Баловень судьбы. Хотиненко – о кино, друзьях и радостях жизни

Автор: Azattyq Rýhy

Именитый режиссер побывал на малой родине

Фото: folk-lab.ru

Можно сказать, что наш земляк, российский кинорежиссёр Владимир Хотиненко – баловень судьбы. Он благосклонно принимает её подарки и уроки. Жизнь часто подкидывает ему необычайные сюрпризы, какие бывают только в кино. Если изложить жизнь режиссёра в книге, читатель может воскликнуть, как Станиславский: не верю! Но, жизнь – это сложная штука! И так, слово Владимиру Хотиненко, передает Azattyq Rýhy.

Архитектор кино

Однажды мой друг Коля, с которым мы вместе учились и тренировались, мне говорит: ты рисовать умеешь, я умею, давай поступим в архитектурный институт в Свердловске. А я про архитектурный институт и не думал никогда. Я хотел быть дипломатом. Я в школе даже экзамен по английскому не сдавал – перевёл книжку в десятом классе с английского на русский. Хотел в МГИМО поступить… Но, пока я думал, судьба сделала поворот, и мы поступили в архитектурный.

Я увлёкся через годик. Даже на третьем курсе мог быть первым Ленинским стипендиатом в истории архитектурного института. Но, обнаружилась тройка по истории КПСС на первом курсе. Это погубило. А я увлёкся архитектурой, я уже архитектор, у меня борода. Потом была дипломная работа. И тут у меня, как глаза открылись: ну подожди, а что ты будешь строить? На дворе 76-й год, перспективы совсем смутные. Мне начинают предлагать хорошую работу, аспирантуру, но я понял, что это отрезание хвоста по кусочкам. Это продление агонии. Потому что, той перспективы строить «что-то эдакое» нет.

Я принимаю решение, которое выглядит в глазах окружения абсолютно идиотским – пойти в армию, чтобы подумать, как дальше жить. Иначе придётся три года отрабатывать. Тогда дисциплина была железная – тебя учило государство – три года отработай. Поэтому ушёл на год в армию. Родители были огорчены. Но судьба плетет свои нити.

Где-то через полгода службы в армии судьба свела меня с Никитой Михалковым (он приехал в Свердловск на премьеру своего фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино», – авт.), с которым я поговорил, рассказал случаи армейские. Он говорит, может, тебе в режиссуру пойти? Вот судьба! После армии я позвонил ему в Москву. Встретились. И вот я стою перед вами – у меня 28 названий фильмов, я достаточно известный режиссёр, но всё равно считаю себя архитектором.  Никита Михалков как-то сказал, у тебя и фильмы какие-то архитектурные.

Для справки: Владимир Хотиненко, 66 лет. Российский кинорежиссёр, актёр, сценарист, педагог. Народный артист и Заслуженный деятель искусств РФ. 61 работа в 42 кинопроектах. Премии «Киношок», «ТЭФИ», «НИКА», Гран-при Международного кинофестиваля в Монреале и др. Родился в 1952 году в Славгороде в семье рабочих. В 1965 году переехали в Павлодар. Сестра – Татьяна Кузина (Хотиненко) более 20 лет возглавляет Славянский культурный центр Павлодарской области. Владимир Хотиненко в школе был отличником. Занимался лёгкой атлетикой, был чемпионом КазССР по прыжкам в высоту. Активно участвовал в молодёжной военно-патриотической организации «Гринабель». Мечтал стал лётчиком. Но из-за проблем со зрением оставил эту затею. Решил стать следователем и поступил в Свердловский юридический институт, который бросил, поняв, что это не его. Работал художником на Павлодарском тракторном заводе. В 1976 году окончил Свердловский архитектурный институт. Отслужил в армии во внутренних войсках МВД. Находясь в увольнении, случайно познакомился с кинорежиссёром Никитой Михалковым, который и определил его судьбу. После армии Хотиненко устроился художником на Свердловскую киностудию. В 1980 году Никита Михалков пригласил его ассистентом на съёмки своего фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Окончив Высшие режиссёрские курсы (мастерская Михалкова), Хотиненко уже работал режиссёром-стажёром на съёмках фильма своего учителя «Родня». В 1984 году, как режиссёр, снял дебютный фильм «Один и без оружия». Сейчас Владимир Хотиненко заведует кафедрой режиссуры во ВГИКе. Преподаёт режиссуру на Высших курсах режиссёров и сценаристов игрового кино. Руководит Мастерской Факультета режиссуры в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». Член Патриаршего совета по культуре Русской православной церкви, член Общественной палаты Российской Федерации. Был трижды женат. Сын от первого брака Илья Хотиненко – кинорежиссёр. Дочь от второй жены, Заслуженной артистки Узбекской ССР Дилором Камбаровой, Полина живёт в Лос-Анжелесе, работает костюмером. С 1996 года женат на Татьяне Яковлевой. Она киновед, кандидат искусствоведения, преподаватель истории кино во ВГИКе.

