Нас могут убрать из КХЛ – президент «Барыса»
Борис Иванищев – о легионерах, зарплатах игроков и коррупции
Хоккейный клуб «Барыс» активно готовится к новому сезону Континентальной хоккейной лиги. Он, к слову, может стать последним для казахстанской команды. В этом сезоне в клубе сменился и главный тренер – вместо Юрия Михайлиса пришел ранее известный в Казахстане специалист из Беларуси Андрей Скабелка. Сейчас он формирует состав, в котором снова окажутся легионеры. Другой вопрос – сколько их будет в этом сезоне. Каким будет «Барыс» в этот раз, почему в команде есть иностранные игроки, какой бюджет клуба и кто получает самые высокие зарплаты. На эти с другие вопросы на открытой тренировке ответил президент клуба Борис Иванищев, передает корреспондент Azattyq Rýhy.
– Борис Анатольевич, нельзя не затронуть тему ухода Романа Старченко. Можете рассказать, почему не удалось договориться и оставить его в команде?
– Роме сделали контракт, договорились с агентом. Он уже должен был приехать на сборы, стоял у борта, завтра должен на лед выходить. Но, говорит, с женой посоветовался, решил уехать в Россию. Ему поступило предложение из Московского «Спартака», у него много соотечественников из Усть-Каменогорска туда переехали и живут. Видно решил попробовать. Это решение далось тяжело. Мы контракт давали. Но мы расстались хорошо. Он сказал: «Буду всегда за сборную играть». Возможно, и приедет еще, может. Мы на него рассчитывали, и Андрей Скабелка (главный тренер – AR), дали контракт, но так получилось.
– То есть, если Роман передумает, или у него не сложится в «Спартаке», «Барыс» всегда готов принять его обратно?
– Да, конечно, конечно. Но он с семьей решил переехать. У него четверо детей, школа – тоже болезненный вопрос. Я говорю: «Как ты как сорвался?». Он: «Ну, семейный совет решил». Вот так вот.
– Были разговоры, что «Спартак» дал больше денег.
– Мы с агентом отработали контракт, все условия. Но там в последний момент действительно ему дали больше. И он решил попробовать. Рома – мастер, поэтому мы пошли на все уступки, но в последний момент так получилось.
– Борис Анатольевич, мы видим на льду четырех вратарей. Официально контракты подписаны только с двумя. Означает ли это, что кто-то из них станет третьим, либо третий на подходе?
– Нет, мы ищем. В принципе, больше иностранцев мы уже подписывать не будем. Только вратаря, и все. Потому что сезон длинный – 68 игр и, не дай бог травмы, нужен запасной. Сейчас наши местные все тренируются, Джелал-ад-Дин Амирбеков – из «Номада», со «Снежков» взяли. Никита Бояркин после травмы вроде оживает, Андрей Шутов и Максим Павленко – четвертый. Еще Роман Калмыков у нас есть в «Номаде» и «Снежках». Так что наши местные все воспитанники.
– Но третий воротчик будет иностранец?
– Перед командой стоят задачи. Поэтому для конкуренции вратарей это надо сделать. В каждом клубе есть конкуренция, только тогда у ребят появится мастерство.
– Получается, по полевым игрокам вопросы уже закрыты и никого не ожидаем больше?
– У нас два защитника, три нападающих – все, да. Только над вратарской линией пока работаем. Больше никого не будет пока.
– А можете объяснить большое количество российских игроков?
– Они не подписаны, они приехали на просмотровые контракты. Тимур Фаткуллин из Высшей лиги, мы взяли несколько ребят из Высшей лиги, приехал Владислав Семин – обладатель «Кубка Братины» – они на пробных контрактах. Сейчас игры покажут, если они нам не подойдут, то мы с ними расстанемся. У нас подписаны только два россиянина – Кирилл Максимов и Михаил Григорьев, защитник и нападающий.
– Вам не кажется, что даже на просмотр – это слишком много граждан Российской Федерации? Все-таки «Барыс» – базовый клуб сборной.
