$ 527.23  544.05  5.05
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
14.08.2022, 15:17
Интервью

«Катастрофически не хватает учителей русского языка»: эксперт – о кадровом голоде в ВКО

Это одна из причин, почему десятки школ региона провалили госаттестацию

«Катастрофически не хватает учителей русского языка»: эксперт – о кадровом голоде в ВКО
Фото: islamnews.ru

В 2021/2022 учебном году возобновилась процедура государственной аттестации организаций образования, приостановленная несколько лет назад,  передает Azattyq Rýhy.

Для справки: из 78 школ, подвергшихся этой процедуре, не были аттестованы 64. По данным yk-news.kz, четыре школы не смогли аттестоваться даже со второй попытки.

Означает ли это, что в Восточном Казахстане низкое качество среднего образования? Или в ходе аттестации иногда предъявляются завышенные требования к организациям образования?

Будут ли закрыты неаттестованные школы и как можно исправить сложившееся положение? Руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Зейнеп Махсутова комментирует плачевные результаты государственной аттестации и высказывает своё мнение об их причинах.

Неутешительные итоги

— После возобновления в 2021 году процедуры государственной аттестации организаций образования ей подверглись 78 школ и два детских сада. В первую очередь были выбраны школы, которые вообще не проходили аттестацию до приостановки этого процесса либо проходили очень давно — семь – десять лет назад. Уже составлен график на пять ближайших лет, в ходе которых все школы ВКО пройдут эту процедуру.

Приходится констатировать, что без проблем подтвердили свою образовательную лицензию только 14 школ. В остальных независимая комиссия департамента по обеспечению качества в сфере образования обнаружила многочисленные недочёты. Были выявлены в общей сложности 344 нарушения. Например, в 21 школе годовой план работы не соответствовал требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО). В 39 школах обнаружилось несоответствие учебных планов и учебных занятий требованиям ГОСО и типовым учебным планам. Базовое содержание общеобразовательных предметов не обеспечивалось в 16 школах. Не на должном уровне ведётся воспитательная работа в 11 школах. В четырёх школах отмечена слабая реализация профильного обучения в 10 – 11 классах. Учебный процесс не учитывает особые образовательные потребности детей с инвалидностью в девяти школах.

Чему учат в школе?

— Первый этап государственной аттестации — это контрольный срез знаний обучающихся в 4, 9, 11 классах. Электронный тест включал алгебру, русский язык и предметы по выбору. Учащиеся 11 школ не смогли показать соответствующие знания, предусмотренные требованиями ГОСО. На "отлично" ни одна из проверенных школ не сдала. Особенно низкие знания у учеников 9 и 11 классов. В 9-х классах дети набирали в сумме по 16 – 23 балла из 60. Провальные результаты дали предметы по выбору, математика. Некоторые дети просто тыкали наугад, даже не пытались решать. Листы для черновиков остались чистыми. Более-менее неплохие результаты показали четвёртые классы. И то неровно в разных школах. Это те первоклассники, которые попали в пандемию. У многих даже почерк не выработался. Кстати, разница между сельскими малокомплектными школами, которые занимались с учителем, и городскими, сидевшими на "дистанционке", очень сказывается. Хорошие знания четвероклассники показали в Шемонаихе, Катон-Карагае, Аягозе. Старшеклассники практически везде с низкими результатами. На "хорошо" сдали несколько школ в Семее, остальные — в лучшем случае на "тройку". Провалили тест, главным образом, сельские школы.

Нам ещё не один год предстоит ликвидировать пробелы после пандемийной "дистанционки". И летние школы здесь не очень помогли, потому что они по желанию. Не все дети ходят. И занятия проводят не на должном уровне. Это не решает проблему падения качества образования.

Материя первична

— Показатели знаний учеников коррелируют с состоянием материально-технической базы и качеством педагогического состава. Многие местные исполнительные органы не выделяли должных финансовых средств на укрепление материально-технической базы школ. Сейчас по поручению министра мы проводим мониторинг, в ходе которого выявили три аварийные школы. В Тарбагатайском районе крыша течёт, здание вообще рушится. Ещё одна такая же обнаружилась в Курчумском районе. В Усть-Каменогорске это СШ № 33. Вроде школа новая. Как же её сдали с таким качеством?

Есть у нас переуплотнённые школы, которые работают в три смены. О каком качестве образования может идти речь, если дети сидят по три человека за партой, в расписание не "вмещаются"? Есть такая школа в Уланском районе, в посёлке Касым Кайсенов. В Усть-Каменогорске так работают СШ № 35 и № 46. И по городу новое строительство не предусмотрено.

Во многих школах нет оборудования в основных предметных кабинетах: физики, химии, биологии. Оно отсутствует в 60 процентах проверенных организаций образования, в том числе и городских. В восьми школах нет столовых. В трёх школах нет лицензии у медицинских кабинетов.

При этом данные скрываются местными исполнительными органами. Областное управление образования рапортует, что у нас нет ни аварийных школ, ни трёхсменных.

Кадры решают

— Аттестация выявила отсутствие педагогов, имеющих педагогическое образование по соответствующим профилям в 28 школах. Есть случаи, когда математику преподаёт физкультурник или историк. Это касается в основном сельских школ. Катастрофически не хватает учителей русского языка и литературы, даже в Усть-Каменогорске. По области сейчас дефицит порядка 650 педагогов.

Проблемы педсостава приводят к неаттестации малокомплектных организаций образования. Мы не можем обеспечить сельской школе в приграничном районе 30 процентов учителей высшей категории "педагог-исследователь" и "педагог-мастер". Туда работать никто не идёт. Если обучаются всего 30 – 40 детей, у предметника там просто нет работы. Ради двух часов географии учитель не переедет в село жить. В этом случае, по нашему мнению, надо пересмотреть квалификационные требования к аттестации. Многие сельские школы, которые не прошли аттестацию по нынешним требованиям, просто не могут равняться на городские.