Хотиненко с супругой посетили павлодарский Международный кинофестиваль «Ertis Сinema», где пообщались с павлодарскими зрителями.

ВГИК – это судьба

Я в свое время поступал во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии, г. Москва, – авт.). У меня уже было архитектурное образование. Приемных экзаменов во ВГИКе – три тура, где пытаются определить, есть способности или нет. И меня на первом туре вышвырнули по-чёрному – поставили кол из пяти баллов. Я испытал унижение невероятное совершенно. Помню, вышел на крыльцо – это легендарное место, тут Тарковский, Шукшин, и я весь обос… Ну, в общем, до сих пор, когда оказываюсь на крыльце ВГИКа в солнечную погоду, ко мне возвращается это чувство. Но, самое замечательное – я ведь там сейчас заведую кафедрой режиссуры. Кино сними такое, скажут, так не может быть! Но, к счастью, жизнь богата такими сюрпризами.

Любовь на Киношоке

50 лет тому назад я сидел в этом кинотеатре (встреча с Хотиненко в Павлодаре проходила в концертном зале «Достык», бывшем кинотеатре «Октябрь», – авт.). Смотрел разные фильмы. Когда я учился в девятом классе, был влюблён в польскую актрису Полу Раксу. И у меня на каждой тетрадке, поскольку я рисовал хорошо, был портрет Полы Раксы. Я вот здесь сидел, смотрел фильм «Пепел». Мы с тобой познакомились на «Киношоке» (обращается к своей супруге Татьяне Яковлевой, – авт.), и приехала Пола Ракса, уже пожилая женщина, конечно, она старше меня. И когда я ей рассказал эту историю с тетрадками, она растрогалась невероятно.

…Люди по-разному встречаются. С Татьяной Витальевной мы познакомились на фестивале «Киношок». Я был постарше её, наглее. В общем, произвёл на неё крайне неприятное впечатление – самодовольный, самовлюбленный человек. А она, наоборот, мне понравилось. Я хотел с ней познакомиться. Но, наткнулся на такой холодный взгляд, который не предвещал ничего хорошего.

Потом я стою на вокзале и вдруг вижу, по перрону идёт в развивающемся белом плаще та самая девушка, которая меня отшила. Я подумал, или сейчас к ней подойду, или никогда. Спущусь к ней по ступенькам, подам руку… И при новых обстоятельствах (я уже трезвый) мы выйдем на новый уровень отношений.

Я спускаюсь по ступенькам и натыкаюсь на разочарование: господи, и вы здесь! С этого у нас всё начиналось и больше 20 лет длится. Это называется драматургический поворот, который ценится в кино.

Как рождаются идеи

Мой любимый актёр Сергей Гармаш рассказал такой анекдот: на улице ходят телевизионщики, опрашивают, как вы познакомились с вашей женой? Разные люди рассказывают разные обстоятельства. Подходят к мужику, он стоит и курит. Как вы познакомились с вашей женой? Он, смачно затянувшись, выдохнул: судьба… Винить некого… Также у меня с темами для фильмов.

Например, как родилась идея фильма «Рой»: я летел в самолёте сюда в Павлодар к родителям. Кто-то забыл журнал «Новый мир» в кармашке кресла. Я открываю его, случайно вижу какой-то роман «Рой» писателя Алексеева, которого я не знаю. Открываю случайную страницу и читаю сцену, еще не зная содержания романа, как чёрный дог подползает к ослеплённому медведю и начинает вылизывать ему глаза. Это меня зацепило. Я прочитал остальное. Как только прилетел в Павлодар, быстренько звоню на студию: связывайтесь с автором, покупайте права, я буду писать сценарий. Более того, я снял эту сцену. Нашёлся медведь, дрессировщик, собака. Я это материализовал. Вот это судьба. Не забыли бы журнал – не было бы фильма Рой.

У меня был такой период, когда я снимал фильмы, которые очень рифмовались с происходящим. Фильм «Рой» – большая, серьезная картина про распад семьи. И в этот период распадается Советский Союз. Я «Рой» как раз показывал на фестивале во Франции. Мы уехали из Советского Союза, а возвращались в СНГ.

В 1991 году я снимаю «Патриотическую комедию». Первый путч. И у меня в кино это есть. 1993 год – фильм «Макаров». Путч 93 года. 1995 год – фильм «Мусульманин» – Чечня.

Меня даже стали спрашивать: ты чего там дальше снимать собираешься? К чему готовиться? Но, это было не предчувствие, просто – ощущение времени.