств, выделенных на субсидирование, и проверки условий проживания участников программы. Это обеспечит прозрачность и целевое использование бюджета.

4. Интеграция программы с мерами повышения доходов. Субсидии должны быть дополнены обязательствами участников по трудоустройству, обучению или участию в других инициативах, направленных на повышение их благосостояния. Это позволит сократить число зависимых от государственной помощи граждан.

5. Долгосрочное планирование. Правительству следует разработать прогнозную карту потребностей в жилье и объеме финансирования на несколько лет вперед. Это поможет избежать кризисов, связанных с нехваткой средств, и обеспечит более устойчивое функционирование программы.

Без таких шагов риски социального кризиса будут только усиливаться. Невозможность решить проблему доступного жилья может привести к росту недовольства населения, ухудшению уровня жизни социально уязвимых категорий и усугублению разрыва между различными слоями общества.

Поддержка граждан в сложной жизненной ситуации – важная обязанность государства. Однако она должна быть не только адресной, но и продуманной, обеспечивая не просто временную помощь, а возможность для людей улучшить свои условия жизни. Без реформирования подхода к субсидированию аренды жилья программа рискует стать неэффективным расходованием бюджета, не решающим основополагающие проблемы граждан.

Новости партнеров