Стена Цоя: павлодарский след в судьбе рок-звезды
Едыге Ниязов начал фотографировать группу «Кино» из Ленинградского рок-клуба
60 лет со дня рождения, 32-й год со дня гибели. Зная его песни, юные меломаны порой не всегда имеют представления о самом авторе. Например, так произошло с цоевской «Кукушкой», вторую жизнь которой дала певица Полина Гагарина, передает Azattyq Rýhy. Но песни Цоя поют и сегодня. Многие из фанатов признаются: живого Цоя едва застали. Но память о нем в городе, где лидер группы «Кино» никогда не был, осталась. Как рок-звезда связан с Павлодаром – читайте в нашем материале.
Могли бы сейчас по отчеству называть – Виктор Робертович. Ушел последний герой, когда ему было всего 28...
Виктор Робертович Цой (21.06.1962 – 15.08.1990) – основатель и лидер рок-группы «Кино», изначально называвшейся «Гарин и Гиперболоиды». До этого был участником групп «Палата № 6» и «Автоматические удовлетворители». Цой сам писал все тексты и исполнял все песни на концертах группы «Кино».
15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Латвийской ССР. По официальной версии, заснул за рулем. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Год спустя мне удалось побывать на могиле певца. Там звучали его песни, люди приносили цветы, свои гитары, оставляли листки с стихами. Чуть поодаль от кладбища в палатках несли свою вахту фанаты «Кино» со всего СССР. К мемориалу советской рок-звезды тогда для туристов устраивали экскурсии – настолько стал значим Цой для поколения, требующего перемен.
Фото Едыге Ниязова
Павлодарский след в истории группы «Кино» и Виктора Цоя – знаменитые снимки нашего известного фотографа Едыге Ниязова. В 1990 году он создал первую в Казахстане фотошколу «Вега», был ее директором. Стоял у истоков создания народного фотоклуба «Орион», 25 лет был председателем его худсовета. Член Союза фотохудожников России, почетный член Центра Средиземноморской фотографии «Темный фонтан» (Франция), член ассоциации дизайнеров Прииртышья. Фотоработы Едыге Ниязова находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Музее фотографии г. Бьевра (Франция), Павлодарском областном художественном музее, в многочисленных частных коллекциях. Участвовал в фотовыставках многих стран мира. Трагически погиб в 2009 году.
Последняя прижизненная выставка Ниязова прошла в Санкт-Петербурге в октябре 2009 года. Тема экспозиции – ленинградский андеграунд 80–90-х. Сам мастер говорил о героях портретов: «Часто я снимал этих людей, буквально знакомясь с ними. И в этот же момент шла съемка. Первое впечатление всегда более острое».
Едыге Ниязов начал фотографировать группу «Кино» из Ленинградского рок-клуба, когда она еще не была известна. В Павлодаре немало знают о питерской неформальской тусовке.
– Ниязов был знаком со многими, – рассказывал ученик Ниязова Максим Андрес. – Очень много историй о персонажах, об их взаимодействии. Можно разделить портреты на Павлодар, Москву, но больше всего питерских портретов. Есть факт про группу «Кино» – фотографировали-то ее многие. Но барабанщик группы Гурьянов, сам великий эстет, признал, что лучше Ниязова никто их не снимал. Я как-то совершенно случайно увидел в интернете фото – Цой с Каспаряном за столом дома у кого-то из них. И что-то очень знакомое – на стене известная ниязовская фотография «Кино»!
В одной из видеозаписей фотоотчета Едыге Ниязов поясняет: «В портрете соединены содержание и форма. Правило «не что, а как» в портрете тоже действует. Смотреть нужно не на то, что изображено, хотя это в первую очередь вызывает интерес, а как это подано. И мы видим, состоялся портрет или нет. Если человек раскрылся, вы с ним общаетесь – значит, портрет есть. Я с самого начала увлечения фотографией снимал людей в антураже окружающей обстановки. Но подход чуть изменился. Есть крупные планы, не только, как раньше, средние. Но есть портреты, которые мне нравятся своим состоянием».
Позже эти портреты вошли в альбомы «Кино». А тогда, в далеком 1985-м, павлодарскому мэтру фотографии Едыге Ниязову предложили запечатлеть начинающих ленинградских музыкантов.
– Хочешь снять группу «Кино»? Такая есть очень популярная в Питере. Они будут знаменитыми, еще тогда сказали. Я ответил: конечно, хочу! – рассказывал мне на открытии первой стены Цоя в Павлодаре в июне 2008 года фотохудожник Едыге Ниязов. – Цой произвел впечатление интроверта. Не очень общительный, все больше молчал. Позировали «киношники» в запутанных питерских переулках и в мастерской художника Тимура Новикова. Совсем рядом со зданием КГБ питерского. Причем к нему нужно было пройти через подъездик городской прокуратуры, и там была мастерская.
Исследователи творчества «КИНО» пишут, что этот снимок Ниязов сделал во дворе по Шпалерной, 24, где жил Тимур Новиков. Место для съемок было выбрано случайно. Фотографу бросилась в глаза большая надпись «КИНО», сделанная на стене поклонниками группы. Павлодарский, а ныне питерский художник-авангардист Игорь Рятов запечатлел момент съемок. На фотографии Рятова Новиков стоит рядом с фотографом. В те годы Тимур Новиков устроил в своей коммунальной квартире подпольную картинную галерею «АССА», где тусовалась вся питерская богема. Так ленинградская субкультура глазами павлодарского фотографа стала известна всему миру.
Фото Едыге Ниязова. 1985
«Цой жив!»
Стена Цоя с такой надписью появилась после гибели музыканта в Москве в 1990 году. Поклонники творчества расписали признаниями кумиру стену дома № 37 на Арбате, выходящую в Кривоарбатский переулок. Лично видела ее в 2003 году. И заметила, что знаки в память о Цое из Павлодара там уже давно. А в июне 2008 года в Павлодаре появился свой неформальный мемориал. Тогда Виктору Цою исполнилось бы 46 лет. Павлодарские поклонники творчества группы «Кино» в этот день решили провести флешмоб под названием «Стена Цоя». Я была свидетелем того, как рождалась новая городская достопримечательность.
Забор с обрывочными советскими лозунгами появился на Химгородках в 90-е. И буквы как-то сложились сами собой – В, Ц, О, Е. Спустя десятилетия в честь дня рождения кумира павлодарские поклонники звезды по имени Цой создали стену памяти, прямо как на Арбате в Москве. Художник тогда пожелал остаться неизвестным для публики.
Но не все были рады появлению стены Цоя. Ее закрашивали 14 раз! Меняли забор. А портрет появлялся снова и снова. Затем стену снесли. Потом самодеятельный неформальный мемориал появился у спасательной станции.
И в августе 2019-го, в годовщину гибели Виктора Цоя, мурал с изображением Виктора Цоя разместили уже в центре города – на стене арки рядом со старейшей в Прииртышье студией звукозаписи. Во времена СССР по соседству размещался музыкальный магазин «Мелодия». Автор на этот раз поддержанной общественностью идеи – одна из местных жительниц. Реализовать проект граффити-художнику Владимиру Зубко помогли граффити-райтеры Руслан Касимов и Эвальд Мерк. Рядом с образом легендарного музыканта они написали его знаменитую цитату: «Люди не могут думать одинаково, но понимать друг друга должны. На то они и люди».