– Казахстан играет на Чемпионате мира, клуб базовый, да. Но вспомните, раньше «Торпедо» Усть-Каменогорск тоже был базовым клубом, а все играли – в «Динамо» Москва, в Новокузнецке, в «Металлурге» Магнитогорском. Это нормально. Потому что если все будут в «Барысе» – это не правильно, а где конкуренция? В «Тампа бэй» в финале «Кубка Стэнли» играли 8 легионеров. И нам для конкуренции это необходимо. Уровню КХЛ надо соответствовать. Поставим мы всех казахстанцев – и что? Да, они у нас есть, мы проводили молодежный лагерь, там было 34 казахстанских игрока.
– Но если россияне из ВХЛ, как они могут поднять уровень команды?
– Подождите, россияне в ВХЛ, но Россия бьется за первые места на Чемпионате мира. Если мы на них равняться не будем, смысл тогда какой? Надо к ним подтягиваться, чтобы конкурировать на мировых первенствах.
– Это понятно, но эти игроки из ВХЛ, не КХЛ...
– А вы знаете, что вся великая молодежь выходит из первой, второй лиги. Откуда Валерий Харламов вышел, знаете? Из второй лиги!
– А у нас своих нет? ДЮСШ работает.
– Есть, но они должны соответствовать уровню КХЛ. И сразу их много не будет – один-два. Динмухамед Кайыржан, Ансар Шайхмедденов сейчас, Амирбекова сейчас привлекаем. Но не пачками. Мы даем им шанс, оставляем в системе «Барыса». Они могут выстрелить на следующий год. В «Номад», к «Снежкам» и здесь будем их подключать. Это все от тренера зависит, не от меня. В этом году Скабелка приехал, увидел много казахстанцев. Он говорит: «Хорошо, что много. Но игры покажут». Вот Батырлан Муратов уехал почему? Хочет в Европе жить. На Чемпионат мира потом приехал, показатели физического состояния худшие были. Вернулся. Сейчас подтягивается, но игры покажут. В Чемпионате Казахстана столько не забил, сколько в Финляндии, почему?
– Там доверяли ему.
– Здесь он играл в основном составе в «Номаде», кто ему не доверял? В основе играл, в первой пятерке, на большинство выходил. Просто хочет жить в Европе. Максим Мусоров тоже уехал. Перед последним драфтом НХЛ пришел, отпросился – я его отпустил. В НХЛ хочет попробовать.
– Клуб сказал, что будет делать ставку на казахстанских игроков, а вы берете и подписываете очень большое количество российских игроков. Противоречие получается.
– Мы не подписываем, мы берем на пробный контракт. Не путайте. Тренер когда комплектует команду, просит: «Давайте проверим этих и этих». А как проверить? Без пробного контракта не проверишь.
– В последнее время муссируется как раз вопрос о легионерах в казахстанском спорте. То есть, легионеры в целом все же нужны?
– Да, обязательно. Возьмите любой клуб в КХЛ – везде легионеры. Мы стараемся своих брать, но перед главным тренером задачи стоят. Должен быть уровень. Если мы искусственно будем ставить своих, они будут выпадать. Это не правильно. В «Снежках», выступающих в Чемпионате Казахстана у нас уже лет пять все свои, в «Номад» берем под первую команду тоже легионеров. Опять же, чтобы была какая-то конкуренция, но там тоже несколько человек. На сборы привлекается всегда больше иностранцев. Всегда! Но просто так место в составе никто не даст. Если бы вы были тренером, вы бы это поняли.
– Борис Анатольевич, недавно болельщики запустили петицию, в которой упоминается о возможной коррупции в «Барысе». Там идет разговор о возможных откатах, выплате агентских и так далее. Как вы можете это прокомментировать?
– Читал я эту петицию. Это – субъективное мнение болельщиков. У нас никаких договоров с агентами нет, откатов нет. Игрок напрямую решает вопрос с агентом, а мы подписываем уже договор. У нас все зарплаты приходят на карточки игрокам, все прозрачно. Каждый год у нас проверки. Это просто кто-то подумал, решил и сказал. Это – просто чушь.
Вячеслав Белан (к беседе подключается генеральный менеджер ХК «Барыс» – AR): У нас с хоккеистами вообще нет никаких взаимоотношений. Агент представляет хоккеиста, мы представляем клуб.
