Баловень судьбы. Хотиненко – о кино, друзьях и радостях жизни. Часть 2
Режиссер с супругой посетили Павлодар
Можно сказать, что наш земляк, российский кинорежиссёр Владимир Хотиненко – баловень судьбы. Он благосклонно принимает её подарки и уроки. Жизнь часто подкидывает ему необычайные сюрпризы, какие бывают только в кино. Если изложить жизнь режиссёра в книге, читатель может воскликнуть, как Станиславский: не верю! Но, жизнь – это сложная штука! И так, слово Владимиру Хотиненко, передает Azattyq Rýhy.
Они спаслись
Когда вышел фильм «72 метра» – это был самый кассовый фильм. Он вызвал такой замечательный резонанс. Причём, критики отнеслись очень язвительно. Но, мне было глубоко наплевать на их мнение. Потому что, когда мы устроили в Доме кино показ для вдов моряков «Курска», одна вдова подходит, кланяться мне, и говорит: спасибо вам за наших ребят!
И всё, никаких призов тебе не нужно! В этот же период я выступаю на радио, подходит хозяин радиостанции, серьезный, деловой человек: Владимир Иванович, я вас отсюда не выпущу, пока вы мне не ответите на один вопрос, который вам задаёт мой шестилетний сын: спасутся они, или нет? Я ответил: скажи ему, я снимал, что спасутся.
Тут монолог Хотиненко дополняет его жена Татьяна Яковлева: музыку для этого фильма написал Эннио Морриконе. Написал с таким чувством, помня о «Курске» и об этих ребятах. После записи музыки, он пригласил нас в Рим на обед с его семьёй. Морриконе произнёс тост, который мы запомнили на всю жизнь: а мне совершенно не важно, спаслись они, или нет, главное, что они спасли свои души.
Сотовый кинематограф
Сегодня кино стало просто снимать: достаточно достать из кармана телефон, хотя, он уже и телефоном-то не называется – айфон. Но в Европе на крупных фестивалях уже показывают фильмы, снятые на эту штуковину. Мне кажется, что кино благодаря этому демократизировалось. Теперь даже ребёнок может снять кино. Это, как рисунок. Но Татьяне кажется, что из-за этого кино упростилось и даже растлилось.
Снимать стало очень удобно. Увидишь иногда какого-нибудь интересного персонажа – человек так одет – это уже половина характера. Я раньше приходил домой и быстренько зарисовал по памяти. Сейчас можно втихушку достать телефон снять, и всё. У меня есть коллекция таких персонажей, сюжетов. Я как-то в метро ехал, там сидела женщина не очень красивая и с ней ребёнок. Вокруг была какая-то суета, а вокруг них, какой-то ореол – они сидели такие одновременно счастливые и несчастные. Я взял на себя грех и снял, чтобы потом это пригодилось. Это, как записные книжки у писателя. Недавно по улице ветром носило пакет черный, как аллегория мрачная такая. Я, конечно, его снял. Как он болтался – ветер, машины… Такая драматургия! Это и есть, собственно говоря, кино.
Сейчас есть ещё одна тема для фильма, тоже связанная с телефоном: человек-неудачник находит телефон удачливого человека, у которого всё состоялось. Он открывает этот телефон, а там – Венеция, жизнь, которая ему и не снилось! И вот он листает эту чужую жизнь. Потом с ним связываются. Он возвращает этот телефон. Не берёт вознаграждение. А он скачал всю информацию с того телефона и начинает разрушать жизни этих людей – успешных мужчины и женщины.
Демонизация революции
Я два с лишним года занимался проектом, посвященным 100-летию революции – «Меморандум Парвуса». Это телевизионный проект. В полной режиссерской версии он был восемь серий и прошёл по каналу «Культура». У нас была договоренность с продюсерами, что они сделают свою трёхсерийную версию «Демон революции» и её покажут по каналу «Россия».
Сейчас я делаю двухчасовую версию для кино. Нашлись серьёзные дистрибьюторы, которые проверили, что есть спрос за границей. Я хочу сделать фильм – историю поезда, который привёз Ленина. Поезда, который изменил историю России. В восьмисерийной версии охвачен довольно продолжительный период – с 1915 по 1917 годы – Берн и Цюрих. А здесь – только поезд. Буквально, с момента Февральской революции, которую Ленин прозевал. Его драма очень трогательная сама по себе.
Столько материала нашли фантастического! Совсем другой существующей реальности. Когда мы уже выпустили фильм, меня и исполнителя роли Ленина Женю Миронова пригласили на передачу «Агора», которая идёт на канале «Культура». Историки пришли с книгами – тут вы не так показали, тут вы не то увидели. Один очень въедливый историк спрашивает Евгения Миронова: вы какие работы Ленина читали? К этому моменту Евгений Миронов уже был раскален до предела. Он сказал: Апрельские тезисы!
Сейчас с материалами легко. Это раньше было сложно. Много закрытого было. А сейчас вышло много интересных книг, есть интересные исследования немецкие. Я даже цитату специально выписал: «И Чингисхан, и Наполеон, и Александр Македонский – дети по сравнению с Лениным, с тем, что удалось сделать этому человеку». Немцы писали по меморандуму Парвуса, имя которого нам вообще было неизвестно. А этот человек сыграл свою роль, очень значительную.
Парвуса и Ленина объединяли даже какие-то связи мистические – оба умерли в 1924 году. Оба умирали в одиночестве – Ленин в Горках, Парвус на дорогой вилле на острове под Берлином. Да и идеи у них совпадали. Можно сказать, Парвус воспитал Троцкого. И Ленин читал его работы. Идея Всемирной революции принадлежала Парвусу. Троцкий взял её на вооружение. Потом Парвуса отодвинули, стал нерукопожатный. И так далее.
