Самат Нуртаза считает, что казахстанцы должны принимать активное политическое участие в жизни страны
Несколько месяцев назад казахстанцы поддержали реформы главы государства и проголосовали за поправки в Конституцию страны. Политолог Самат Нуртаза ответил на вопросы о реформах, предложенных Касым-Жомартом Токаевым и о том, как они отразились на рядовых казахстанцах в интервью Azattyq Rýhy.
Конституционная реформа предложенная Президентом коснулась таких важных вопросов как: переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчетным Правительством, совершенствование избирательной системы, создание Конституционного суда, регистрация политических партий.
- Пятого июня прошел референдум по Конституционным поправкам. В них говорилось о совершенствовании избирательной системы. Могли бы объяснить, что это значит? По каким принципам будет формироваться Мажилис?
- Если раньше столица могла отправлять любого акима в регион, теперь мы выбираем сельских акимов. В последующем, я думаю, будет выборность районных акимов, городских, областных и так далее. Считаю - это делается для того, чтобы разделить власть вместе с народом. То есть народ тоже должен принимать активное политическое участие в жизни нашей страны. Потому что это наша страна и у нас нет другой Родины.
Что касается выборности депутатов, то выборность 70 на 30, считаю, это правильным, потому что есть люди, которые не хотят быть ни в какой партии, но при этом хотят быть в Мажилисе. Они имеют на это полное право. И их будет 30%. Если, к примеру, в следующих выборах пройдет «AMANAT», «Ак жол», то 30% людей будут беспартийными, то есть они будут проходить по мажоритарной системе. Есть разные мнения и все они должны быть услышаны.
- После того, как эти реформы были закреплены на референдуме, стоит ли ждать досрочных выборов в Мажилис?
- Мое личное мнение, выборы будут у нас весной. Все-таки что-то мне подсказывает, что это будут март-апрель.
- Также поправки касались и политических партий, в частности, снижен порог на их регистрацию.
- Раньше было 20 тысяч человек, то теперь 5 тысяч, то есть каждый человек, который считает, что у него есть такая поддержка «энного» количества людей, он может создать партию. Но, конечно, для этого тоже есть свои требования: должны быть филиалы, представители. Нельзя просто взять и создать маленькую деревню с населением в 5 тысяч человек и сказать, что я открыл партию. Партия должна охватывать всю страну. Это, конечно, нелегкое дело и многие популисты голословно говорят: я открываю партию. Но это дело серьезное, в которое должны прийти люди с опытом.
- Это приведет к появлению новых партий или же активизируются существующие?
- И то и то возможно. У нас в стране много богатых людей, кто-то из них выйдет из тени. То есть раньше по тем или иным причинам человек должен был сидеть в тени, то теперь он может открыть свою партию, имеет на это право. Я думаю, такие бизнесмены у нас есть, ожидаю, что будут новые партии.
- Референдум прошел 2 месяца назад. Как его итоги отразились на обществе, есть ли уже какие-то перемены, выросли ли запросы казахстанцев на участие в политике?
- Нельзя оценивать всю страну по столице или Алматы. Есть мегаполис и есть глубинка. В мегаполисах люди более политически активны: они принимают участие в ней, сидят в соцсетях, а люди из провинции менее вовлечены. У них свои локальные проблемы. Считаю, что именно для городов референдум был ощутим, город это осознал и город это почувствовал. Должны работать областные, районные акимы, чтобы донести итоги референдума до населения в глубинках.
- Также должен быть создан Конституционный суд. Означает ли это, что есть какое-то недоверие к нынешней судебной системе и ее надо реформировать?
-У нас есть недоверие во всех сферах жизни. Что тут скрывать. У нас если спросить мнение о полиции, прокуратуре, то обязательно найдется некоторое количество людей, которые им не доверяют. Конституционный суд нужен и у людей, чьи права были нарушены, к примеру, право на митинг, они могут это обжаловать, пожаловаться в Конституционный суд. В реалиях современного Казахстана, думаю, это сработает.
- Как идет реформирование правоохранительной системы? Есть результаты? Отслеживаете ли вы эту тему?
- Отслеживать тему повода у меня нет. Но есть два человека - Ахметжанов и Бектенов, главы МВД и Антикора, считаю, что эти люди могут изменить ситуацию. Нужно время. Я понимаю, что даже сама фраза «дайте нам время» людей раздражает. Они ждали тридцать лет, но все же надо год-полтора дать, чтобы расчистить вот эти авгиевы конюшни, потому что и в Антикоре и в МВД, есть люди, которые не согласны с курсом главы государства.
- Появился запрет на занятие высоких должностей родственниками Президента. Как вы думаете это сделано под действующего Президента или на перспективу?
- Это мессендж нашего Президента в сторону будущих глав государства, для третьего, четвертого, пятого Президентов Казахстана, чтобы они не повторяли ошибок прошлого. Я лично так это воспринял.
- Сейчас в мире наблюдается глобальная нестабильность. Все эти реформы были сделаны на упреждение? То есть повлияли ли события в мире на то, что мы эти поправки приняли, закрепили их в Конституции?
- Стопроцентный ответ на этот вопрос знает только сам Президент. Для меня со стороны обывателя видится, что для такого государства, как Казахстан, внешние факторы тоже играют важную роль. То есть конфликт в Украине, в Нагорном Карабахе, стрельба на границе Кыргызстана с Таджикистаном. Вот вчерашняя ситуация с Ненси Пелоси и Тайванем – все это сказывается. Вы не забывайте, что наш Президент - дипломат и он какое-то количество времени провел за границей и понимает, что геополитическая ситуация сильно влияет на внутреннюю политику любой страны. Нам нужно усилить армию, бороться с внутренней коррупцией, бороться с бедностью. Проблем много в стране, и они решаются, медленно, но верно решаются.
В свою очередь госсекретарь РК Ерлан Карин заверил, что эффект от конституционной реформы ощутит на себе каждый гражданин страны. Особое внимание он уделил тому факту, что конституционный совет будет преобразован в конституционный суд (КС). Это, по его словам, не только переименование и смена вывески. Конституционный суд – это абсолютно новый государственный институт с более широкими полномочиями. КС будет иметь право отменить любой закон или иной правовой акт, если они буду противоречить Конституции. «Но кто же будет иметь право обратиться в КС? Это – Президент, председатели Сената и Мажилиса, не менее 20% от депутатов парламента, премьер-министр, уполномоченный по правам человека, генпрокурор и самое главное – любой гражданин страны, если он посчитает, что его права и свободы нарушил какой-либо нормативно-правовой акт», - отметил Карин. Он добавил, что решение КС вступает в силу с момента его принятия, является общеобязательным на всей территории РК и обжалованию не подлежит. Состав КС будет формироваться президентом, парламентом. При этом ни один судья не может состоять в какой-либо партии.