Туристический Казахстан: проблемы и перспективы. Часть 2
Меры государственной поддержки, призванные помочь туризму, на деле оказались нерабочими
В первой части интервью мы поговорили с президентом Ассоциации туроператоров Казахстана Инной Рей о проблемах, накопившихся в сфере туризма. В этом материале Azattyq Rýhy вместе с экспертом обсудим пути их решения. Что именно позволит нашей стране стать туристической зоной отдыха не только для своих граждан, но и иностранцев, читайте далее.
– Инна Юрьевна, вы уже поведали нам о причинах, не дающих туризму встать с колен. Теперь давайте разберемся в том, как от них избавляться. К примеру, государство предложило в этом году семь мер поддержки сферы. Помогут ли они покончить с этими проблемами? К примеру, чиновники решили платить туроператорам за каждого иностранного туриста по 15 тысяч тенге, запустили программу «Kids go free». Но, на мой взгляд, это не первостепенные проблемы, такие как строительство нормальных дорог к курортам, инфраструктуры на этих зонах, оснащение нормальными туалетами, в конце концов. Что вы думаете на этот счет?
– Государство, конечно, впервые стало думать о комплексных мерах поддержки туризма. Вот что касается «Kids go free» – это очень здорово и интересно. Но приходят в офис туристы, и что может предложить им туроператор? Те самые объекты, которые не хотят работать с туркомпаниями. Те самые объекты, которые не соглашаются принимать деньги, отправленные через банк. Те самые объекты, в которых детям нечем будет заниматься. Те самые объекты, где сервис будет ниже плинтуса.
И самое главное, если в ценовом отношении посчитать затраты на поездку в места размещения в Казахстане, и посчитать цены, которые платит человек за поездку в Египет, в Анталью или Эмираты, то мало того, что это будет значительно дешевле. Мы еще и встретимся с другим парадоксом. Люди ведь платят еще и за сервис, и они, по крайней мере, приедут оттуда довольные, счастливые, что у них был отдых, который будет вспоминаться, а не нервы, злость, зачастую кулаки идут в ход во время отдыха на территории Алаколя.
Боровое, которое находится рядом с Нур-Султаном. Даже здесь не смогли решить элементарный вопрос. Вот накануне сообщили, что 270 тонн мусора оставили после себя гости Борового. Город совершенно не в состоянии с этим справиться. Нет возможностей.
Я хотела бы сказать, что развитие туризма в итоге происходит эклектично. У нас все меры господдержки, все исследования производятся неквалифицированными людьми либо неквалифицированными организациями, либо посторонними.
У нас тоже любят пользоваться и заказывают исследования специалистам из других стран, которые зачастую не всегда правильно понимают, что происходит в стране, потому что они пришлые. А во-вторых, не отвечают за последствия тех решений, которые они предлагают, за эффективность их предложений, которые они делают за большие, огромные деньги, которые им платит Казахстан.
В итоге я думаю, что мы сейчас уткнулись лбом в проблему, которая совершенно очевидна – развитие туризма в стране должно происходить с постоянным присутствием научно-исследовательской работы, которую должен делать научно-исследовательский институт. Я считаю, что сейчас это важнейшее условие – создание института, который будет анализировать проблемы, поднимать их, изучать, исследовать, а затем давать рекомендации и отвечать за выданные рекомендации, потому что он будет находиться внутри страны.
Решать этот вопрос необходимо очень быстро, потому что в противном случае у нас может возникнуть такая ситуация, когда непоправимые проблемы произойдут с нашими туробъектами, и в целом в стране мы увидим ситуацию, когда туризм из блага превратится просто в разбойное шествие иногородцев, иностранцев и все прочее.
– Продолжая тему господдержки по тем семи мерам. Какие из них вы бы назвали действительно эффективными, а какие можно было вообще не вводить? К примеру, та же упомянутая программа «Kids go free» оказалась нерабочей?
– Практически все обратили внимание на «Kids go free» – программа на многодетные семьи. Куда-то нам удалось направить поток, какое-то количество туристов у нас выехало с использованием этой меры. Но она разбивается о то, что мы не можем предложить такое количество и сервис, чтобы отправить туда казахстанских граждан и знать, что они там получат то, что ищут в отпуске. Поэтому эта мера не получила большое распространение.