Материалы я не буду цитировать, потому что их очень много. Но меня больше всего заинтересовали воспоминания разных людей о Ленине. Я собирал их в интернете по кусочкам. Знаете, у меня сценарий начинается с эпиграфа, принадлежащего Рериху: «встречают какого-то великого полководца, народ ликует. Стоит в стороне женщина и плачет. К ней подходят: как же так, при такой общей радости? А она ответила: как же мне его жаль! И в этом есть истина. Для кого-то Ленин злодей законченный, для кого-то совсем наоборот. Но он был великий человек и всё, точка! Революция – это величайшее событие в истории человечества. Да, для нас трагическое. Это предмет для исследования. Но это неумолимый исторический процесс. Ну, без крови истории не было вообще! Я принципиально изучал этот вопрос: а было ли в истории какое-нибудь значительное явление, которое обошлось бескровно? Нет! Видимо, это в природе человеческой. Видимо, это какой-то закон. Во всяком случае, белых и пушистых там не было.
Пожелания кинофестивалю «Ertis Cinema»
Я надеюсь, что павлодарский кинофестиваль будет не одноразовым действием, а станет регулярным. А так, совершенно очевидно, что программа очень хорошая. В большом количестве фестивалей нужно найти свою нишу, свою изюминку. Мне кажется, что она уже есть – это короткий метр.
Обсуждение поддержала Татьяна Яковлева: я думаю, что нужна очень хорошая команда энтузиастов, профессионалов, которые бы этим занимались. Потому что те кинофестивали, которые прижились, и пользуются авторитетом, например, Фестиваль дебютного кино в Омске, его делает та же команда, которая делает «Кинотавр». Это фестиваль, на который молодёжь продвинутая, кинематографическая, мечтает попасть и получить там приз. В прошлом году первый раз был фестиваль в Нижнем Новгороде «Горький Fest». Это фестиваль российского кино. Его организовывают выпускники ВГИКа, знающие современные кино, которые были в Каннах и ещё где-то. Они хотят делать современный фестиваль, который бы ещё питал киноиндустрию, потому что они там хотят создать площадку для съемки фильмов. И тогда это начинает жить.
Фестиваль короткого метра есть в Калининграде, он называется «Короче». Он такой, наверное, больше западный. Здесь этот регион нужно сфокусировать.
– Нужна идея, в общем, – продолжает Владимир Хотиненко. – У Каннского фестиваля – своя ориентация, у Берлина – своя, у Венеции – своя. Например, в Екатеринбурге тема – человек труда. Мы тут видим, что ниша пустая, и кино немного, и забытая тема. И вдруг оказалось, что есть документальные фильмы, телевизионные программы, и даже игровые удалось собрать картины. Мы поехали, увидели такие невероятные вещи! Я просто забыл, что это есть.
У нас в 93-94-м году был кинофорум молодежный «Серебряный гвоздь». Правда, он просуществовал недолго. Я был президентом этого фестиваля. У нас там был простой принцип: на конкурс брали все фильмы – документальные, анимационные, игровые. А дальше выбирался общий победитель. Представляете, задача какая? Потому что, моя непоколебимая точка зрения – есть кино, или нет «кина»!
Самый полезный фильм
Бывшая жена Феди Бондарчука Светлана проводит много лет киноаукцион – она приглашает известных режиссёров, которые должны принести что-нибудь – кинопробы, или снять что-то. Приглашает богатых людей, мы сидим в хорошем ресторане. Ксения Собчак – ведущая аукциона. Богатые люди покупают это. Их деньги идут больным детишкам. Причём, она говорит: лот такой-то, фильм Хотиненко, а деньги уйдут, например, Мише Иванову, и показывают этого ребёночка. Я три раза участвовал в этом аукционе. Один раз, мы «Бесов» снимали, я группу поднял и на энтузиазме мы сняли фильм «Кузнечик», не затратив на него ни копейки. Это самый полезный мой фильм. Потому что его купили на аукционе за 65 000 евро. Эти деньги ушли детишкам.
Для главной роли был отобран мальчик, который в Ералашах снимался. Нам выезжать на съёмку утром нужно, звонит мой бессменный ассистент Инна: мальчик заболел. А у нас один только день был для съёмок. Я говорю: мы выезжаем на съёмочную площадку, а ты беги в ближайшую школу и найди какого-нибудь мальчика. И она нашла. Он никогда не снимался. Я рассказываю ему сюжет: мальчишка коробок пинает, видит там мёртвого кузнечика. И он не знает, он его убил, или не он. Хочет похоронить, но тут кузнечик оживает. Вначале съёмок кузнечик был мёртвый. Мальчик деликатно спрашивает, а этот кузнечик потом точно оживёт? Я говорю, конечно, оживёт! Мы же про это снимаем.
Хорошо. Мальчик коробок попинал, всё сыграл. Дальше снимаем сцену оживления. Мы всё это сняли часа за четыре. Он так коробочку открывает, сняли, закрыл коробочку. Потом говорит, Владимир Иванович, а это ведь не тот кузнечик! У того пятнышки были. А это был, конечно же, не тот – мой ассистент привёз мне 20 кузнечиков. Меня это пробило напрочь. Я говорю, тот просто устал, отдыхает, конечно же, он не может сниматься. Не знаю, насколько он поверил, но когда стали заключительный дубль снимать, мальчик могилку для кузнечика выкопал и хотел убежать, но, вдруг зарыл могилку, хотя такой установки не было. Ему захотелось, чтобы никаких следов не осталось от этого горя. История простая, но на самом деле сложная, как и вся наша жизнь.