Уведомление о задержке рейса, полный возврат денег: права авиапассажиров усилили в РК
В законодательстве усилена ответственность авиакомпаний перед пассажирами
В Казахстане внесли поправки в правила перевозок авиапассажиров, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу Комитета гражданской авиации.
В связи с поступившими от пассажиров обращениями ведомство провело работу для усиления норм, касающихся защиты прав пассажиров.
В частности, 29 декабря 2022 года были внесены поправки в Закон «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации», а 14 марта 2023 года – в Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте.
Поправки предусматривают ряд новвоведений.
Первое: вводится понятие «изменение статуса рейса» – для усиления ответственности авиакомпаний перед пассажирами.
«Необходимо отметить, что ранее услуги по питанию, проживанию, трансферу предоставлялись только в случае задержки и отмены рейса. С этого времени перевозчики обязаны будут предоставлять вышеуказанные услуги при любых изменениях, влияющее на время вылета (прилета) рейса или маршрут», – пояснили в КГА.
Второе: договор воздушной перевозки может быть прекращен по инициативе авиакомпании в случае внесения пассажира в реестр лиц авиакомпании, воздушная перевозка которых ограничена (ранее данная норма отсутствовала).
«Данная норма подразумевает собой введение так называемого черного списка для деструктивных пассажиров. Авиакомпания имеет право включить пассажира в черный список только в том случае если его действия подпадают под признаки административного либо уголовного правонарушения», – сообщили в ведомстве.
Третье: обязательное уведомление пассажира по абонентскому номеру сотовой связи и адресу электронной почты о задержке рейса, а также его правах (данная норма отсутствовала).
Ранее уведомление пассажиров велось на добровольной основе, однако отдельные авиакомпании не придерживались такой практики, а в отдельных случаях предоставляли это за платную услугу.
«Стоит отметить, что авиакомпании помимо информирования о причинах изменения статуса рейса и новом времени вылета, и (или) о новом маршруте будут обязаны информировать пассажиров также о перечне услуг, предоставляемых перевозчиком в связи с изменением статуса рейса, в случае, если изменение произошло по вине перевозчика или вследствие позднего прибытия воздушного судна. В этой связи авиационные власти убедительно просят пассажиров при покупке билетов указывать свои контактные данные (сотовый номер и электронный адрес)», – отметили в Комитете гражданской авиации.
Четвертое: ответственность авиакомпаний в виде оказания услуг и выплаты штрафа в размере 3% при любом изменении статуса рейса по вине авиакомпании, а также административная ответственность в виде штрафа в случае невыплаты штрафа (ранее данная норма отсутствовала).
«Проведенный анализ показал, что отдельные авиакомпании несвоевременно выплачивают пассажирам компенсации. К сожалению, имелись факты, когда авиакомпании не выплачивали компенсации на протяжении 6-7 месяцев с даты перелета. Данная норма позволит принять меры в отношении тех авиакомпаний, которые несвоевременно выплачивают компенсацию за задержку рейса», – зявили в ведомстве.
Пятое: право на полный возврат средств или перебронирование при изменении статуса рейса свыше 5 часов.
Ранее законом предусматривалось, что возврат денежных средств будет осуществлен в полном объеме только в том, случае если задержка рейса составит свыше 10 часов. Однако учитывая и принимая во внимание тот факт, что перевозка после 10 часов ожидания рейса является не актуальной, указанное время сократили до 5 часов.