Вообще, качество педагогических кадров значительно снизилось. На "дистанционке" люди сильно обленились. Включил учитель WhatsApp — и занимается своими делами. А что там дети делают, он не видит.

И бумажка не в порядке

— Согласно приказу министерства, если в школе внедрена информационная система "Кунделик", то бумажный журнал вести не надо. Чтобы педагоги не делали двойную работу. Но при этом в некоторых школах электронный журнал заполняли несвое­временно. А это документ строгой отчётности, его нужно вести каждый день. Урок прошёл — учитель должен сразу заполнить. Аттестация показала, что не заполнялся электронный журнал "Кунделик" в 26 школах.

Несоответствие фактических данных Национальной образовательной базе данных (НОБД) выявлено в семи школах. Раньше базу заполняли в начале сентября, но с прошлого года её разрешили корректировать ежедневно. Потому что движение детей идёт постоянно, цифры меняются. Некоторые школы не заполняют базу намеренно. Например, действует туалет во дворе, а в базе он не значится. Это делается, чтобы не портить показатели местным исполнительным органам. Отчитываются, что у них всё хорошо. А мы независимы и ведём объективный мониторинг не для того, чтобы нашуметь, а чтобы ситуация была исправлена. Пусть власть видит, что проблема существует, и эти вопросы надо решать, а не прятать.

Расслабились?

— Почему мы получили такой результат? Наверное, свою отрицательную роль тут сыграла и пандемия. Это сказалось на качестве образования ещё в прошлом учебном году. В этом году государственная аттестация организаций образования ещё раз подтвердила, что качество образования в школах действительно упало. С аттестацией проблема по всей стране. Мы не единственная область, в которой такой показатель.

Второй причиной, я думаю, стало то, что на какое-то время аттестация школ приостанавливалась. И в школах люди расслабились, администрация пустила управление процессом на самотёк. Мы проводили выборочно ежегодный профилактический контроль с посещением, но он не охватывал все школы. Получалось проверить всего от 20 до 40 школ. Какие-то оставались за бортом. Сейчас мы ежегодно охватываем 20 процентов школ области. Согласно Закону РК "Об образовании", аттестация проходит каждые пять лет. Здесь уже охват идёт полный. Аттестации подлежат все, независимо от того, сельская это школа, городская, малокомплектная и т. д. У нас есть квалификационные требования, которым они должны соответствовать. В этом году мы увидели, что многие школы не смогли пройти аттестацию с первого раза.

Слишком жёстко?

— Сейчас аттестация приостановлена до конца августа. Потому что это тотальный провал — неаттестация детских садов и школ по стране. Наверное, надо ещё раз пересмотреть квалификационные требования. Иногда они просто не соответствуют реалиям сельских школ. Например, Тарбагатайская школа не может получить лицензию — нет квалифицированных педкадров. А нет лицензии — значит, она не сможет выдавать аттестаты. Но у населения Тарбагатая нет другого варианта получения образования, кроме этой школы. Этот вопрос мы поднимали. Внесли предложения в министерство, ждём результата.

Другой пример: в сельской школе в Аягозском районе нет столовой. Там приспособленное помещение из двух комнат. В одной комнате занимается класс из троих детей, в другой — класс из четверых детей. Мы школу не аттестовали. А зачем им столовая? Дети все местные, домой бегают, родители их кормят сами. Это начальная школа. У них максимум три урока, потом они домой идут. А у нас требование, чтобы везде была столовая. И всё! Эта школа не пройдёт аттестацию.

Если школы не станет, это будет катастрофа для населённого пункта. Село вымрет. Родители с детьми уедут. Для малокомплектных школ нужны отдельные нормативы. А эти дети как раз хорошие знания показывают. Они же, можно сказать, индивидуально с учителем занимаются.Теперь Министерство просвещения будет заниматься дошкольным, школьным и техническим профессиональным образованием. Я надеюсь, при разработке нормативных документов будут учитываться региональные особенности малокомплектных школ.

Продолжение следует?

— Приходится констатировать: мы потеряли качество. Эта яма уже есть. Но нельзя же допустить, чтобы в каких-то населённых пунктах дети вообще оставались без образования. Сейчас этот вопрос взяли под контроль управление образования ВКО и районные отделы. Если школа не прошла аттестацию, она должна составить план мероприятий по устранению выявленных нарушений. Даётся срок на исправление, после которого проводится повторная аттестация.

У нас четыре школы по области не прошли повторную аттестацию. Лицензирование у них не отзывается. По правилам, они будут проходить профилактический контроль — уже с посещением. Я хочу напомнить, что государственная аттестация и переаттестация у нас проходит дистанционно, путём изучения документов. По итогам контроля с посещением будут приниматься дальнейшие меры.

Ряд руководителей неаттестованных школ получили выговор или строгий выговор, с некоторыми пришлось попрощаться. Решать накопившиеся проблемы в этих организациях образования придётся уже новому составу администрации.

Родителям не стоит переживать. Школы закрываться не будут. Но мы должны обеспечить качественное образование для наших детей. Педагогам надо поддерживать свой профессионализм. Если учитель хороший, его ученики всё равно себя покажут. А администрации школ предстоит укреплять рычаги управления. Не ради аттестации. Качество образования должно быть независимо от проверки. Даже вопрос такой не должен стоять. Честь педагога, честь своей школы надо поддерживать.

Новости партнеров