Потом еще то, что касается оплаты за каждого иностранца. Когда эту меру обсуждали, мы отстаивали, чтобы эти деньги платили только в том случае, если люди воспользуются авиаперевозками. То есть это туристы из дальнего зарубежья, которые будут действительно пользоваться туристической инфраструктурой и отелями, которые есть в стране. На сегодняшний день очень размазана эта тема и получается, что при желании можно компенсировать пребывание людей, которые приехали сюда поработать. То же самое можно подвести под все предложения. Поэтому я думаю, что все те, кто начали завозить сюда людей самолетами, для них это будет иметь серьезный эффект.
А то, что касается инвестиционных вложений, к сожалению, пока был принят закон, время ушло. Может быть, следующий год покажет, насколько это интересно. Сами по себе меры неплохие. Но мы не успели их применить – они слишком поздно вышли. Почему-то везде выставляются определенные временные рамки и их не всегда можно выполнить. Поэтому по ним можно будет сказать позже.
А по «Kids go free» люди приходят, но, посчитав свои затраты, во-первых, потому что это дорого, а во-вторых, потому что сервис не всегда можно получить тот, на который рассчитывали. Хотя очень много у нас туристов, которые возвращаются, счастливы и рады, что у них получилось поехать при такой экономии бюджета.
– А помимо создания научно-исследовательского института туризма, какие еще решения вы бы предложили?
– Все остальное должно идти постепенно. К тому же нельзя, чтобы я предлагала, вы или другие. Предлагать должно экспертное сообщество, которому можно доверять, которое прежде чем что-то предлагать, изучило, исследовало, посмотрело все.
У нас есть университет туризма. И во всяком уважающем себя вузе есть отделение туризма, где учат людей, которые в подавляющем большинстве потом в отрасль не идут. Тут есть особенности именно в туристическом образовании, когда практика и образование сталкиваются в серьезном конфликте. Потому что получив высшее образование, оплаченное родителями или самостоятельно, после этого он должен прийти и делать самую черновую работу.
Да, работа обычно и должна начинаться с низов, но здесь уже слишком. Это низкооплачиваемая работа, как правило. Это работа, которая традиционно исполняется у нас людьми, у которых ничего не получилось в жизни. Либо это работа, которая рядом с домом или еще какая-то причина.
А к нам пришли уже цепочки международных отелей, которые показывают, что эта работа благородная, важная, работа, которая называется сервисом – это сложная, ответственная деятельность и она хорошо оплачивается. Только-только этот процесс начинается.
Поэтому зачастую, получив туристическое образование, люди стараются устроиться везде где угодно и кем угодно, но не идти в турсферу. Это тоже большая проблема.
Плюс еще нам нужно налаживать статистику. Статистика у нас ни к черту. Кого у нас считать туристами? Как они считаются? Кто их считает? У нас статотчетность практически отсутствует. Из-за того, что в нашем туризме вся оплата происходит наличным расчетом, очень большой поток серого бизнеса. Его тоже нужно выводить. Инструменты есть, но они до сих пор не приняты.
Туризм должен быть сферой открытой, доступной, понятной и только тогда, может быть, можно будет говорить о перспективах и о правильном построении каких-то флагманских направлений. А мы сейчас считаем по принципу «кажется», когда у нас цифры разные и с разных источников.
Нам говорят, что к нам 8 миллионов туристов приезжают. Откуда мы это знаем вообще? У узбеков, которые завалены туристами, у них их два миллиона. А у нас где они? Туристов не сыщешь днем с огнем – восемь миллионов. Все-таки есть какие-то проблемы с ведением статистики. С этим со всем нужно наводить порядок.
Это, конечно, может быть не панацея, но если его сразу правильно строить и правильные задачи ставить с привлечением ученых людей, которые знают, как строить эти матрицы, из чего собирать аналитику, что считать репрезентативным, а что нет, как правильно выбирать, сравнивать, отторгать, что-то запрещать. Вся эта аналитика нужна среди профессионалов.
А у нас по-прежнему – я съездила в Россию и там вот такое. А давайте у нас сделаем. У нас так все решается. Другой кто-то съездил в Германию, там увидел что-то, и предлагает «Давайте так сделаем, как в Германии». А то, что Россия и Германия могут совершенно не совпадать по структуре населения и так далее? Мало ли какие еще нюансы могут быть, которые не учитываются. А потом начинают все это быстро финансировать. А в результате мы имеем дело с провалами и просто растранжириванием государственных средств.
– Инна Юрьевна, благодарю Вас за столь содержательную беседу. Уверена, что несмотря на все трудности, туризм будет процветать в нашей стране.