Дешевые кредиты и техника в лизинг: по душе ли сельчанам проект «Ауыл аманаты»?
Сейчас идет активная информационная кампания в селах
Для многих жителей поселков сейчас, возможно, появился свет в конце тоннеля. Надежда на лучшую жизнь замаячила в виде проекта «Ауыл аманаты», которая предлагает сельчанам кредиты под 2,5% и технику в лизинг. Люди смогут не только запустить свое дело, но и расширить имеющийся бизнес или объединиться в кооперативы. О том, как сельчане отреагировали на проект, в интервью Azattyq Rýhy рассказала член мобильной группы, бизнес-тренер, предприниматель и эксперт Ассоциации по развитию сельского бизнеса «Ұлы Дала» Жумагуль Макашева.
– Жумагуль Жамансаровна, вы в составе мобильной группы объехали множество сел, выслушали тысячи людей. Какова их реакция на этот проект?
– Да, нас действительно отправили не просто рассказать об этом проекте. Мы, прежде всего, контактируем с местными жителями. Они рассказывают, чего хотят, какие у них проблемы, мы выслушиваем их пожелания и рекомендации. Потому что одно дело, когда программа принимается сверху, а другое – когда программа может ли быть реализована снизу. Ее и так максимально упростили в плане возможностей и преимуществ для того, чтобы она была удобная для сельского жителя: с лояльной залоговой политикой, с самой низкой процентной ставкой, с коэффициентом залогового имущества, который подняли по отношении с предыдущими программами, с перечнем документов, который намного уменьшен, чем в предыдущих государственных программах.
К примеру, если в предыдущих программах необходимо было порядка 33 документов, чтобы получить льготный кредит, то здесь их 12 и часть из них не сложно достать, потому что eGov сейчас онлайн работает и любой человек может спокойно эти документы взять.
Вообще все началось с обучения акимов. Для того, чтобы программа работала, решили в начале июля обучить их. Наша главная задача как мобильной группы – провести информационно-разъяснительную работу.
– Почему сначала решили провести большую информационную кампанию? Ведь можно было сразу приступить к выдаче кредитов.
– Плюсом нашей работы является то, что человек уже сейчас может принять решение, хочет он воспользоваться этой программой или нет. Потому что на опыте своем мы знаем, когда уже приходит финансирование, то деньги быстро разбирают. А наш сельский житель, например, если делает какие-то пристройки, то не узаконивает их юридически. Бывает, что у него фамилия в удостоверении личности одна, а в техпаспорте другая. И вот эти четыре месяца до начала программы – это время, чтобы подготовиться. То есть, к примеру, узаконить свои постройки для того, чтобы по залоговому обеспечению оценку сделали вовремя, чтобы деньги они получили вовремя.
А не так, что деньги пришли, а залоговые документы не в порядке. И за месяц-полтора они начинают переделывать эти документы, а деньги-то быстро расходятся. А потом начинают проблему искать.
Тогда сельчане, по моему опыту, начинают говорить, что, мол, государство виновато. А на самом деле он сам виноват, что вовремя не узаконил свою пристройку, не привел в порядок техпаспорта и какие-то документы не переделал. Вот сейчас это все должно делаться заранее, на предупреждение. То есть в пользу сельского жителя. Это большое преимущество.
– Все ли нравится сельчанам в этом проекте? Все ли их устраивает?
– Да, мы слышим, чего они хотят. Объездив три области и около семидесяти населенных пунктов, мы увидели и систематизировали основные вопросы, которые волнуют сельского жителя. Мы их напрямую руководству передаем.
Это в первую очередь низкая оценка залогового обеспечения. Потому что в селах дома саманные, шпальные, каркасно-камышитовые и понятно, что их оценят не по такой стоимости, по которой максимально они могли бы взять кредит. Если максимально по проекту дают кредит в 2,5 тысячи МРП, что в перерасчете 7,6 миллионов тенге, а стоимость жилья сельчанина, к примеру, 1-1,5 млн, то им одобрят маленькую сумму, на которую они смогут взять максимум 1-2 коровы.
Мы видим, что в трех областях разные природно-климатические условия, разные условия существования, разные специализации сел. И понятно, что те, кто живет далеко от районных центров и от городов, им тяжелее сейчас в сбыте продукции. Им тяжелее, если нет дорог, есть очень большие инфраструктурные проблемы. Получается, кому они будут сбывать свою продукцию? Сейчас таких системных проблем, которые есть в селе, немало. И наше руководство поставлено в известность и они уже продумывают, что можно сделать.
Президент 10 августа своим указом отменил мораторий на проверки на земельных участков. Это уже плюс, ведь земель толком и нет для сельчан. Они просят земли для пастбищ, сенокосов, выпаса. Бывает, что во многих селах земель не имеется, чтобы заниматься сельским хозяйством, животноводством, к примеру. Если нужна земля для выпаса, значит, нужна земля для сенокоса. Сейчас очень дорогие корма. И нужно смотреть, как решить этот вопрос так, чтобы эта программа была удобна не только потому, что она спущена по условиям. Поэтому нужна всяческая поддержка сельчанам.
