Предметы вооружения, к примеру, часто находят в древних погребениях
Чем украшали свои косы девочки в Прииртышье много веков назад? А кто наводил панику и ужас на пещерных людей миллиона полтора лет вглубь веков? Или почти рядом через мостик времен – во что наряжалась знаменитая певица Майра Шамсутдинова? Эти экспонаты не должны дремать в запасниках, считают музейщики. Ведь на деле получается, что почти 50 % экспонатов музея хранятся в фондах, и посетители не могут их увидеть, передает Azattyq Rýhy.
«А ведь есть удивительные экспонаты, которые порой трудно связать с общей экспозицией. Во время обзорной экскурсии от большого потока информации внимание рассеивается, и эти раритеты теряются на общем фоне. Для того чтобы выдвинуть их на первый план и была подготовлена эта выставка. Представлены артефакты не в традиционном понимании этого слова, но являющиеся интереснейшими экспонатами из коллекции музея. И самое главное, все они со своей историей, пусть не обладающие большой стоимостью, но бесценные и дорогие памятью места и временем, заключенным в них», - говорит руководитель отдела экскурсионно-массовой работы музея Надежда Майба.
К слову, перед входом в зал с нынешней выставкой на большом экране проецировали фотоснимки из музейной жизни – за долгие десятилетия работы. И это тоже та невидимая часть, которую хотелось представить посетителям.
Директор музея Арман Алиакпаров отметил, что даже в объемных тематических выставках не всегда удается показать все экспонаты. «Хорошо, что у нас много выставочных залов, так, в 2019 году в Павлодаре появился новый музей «Ертiс». В юбилейный год мы организуем много разных событий. И постараемся максимально показать наши раритеты», - заявил он. За 80 лет в фондах музея было собрано значительное количество уникальных археологических артефактов.
«Это сарматский меч и кинжал. Предметы вооружения часто находили в древних погребениях. Их редкость не в этом, а в сохранности меча. Обычно до нас доходят сильно коррозированные остатки. Есть украшения колчана для стрел: в Казахстане имеется только один подобный памятник, где были найдены такие предметы. Они были украшены растительным орнаментом, животными. Еще одна редкость – детский накосник. В основном, известны мужские погребения, где есть вооружение и конское снаряжение. А в 2012 году мы проводили раскопки и обнаружили древнее детское погребение девочки. Где находились, как мы предполагаем, украшения накосники. Эти подвесы вплетались в косы. На картине мы попытались представить, как это могло выглядеть многие столетия назад. Это уникальная находка», - рассказывает заведующий отделом археологии, палеонтологии и современной природы Павлодарского историко-краеведческого музея Георгий Пересветов.
Экспонаты поступают в музей в трех случаях – дарение, закуп или археологические и этнографические экспедиции. А в основе музейной деятельности стоит научно-исследовательская работа. А посмотреть на результаты работы музейщиков интересно не только туристам. Это еще и возможность лучше узнать историю и культуру родного края.
В «Бенефисе музейных раритетов» приняли участие разные вещи разных эпох. Следы жизни человека и природы за столетия и даже миллионы лет. Это одежда знаменитостей, подлинное убранство юрты, антикварные книги 17 века, редкости из археологических раскопок, буковые кресла из фотопавильона Дмитрия Багаева. Это подлинная конструкция ортеке – и игрушка, и искусство для выступления виртуозов-домбристов. Граммофон, доспехи и оружие кимакского воина, реконструкция уникального китайского зеркала с драконом из шкатулки средневековой знатной девушки. А также старинная сахарница из серебра, которая была найдена в одном из храмов Павлодара в 2011 году при реконструкции.
«Павлодарский музей – один их старейших музеев Казахстана, наряду с музеями Семея, Астаны, Костаная. Наш музей возник как городской музей в самые тяжелые для нашей страны годы – в 1942-м. Несмотря на это, культуре уделялось огромное внимание. Потому что музей имеет большое воспитательное, историко-культурное значение, интересно было знать, изучать свою историю. Создание музея породило краеведческое движение в Павлодаре, которое процветает и сейчас. Первый энтузиаст, любитель истории и краеведения – фотограф Дмитрий Поликарпович Багаев. Именно он создал историко-краеведческий музей. Экспонаты, которые он собирал всю жизнь, легли в основу первой экспозиции музея. Музей – это не материальное, а духовно: это общение с древними, старинными вещами. Обращаясь к молодежи, хочу призвать к духовному стремлению, интеллектуальному и культурному развитию. Со временем вы все равно придете к этому осознанию», - рассказывает Виктор Мерц, археолог, директор историко-краеведческого музея с 1998 по 2000 годы.
А музею Виктор Мерц пожелал расширения музейной деятельности и филиалов. И обещал поделиться с креативной молодежью и музейщиками идеями по созданию новых интересных музейных проектов и объектов.
Между тем, музей развивается и с помощью неравнодушных людей. Так, экспонатом музея стали старинные ставни, которые удалось спасти от разрушения благодаря публикациям краеведа, ветерана телевидения Людмилы Баюшевой.
