Умирающие села: казахстанцы, живущие без воды
Около 14% сельского населения страны все еще нуждаются в качественной питьевой воде
Одной из главных проблем сельских населенных пунктов в Казахстане многие годы остается обеспечение централизованным водоснабжением. Сельчане, проживающие в небольших и мелких населенных пунктах, до сих пор используют для питья и бытовых нужд воду из самых разных источников: колодцев, ручьев и скважин. За период с 2015 по 2019 годы только из средств республиканского бюджета на развитие сельского водоснабжения было затрачено 203 млрд тенге, но воз и ныне там, передает корреспондент Azattyq Rýhy.
Вода – в каждый дом?
По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР), в целом, по итогам 2019 года насчитывается 6499 сельских населенных пунктов. В 2018 году было построено или восстановлено центральное водоснабжение в 3 892 из них. Так как строительство проводилось, в основном, в крупных населенных пунктах или районных центрах, то охват населения, обеспеченного питьевой водой, составил в 2018 году 84,4% от общего числа сельских жителей Казахстана.
На 2019 год без воды все еще оставались 2 607 сел, из которых 1 333 населенных пункта относятся к категории малых. Их население насчитывает менее 200 человек.
«Обеспечение питьевой водой малочисленных сел будет осуществляться за счет установки комплексных блок-модулей очистки воды (КБМ) или бурения индивидуальных скважин с учетом наличия подземных вод за счет средств местного бюджета. В 2020 году планируется установка КБМ в 129 малых селах», - отметил первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев.
По информации МИИР, уже к концу 2019 года центральное водоснабжение должно быть у 86,4% сельчан республики, проживающих в 62% сельских населенных пунктах. В 2020 году этот показатель должен возрасти до 88,6% населения в 63% от общего количества сел Казахстана. Государство рассчитывает достигнуть намеченных результатов за счет софинансирования проектов из средств республиканского и местного бюджетов.
«Согласно поручению премьер-министра РК Аскара Мамина от 4 июня 2019 года, по итогам 2023 года планируется обеспечить 100% населения страны качественной питьевой водой», - говорится в официальном ответе на запрос Azattyq Rýhy за подписью Каирбека Ускенбаева.
Снимите «розовые очки»
Положим, на бумаге все выглядит очень даже привлекательно. И уже через несколько лет сельчане Казахстана вообще забудут о проблемах, связанных с водоснабжением. Вот только верится в это с большим трудом. Сняв с глаз «розовые очки», можно убедиться, что реальная картина со строительством сельских водопроводов далека от совершенства.
По всей видимости, нет в нашей республике ни одной области, где бы не вспыхнул скандал¸ связанный с хищением бюджетных средств или затягиванием сроков строительства водопроводов в сельской местности. Люди месяцами, а иногда и годами терпеливо ждут, когда же чиновники разработают ПСД, найдут финансирование на реализацию проекта, определят подрядчика и, наконец, примут в эксплуатацию долгожданный водопровод. Вот только на каждом из этих этапов у государственных служащих есть большой соблазн «нырнуть» в карман государства.
Возьмем для примера только одну область. В 2019 году в Восточном Казахстане было зафиксировано сразу 14 коррупционных нарушений, допущенных при строительстве и ремонте водопроводных сетей в сельских районах.
Список возглавил экс-руководитель Управления энергетики и ЖКХ ВКО Алмат Арсланбаев, который присвоил 70 млн тенге, используя фирму собственной жены.
Как молодой чиновник провернул аферу на 70 млн
Не успев занять руководящую должность областного масштаба, Алмат Арсланбаев, без проведения конкурсов, через подчиненное ему ТОО «ЖЭУ» привлек к субподряду проектную компанию, которую возглавляет его собственная жена. Эта фирма должна была разработать ПСД на строительство водопроводных сетей и водозаборных сооружений в селе Украинка Уланского района в рамках программы «Развития регионов-2020». Его сумма составила 15, 488 млн тенге. На самом деле никто ПСД для строительства водопроводных сетей в Украинке так и не разработал.
Еще 19 млн тенге предприимчивый госслужащий «заработал» на разработке ПСД на строительство водопроводных сетей в селе Сагыр Уланского района, действуя по уже знакомой схеме с привлечением компании супруги.
«Куда аким смотрел?!»: в ВКО власти заплатили за несуществующие водопроводы
О чем говорить, когда буквально недавно Azattyq Rýhy публиковал результаты журналистского расследования, проведенного нашим корреспондентом в Аягозском районе ВКО. Здесь руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта, автомобильных дорог, строительства и жилищной инспекции Аягозского района Болат Мусатафаев еще в декабре 2018 года подписал акты выполненных работ по семи проектам по реконструкции водопроводных и канализационных сетей и сооружений, а также строительству линий электропередач и трансформаторных подстанций на общую сумму около 2,764 млрд тенге. При этом некоторые из этих проектов до сих пор не завершены. Бюджетные средства на основании подписанных актов выполненных работ были перечислены на счета подрядных организаций в полном объеме.
И подобных примеров коррупционных схем, связанных с развитием сельского водоснабжения, по всей стране – десятки. Нам остается лишь надеяться, что оптимистичные планы правительства, связанные с полным обеспечением качественной питьевой водой каждого жителя сельской местности, сбудутся. Ну, хоть когда-нибудь.
Екатерина ГУЛЯЕВА