– Такая поддержка наверняка должна оказываться на местах, чтобы местные исполнительные органы работали в одной связке с партией.
– Да, действительно, и акимы на самом деле взаимодействуют с партией. Особенно, если это акимы избранные, то люди их слушают. Мне нравится, когда акимы в курсе сельских проблем и если есть определенные средства в бюджете, они прямо борются с этими системными проблемами.
Например, в селе Тургусун Восточно-Казахстанской области прямо при нас завели водообеспечение, асфальт положили. Это очень многое значит. Мы городские, и для нас водообеспечение как само собой разумеющееся, а для сельского жителя это манна небесная. И чтобы он мог жить как мы, надо много для сельского жителя сделать, и он должен много сделать.
– Возвращаясь к вашей непосредственной работе, хочу уточнить – вы лишь рассказываете о проекте, либо еще и консультируете сельчан? Ведь вы сами предприниматель и бизнес-тренер.
– Цель нашей информационно-разъяснительной работы – не только услышать, как они живут и обратную связь получить, но и дать им понимание того, что с этой программой они могут повысить свои доходы. Мы объясняем, что не обязательно начинать с какого-то большого бизнеса безработному, начинающему или самозанятому. Достаточно иметь свое личное подсобное хозяйство и применять свои навыки. Например, он сеет картошку и умеет это очень хорошо делать. Значит, он может это делать и в масштабных количествах. В больших объемах сеять и излишки продавать. И за счет того, что он излишки продает, так и повышает он свой доход.
Самая основная наша задача – показать человеку и рассказать. Мы видели и хорошие бизнес-кейсы самозанятых, и людей, которые в личных подворьях держат не только скотину, но и птиц. Видели бахчеводов, владельцев тепличных хозяйств. И это обычные местные жители. И вот на положительных примерах показать тем, кто не знает, с чего начать, сказать, что не обязательно придумывать велосипед. У вас есть свой навык, например, сажать огурцы, то его надо масштабировать, монетизировать и сделать так, чтобы излишки продавать и получать эту прибыль, тем самым улучшить свое благосостояние. Вот это вот основная цель.
Наряду с этим очень много вопросов было затронуто. Например, касающиеся молодежи. У них нет залогового обеспечения, но они хотели бы заняться бизнесом под такие проценты. И эти пожелания есть, и их мы тоже передаем руководству. Как систематизируются, так тоже постепенно эти вопросы будут решаться.
Хорошо, что есть четыре месяца и народ услышан. Физически мы все объехать не могли, но делаем так, что многие акимы способствуют тому, что на наши встречи приезжают жители из других сел. И некоторые акимы из тех сел, куда мы не заезжали, приезжали и слушали программу. И наша основная просьба была – передать всем сельчанам, чтобы они знали, что эта программа есть. В Instagram у нас своя страница есть. Там показывают не только разъяснительную работу, но и места, куда комиссия поедет. Люди могут видеть, в какую область, в какое село и когда приедет наша комиссия. И каждый местный житель в селе, где есть Интернет, может сам все посмотреть. Но иногда бывает так, что коммуникации проведены, но Интернет слабый и не «тянет» социальные сети. Тогда можно обращаться за информацией по номеру телефона горячей линии: 8-800-080-4441. Либо узнавать на местах у своих акимов.
Когда мы уже уезжали с округа, мне позвонила член партии «AMANAT» с этого округа и просила объяснить цель этой программы, чтобы она могла донести ее до своих избирателей. Сказала нам, что ей стали звонить люди с просьбой рассказать о программе. Оказывается, заинтересованных оказалось так много, что ей начали звонить, и она не успевала рассказать все тонкости этой программы. И я ей рассказывала, чтобы она была в курсе и людям рассказала. То есть уже обратный эффект пошел – люди заинтересованы.
Был случай, что мы уже уезжаем в другое село, а и за нами едет, догоняет нас сельчанин, подбегает и с таким интересом просит рассказать, потому что не успел на собрание. Несколько таких случаев было. То есть резонанс уже есть. Заинтересованные люди есть. Самое главное, чтобы люди уже отошли от иждивения и хотели трудиться ради своего благосостояния.
Знаете, мне так было приятно, когда мы с информационно-разъяснительной работой ездили. Когда становилось известно, что мы в какое-то определенное село заедем, то начинали приезжать акимы их других сел. Один аким так уговаривал меня заехать к нему в село, а я не могу физически, так как у нас жестких график и нас уже в другом селе ждут сельчане – их же собирают, а я не могу их бросить. У них целыми днями работа с раннего утра до позднего вечера, люди нашли время, чтобы встретиться с нами, и мы не можем нарушать график. Я хочу сказать, что акимы очень хотят, чтобы их сельский житель был в курсе, знал о программе из первых уст. Хорошо, что мы были обеспечены буклетами на русском и казахском языках и давали эти буклеты в подобных случаях. Там была информация и о сайте, и телефоны горячей линии. С такой информацией они уезжали и теперь они служат первоисточником для своего сельского жителя, до которого мы не доехали.
– Благодарю Вас за беседу!