Иванищев: Я вам больше скажу, у каждого игрока своя стоимость. Бывает, рыночная стоимость больше, а у нас – самая меньшая. После «Барыса» игроки уже скачут, зарабатывают больше. Мы ломаем на меньшее. К нам почему идут за меньшее? У нас хороший город, инфраструктура, иностранцы почему идут – английские школы, магазины. Мэтью Фрэттину Челябинск предлагал контракт больше, но там нет английской школы, поэтому он приехал к нам. Вот – разница.
Белан: Бешпармак любят они, казы.
Иванищев: И это тоже.
– Какие цели стоят перед «Барысом» в новом сезоне?
– У нас обычно потолок – второй круг плей-офф.
– Как сейчас дела обстоят?
– Турниры все пройдут, мы соберемся и уже скажем задачи. На данный момент идет комплектование команды. Так что давайте чуть-чуть подождем. Но планку все равно будем держать, чтобы в плей-офф попасть, постараться пройти.
– Состав определится после Кубка Президента?
– У нас пробные контракты до 31 августа. Проверим игроков в деле. Кто-то может после Кубка Президента уйдет, кто-то может в Челябинск съездит. Это все будет видно.
– Кого вы видите в первом звене?
– Это тренеру вопрос задайте.
– На ваш взгляд какие варианты?
– У кого будет лучше получаться, кто лидеры. Никита Михайлис – наш лидер, с кем его поставит Скабелка. Тройки пока еще наигрываются. Это чуть позже.
– Почему Артур Гатиятов ушел из системы «Барыса»?
– Гатиятова мы оставляли. Он уехал, хочет в Европе попробовать себя, как Муратов.
Белан: Мы ему делали предложение, но он захотел попробовать свои силы в Европе. Он не хочет играть в Чемпионате Казахстана, говорит, слабый уровень. Хочет пробовать себя в Финляндии.
– Вы можете сказать, кто из игроков самый высокооплачиваемый в «Барысе»?
– Никита Михайлис и Линден Вей – два. Там дальше ниже идут легионеры. Я точно не помню, но гораздо ниже.
– Михайлис дороже легионеров?
– Они с Веем одинаково получают, но Михайлис заслужил. В пятерке лучших бомбардиров КХЛ. Вей – обладатель кубка Гагарина, бронзовый призер Олимпиады в Пхенчхане. Когда он пришел в середине сезона, набрал приличное количество очков, команда с ним заиграла. Это мастер высокого класса, так что, я думаю, это заслуженно.
– Я к тому, что наконец-то наши игроки стали больше легионеров зарабатывать.
Иванищев: Да.
Белан: Посмотрите на примере Михайлиса, он вырос от чего? Он играл, начинал где, где, где? (Никита Михайлис – воспитанник карагандинской школы хоккея – AR.). Он поставил себе цель достигнуть высокого уровня и быть качественным игроком. А не как большинство нашей молодежи, которая сразу хочет зарабатывать деньги. Поэтому вот вам пример – пожалуйста, он пахал, пахал, он дорос до этого.
Иванищев: Приятно смотреть.
– Некоторые болельщики считают, что «Барыс» слишком много приглашает иностранных игроков, они получают казахстанское гражданство. А затем они бросают клуб в самый трудный момент и уезжают. Команду иногда из-за этого называют «проходной двор». Что вы ответите?
– Смотрите, приезжает иностранец, играет какое-то время, потом он говорит: «Хочу играть за сборную». Что ему сказать – нет что ли? Ради бога, получайте паспорт. Мы берем тех, кто хочет. Поверьте, не все хотят. А есть те, кто сами предлагают. Паспорт получают. Сами получают и играют.
– С Якубом Лильей непонятная ситуация. Он подписал контракт в феврале с «Динамо», но он же еще был в «Барысе»?
Иванищев: Он не имел права подписывать.
Белан: У него контракта быть не могло, была перспективная договоренность. Агент нас в известность не поставил. И, скорее всего, «Динамо» его подписывало с тем условием, чтобы у него был казахстанский паспорт, чтобы он не считался легионером. В итоге он не приехал играть за сборную, не получил паспорт. Теперь контракт там подписан предварительный. Он хотел расторгнуть, но он не может его выкупить.
– Он теперь плачется, что денег нет выкупить контракт.