«У каждого человека остаются впечатления, когда он впервые попадает в музей. Я была еще дошкольницей, когда в первый раз побывала в музее, который тогда находился по адресу ул. Ленина, 129, это старинный дом купца Сорокина. Сейчас там находятся фонды. Я на всю жизнь запомнила таинственный полумрак музея, скрип старинных ступенек, загадочные экспонаты. Так зародился интерес. Начинаешь больше узнавать, читать, возникает гордость за то место, где живешь. Я выражаю особую признательность сотрудникам музея – с самого детства мне они казались людьми необыкновенными. Их называют мостиком между прошлым и будущим. На них лежит огромная историческая миссия. Они – хранители времени», - поделилась воспоминаниями Людмила Федоровна.
Загадки истории с ответами и без
Сколько еще тайн хранит наша земля? Памятники времен, в буквальном смысле, у нас под ногами. Тот же знаменитый Гусиный перелет, на котором было обнаружено более 60 видов животных неогенного периода. Он находится под охраной государства. А в 2019 году был открыт музей под открытым небом, установлены фигуры и описания найденных тут когда-то ископаемых зверей.
«На выставке представлен череп малого пещерного медведя, найденный в районе Моисеевки на берегу Иртыша. В Казахстане это единственная такая находка. Большой пещерный медведь, про которого обычно все говорят, конечно, был раза в два больше – длина черепа минимум 50 см. Здесь у нас пещерные медведи водились – вот доказательство. Если смотреть вглубь веков, то в свое время Иртыш находился вообще в районе Экибастуза. Его русло постоянно гуляет. Видимо, в некоторых местах были повороты, куда течением выбрасывало погибших животных. Взять Гусиный перелет. Гиппарион мог погибнуть в районе Усть-Каменогорска, а его притащило течением сюда. И получались массовые скопления. Такие есть в районе Железинки, еще между Сычовкой и Григорьевкой, сейчас это Жанакала, в районе Моисеевки, Пятирыжска, Семиярки, близ Аккулы и т.д. Много найдено и в Павлодаре, когда не было набережной. И у села Жамбыл района Аккулы - уникальный полный скелет большерогого оленя найден именно там. Археологом Виктором Мерцем там же были найдены первые каменные орудия труда древнего человека, пришедшего на территорию Павлодарского Прииртышья 1,5 миллиона лет назад. И кости животных», - говорит заведующий отделом археологии, палеонтологии и современной природы Павлодарского историко-краеведческого музея Георгий Пересветов.
Между тем, и эти уникальные редкости – не предел. Ученые говорят, Павлодарское Прииртышье хранит богатейшее наследие, которое еще предстоит открыть в ХХI веке. Но есть и свои сложности.
«Археологический потенциал Павлодарский области огромен! У нас исследовано, может, всего 5 % от того, что есть! У нас есть Алтын Адам – в районе Жана Жола и других районах, где имеются царские погребения, их никто не исследовал. Есть проблема – у нас нет областного финансирования. Абсолютно все области республики выделяют из областного бюджета средства на археологические раскопки – Петропавловск, Караганда, про юг я вообще молчу – Шымкент, Отрар и т.д. Республиканские программы проходящие. А во всех областных бюджетах всех областей ежегодно заложены суммы на археологию. И только в Павлодарской области – тишина... Наследие очень богатое, а вот с финансированием проблема. Многолетние постоянные просьбы музейных работников у руководства региона ни к чему так и не привели. Уже лет 15 ведутся разговоры о раскопках мавзолеев на озере Ауеликоль, чтобы сделать там музей под открытым небом и развивать туризм. Там как раз недалеко мавзолей Исабек Ишан. Но дальше слов дело не идет. Между тем, на юге Казахстана все эти объекты реставрируются, восстанавливаются и воссоздаются. Такие же мавзолеи раскапываются на границе Павлодарской и Акмолинской области. Но ученый, археолог-исследователь Павлодарского Прииртышья Смагулов там работает при финансовой поддержке астанинского университета. Там огромные ангары прямо над раскопками. Люди берут и делают!», - считает Георгий Пересветов.
Хотя, как говорят специалисты, одни из самых древнейших находок первобытных людей были сделаны именно в Павлодарском Прииртышье, в Железинке. Это погребение эпохи неолита, их исследовал еще Дмитрий Поликарпович Багаев. А чего стоит Кимакский Каганат – у нас есть богатое наследие средневековья. Последние десятилетия павлодарскими археологами раскопаны остатки мавзолеев. Это доказательства существования архитектуры. К сожалению, она практически не сохранилась, но будущие находки обещают рассказать о многом. По палеонтологии – огромнейшая коллекция, в основном, она в Зоологическом музее. А наш Гусиный перелет перекрывает половину всех палеонтологических памятников Казахстана. Все это надо исследовать. Пока сокровища истории не достались на разграбление черным копателям или не погибли навсегда под бульдозерами нерадивых бизнесменов-манкуртов.