В последнее время развернулась критика в отношении областных органов госдоходов
Казахстанцы могут быть свидетелями как под «раздачу» отдельных СМИ попал Департамент госдоходов по Карагандинской области. Вот уже несколько лет Департамент стал объектом критики различных изданий и соцсетей. Пишут они в основном о том, как «добросовестные» предприятия страдают от доначислений сумм по налогам, передает Azattyq Rýhy.
По официальным данным в стране с каждым годом уменьшается объем «теневой» экономики. В то же время Карагандинская область является одним из лидеров в стране по уровню теневой экономики в части объемов обналичивания денежных средств через фирмы «однодневки» (лжепредприятия). Эта проблема не возникла в один день – писали об этом деловые СМИ еще в 2014 году.
Так почему же именно сейчас все обратили внимание на работу ДГД области? Ведь в борьбе с ОПГ «обнальщиков» работают и правоохранительные органы? Может потому, что, не умаляя достоинства остальных органов, налоговики в ходе своих проверок могут первыми найти нарушения?
Что касается схемы обнальщиков, то она проста и отработана годами. Состоит она в том, что на подставных лиц, а это могут быть студенты, лица ведущие асоциальный образ жизни и, какое кощунство, предсмертные больные, создается юридическое лицо. Далее они создают между собой фиктивный бухгалтерский документооборот с целью выписки их в конечном результате действующим предприятиям, чтобы те смогли минимизировать налоги и обналичить деньги. Также через такие предприятия легализуются и неучтенные товары.
Не стоит удивляться, что этот «бизнес» существует, значит он кому-то нужен. А нужен он иногда и приличным с виду компаниям.
В конце концов отвечать зачастую приходится не большим и действующим компаниям, ведь все налоговые обязательства ложатся на последнюю в цепочке лжепредприятий компанию. Становится не завидной судьба как самой такой компании, которую в конце концов с миллиардной налоговой задолженностью бросают, так и ее фиктивных руководителей. В лучшем случае их ждет скамья подсудимых, а в худшем, а такие случаи были, их находили мертвыми.
Указанная схема лжепредприятий довольна широко распространена, особенно на территории вышеупомянутой области. Эти деяния подпадают под признаки преступления, квалифицируемые по ст. 216 УК РК, а в отношении предприятий, которые пользуются услугами таких лжефирм по ст. 245 УК РК.
В целом, по данным правоохранительных органов на территории области действует более десятка группировок, которые занимаются обналом, причем методы их работы заслуживают быть сюжетом настоящего детектива.
Так, действующие лица (бухгалтера, директора) между собой не имеют физического контакта, документы передаются через систему закладок, налоговая отчетность в налоговые органы сдается через невычисляемые электронные каналы и многой другое (более подробно методы работы обнальщиков могут рассказать правоохранители). Из-за этого, правоохранителям тяжело выявлять и доказывать такие преступления.
Задача ДГД вовремя пополнять госбюджет, поэтому выявление и противодействие таким лжефирмам становится и их функцией. Стоит отметить, что налоговые органы не обладают функциями оперативно-розыскной деятельности в силу того, что это гражданский орган. Их работа по выявлению таких фирм основывается на анализе форм налоговой отчетности, регистрационных данных фирм, наличию имущества, трудовых ресурсов, объемов уплаченных налогов.
Основные методы противодействия при выявлении лжепредприятий это:
Лучше всего за основу брать цифры, ведь цифры не врут. Показатель работы органов госдоходов – это то, что за период с 2017 по 2020 годы ими было направлено в суд о признании сделок недействительными около 3000 исков, более 800 исков о признании государственной регистрации/реорганизации юридического лица недействительной, подавляющее большинство исков было удовлетворено.
После вступления в законную силу решений суда налогоплательщикам (конечным бенефициарам фиктивных сделок) было направлено 9,9 тысяч уведомлений на 129,7 млрд тенге нарушений. В рамках налоговых проверок по сомнительным сделкам было доначислено налогов почти 30 млрд тенге.
Работает в этом направлении не только ДГД, но и КНБ РК. Так, в октябре 2018 года на территории Карагандинской области была пресечена деятельность преступной группы, которая на протяжении около 10 лет успешно содействовала субъектам предпринимательства в незаконном обналичивании денежных средств, тем самым создавая условия для уклонения от уплаты налогов либо хищения бюджетных средств.
В ходе следствия установлены более 400 (!) предприятий, оформленных на подставных лиц, которые в ходе следствия дали показания, что не имеют отношения к созданию и деятельности предприятия. Данные «фирмы» создавали фиктивный бухгалтерский документооборот по реализации товаров (работ, услуг) на миллиарды тенге.
Впоследствии, по искам органов госдоходов регистрация этих фирм признана недействительной. В рамках досудебного расследования, для установления ущерба, нанесенного государству в виде неуплаченных налогов, следователем были назначены налоговые проверки более чем 200 контрагентов, в адрес которых выписывались фиктивные счета-фактуры и которые являлись конечными пользователями схем по обналичиванию средств, в их число вошли и предприятия обратившиеся к Главе государства.
В ходе проверок установлены многочисленные нарушения налогового законодательства в виде необоснованного завышения затрат от производственной деятельности, повлекшие неуплату налогов в бюджет только по Карагандинской области почти на 22 миллиарда тенге. И это только деятельность одной преступной группировки.
Иногда, когда Закон не на твоей стороне, только и остается привлечь внимание, будь то руководителей государства или рядовых граждан. Но это не что иное, как попытка избежать ответственности прикрываясь тем, что оказывается давление на МСБ.
Основной лейтмотив критики и жалоб – это якобы незаконные действия по доначислениям налогов действующим предприятиям. Они пытаются убедить всех, что, мол, добросовестный предприниматель существует сам по себе, а лжепредприятия сами по себе, вот с ними и надо бороться и предъявлять налоги им.
Но вся сущность и смысл лжекомпаний – это увести от налогов и вывести наличные деньги (за определенное вознаграждение) действующей компании, т.е. конечным выгодоприобретателем является действующее предприятие. Давайте вспомним любой американский фильм: одно из самых страшных преступлений там – это неуплата налогов. Человек автоматически становится нерукопожатным. Надо понимать, что, защищая предприятия, уклоняющиеся от уплаты налогов, в будущем можно навредить самому себе: страдает как государство в виде недополученных денег, так и вся социальная сфера: не ремонтируются дороги, школы, больницы, учителя и медики получают небольшую зарплату.
Есть интересные данные: анализ уплаченных налогов в соотношении к их оборотам (коэффициент налоговой нагрузки КНН) практически у всех предприятий, которые жалуются на ДГД, КНН менее 1%, это свидетельствует о том, что они оптимизируют налоги с помощью лжепредприятий.
Стоит помнить, что это не незаконные действия органов госдоходов довели предприятия до банкротства и увольнения работников, а неграмотная и преступная финансовая политика руководства предприятий.