Иванищев: Надо было в «Барысе» оставаться, да и все. Лучшая тройка была – играй дальше. Надо играть там, где везет, где получается, как говорится, прет. А бывает, в лучшей команде – вон Кевин Даллмэн уезжал в СКА, не поперло, вернулся: «Наконец-то я дома, в «Барысе». Было ведь такое.
Белан: Просто есть еще материальная зависимость, они все хотят заработать. Здесь они раскрываются, приезжают сюда за небольшие деньги, потом раскрываются, как Корбан Найт – молодец, здесь раскрылся. Сейчас – один из лидеров в «Авангарде», выиграл Кубок Гаганиа. Но там клубы богаче, дают больше денег.
Иванищев: В разы больше. Мы не можем с ними конкурировать.
Белан: Поэтому у нас и текучка каждый год, мы каждый раз берем новых игроков.
Иванищев: Но я скажу, что текучка происходит во всех командах – в «Ак барсе», в Омске. Это нормальное явление. Конкуренция везде. Я вам скажу, в ЦСКА школа хорошая, в «Динамо», в «Локомотиве» – несколько школ работают на них, но все равно у них местных не так много играет, как у нас. У нас в системе прилично играет своих. Кто-то писал, что падает число казахстанских игроков, да у нас наоборот растет. Посмотрите по заявке, в заявке число казахстанских игроков растет. Проверьте, поднимите заявки Федерации Хоккея, все станет ясно. У нас школа работает только 10 лет. (Стоит отметить, что на момент выхода материала в составе основной команды «Барыс» контракты имеют 12 казахстанцев, еще трое – на просмотре – AR). Они же как грибы не растут. Первый набор у нас был 2006 год, а сейчас – 12 возрастов – лучшая школа. Хотели в этом году на Чемпионат России выйти, но бюджет из-за российского рубля не тянем. А надо старшие возраста отправлять, чтобы наравне с российскими игроками играть. Посмотрите у нас на детских турнирах внутри страны какие счета – «Барыс» выигрывает 21-0, 13-0. Это что, правильно? А в Россию приезжают и проигрывают. Это не правильно. Надо там наравне играть. Вроде дома лучшие, а там – никакие. Надо вариться с сильными командами, тогда будет результат. Еще очень радует, что наши игроки востребованы в других клубах. Купили нашего Валерия Орехова, купили Кирила Панюкова, Антона Сагадеева. Даже Алексей Шевченко, все писали – ой... А мы его продали за 200 тысяч. Его не видно на площадке, мало видно, но у него высокий КПД, профессионал в своем деле.
Белан: Не все должны забивать, кто-то должен и оборонять.
Иванищев: Михайлис в обороне вообще не играет в меньшинстве. У него другая функция – забивать в большинстве. А в меньшинстве другие отрабатывают. Поэтому тут каждому свое.
– Борис Анатольевич, с бюджетом клуба определились?
– Бюджет у нас тот же – 8 миллиардов тенге. Но у нас из этого бюджета 2 млрд тенге – налоги, шесть остается. На «Барыс» примерно 2,6 млрд тенге, остальные – на все клубы: «Номад», «Снежки», «Томирис», ДЮСШ, на командировки, обмундирование, две команды в Молодежной лиге играют. Бюджета не хватает. По меркам КХЛ мы сейчас находимся на полу зарплат. Если они сейчас поднимут, мы в него не входим, нас могут убрать. Они хотят поднять в следующем сезоне на 50 млн рублей. А мы внизу. У нас девальвация и курс рубля съели все. Раньше-то нормально были, в серединке, а сейчас внизу.
– А где финансирование брать в таком случае?
– Сейчас пока до нового года (с финансированием все нормально – AR). А потом посмотрим. Пока нет финансирования. Будем на уровне государства решать. Видите, хоккей – дорогой вид спорта, и затраты большие. Но зато детей сколько занимается, какое удовольствие болельщикам. Если не будет КХЛ, что будет? Чемпионат Казахстана?
– Почему ушел Юрий Владимирович Михайлис?
– Он решил отдохнуть, мы ему предлагали работу, но он решил взять творческий отпуск. Отдохнуть захотел.
– Сам захотел?
– Да. Два года тяжелые были, он захотел отдохнуть. Это была его просьба. Мы его отпустили.
– Благодарю Вас за беседу.