Объединение «Я – алматинец» действует уже 7 лет. За это время добровольцы помогли тысячам людей
Их зовут «волонтеры», «добровольцы». Их зовут, когда нужна помощь. Они посвящают себя другим людям, трудясь и днем, и ночью. Правда, вместо зарплаты на такой «работе» они получают человеческое «спасибо», а вместо рабочего графика – авральный режим. В этом материале Azattyq Rýhy расскажем о тех, кто состоит в рядах общественного объединения «Я – алматинец» и о том, чем они занимаются.
Объединение изначально зарождалось в 2015 году просто как общественное движение. Его основатель и руководитель Константин Авершин рассказывает, что тогда даже и в мыслях не было, что оно наберет такой оборот. Все началось с проведения субботников, очищения своих личных пространств, потому как Алматы на тот момент был не очень опрятным.
«Алматы всегда делился на районы и мы, пацаны, всегда на связи – что называется, не один пуд соли вместе съели. Мы собрались, пообщались, посетовали, что наш любимый город становится каким-то неухоженным, и решили проводить субботники. Потом потихоньку все это переходило в централизованное движение. Мы начали проводить субботники в горах. Кроме нашего постоянного состава около 100 человек, стали присоединяться просто неравнодушные алматинцы», - повествует Константин Авершин.
В тот год в городе сошел небезызвестный сель. Вот тогда-то общественное движение «Я – алматинец» получило первое боевое крещение. Работа была уже серьезная, учитывая, что на тот момент акимат как обычно растерялся. Трое суток волонтеры работали на разборах завалов, а девушки обеспечивали солдат горячим питанием.
«Ребята приезжали в пять утра. Около 1000 молодых солдат, плюс пострадавших от селя местных жителей мы кормили в самом эпицентре. То есть наши ребята занимались разбором завалов, а девчонки кормили горячим питанием. И вот тогда у нас зародилось серьезное намерение создать волонтерское общество добровольцев, которое вне зависимости от действия государственных структур не будет ждать бюрократических проволочек, а будет заниматься помощью в ликвидации последствий при чрезвычайных ситуациях», - рассказывает наш собеседник.
Природные катаклизмы – это не шутки, потому здесь нужны люди, подготовленные и физически, и морально. Потому у организации есть объединение под названием «Спортивная Лига», где состоят ребята из силовых видов спорта. Также в состав объединения входит Ассоциация сил специальных операций, объединившая людей из разных спортивных клубов – от карате до всех видов боевых искусств.
«Также отдельно было создано женское крыло. Девчонки наши, так называемые «алматинские тигрицы» – это очень известные сейчас фамилии и имена, такие как Аружан Саин, Саида Таукелева, Адель Оразалинова, Диана Снегина, Карлыгаш Исабекова, Марина Гяурова, Алина Сержанова. Они тоже занимаются благотворительной деятельностью. На постоянной основе мы осуществляем помощь нашим подшефным ветеранским ячейкам, детским домам», - говорит спикер.
Возвращаясь к теме ЧС, хочется рассказать подробнее о ситуациях, в которых работали волонтеры. Ребята находились в первых рядах при каждом ЧП, даже за границей. Например, при падении самолета в Бишкеке, в Алматы – все помнят трагедию с «Bek Air», взрывы в Арыси.
«К примеру, когда произошли взрывы, то на следующие сутки мы уже выезжали с караваном гуманитарной помощи в Арысь. Мы всегда стараемся находиться в эпицентре всех этих событий. Но самым мощным для нас испытанием стала пандемия. Но к этому моменту мы уже подошли подготовленными, стройными рядами. И именно потому, что мы были обкатанными в разных чрезвычайных ситуациях, мы достаточно хорошо и достойно выступили во время пандемии», - рассказывает Константин Авершин.
Во время пандемии у волонтеров все шло по плану. В первую очередь они организовали поставку продуктовых наборов.
«В то время была большая неразбериха. Все акиматы по стране ни к чему абсолютно не были готовы. А за бортом оказались люди, которые были в группе риска. Была неизвестность, паника, страх, взрослые люди, которые не могли выйти и купить себе продукты, потому что были ужасные давки.
Я помню такой случай, когда мы приезжаем к бабушке, которая четверо суток вообще ничего не ела, и она думала, что наступил апокалипсис и, грубо говоря, ждала смерти. И таких примеров было очень много на самом деле, потому что пожилые люди оказались за бортом», - продолжил он.
Волонтеры первыми тогда объявили челлендж, который назывался «Кто, если не я?». Он распространился на пятнадцать городов Казахстана. При этом не было потрачено ни копейки государственных денег.
«Мы полностью выходили за счет сначала собственных средств, потом стали присоединяться бизнесмены. В общей сложности было оказано помощи более чем на 120 миллионов тенге. Кроме продуктовых наборов мы оперативно реагировали на такие ситуации, как резкая вспышка заболеваемости среди врачей 12 городской больницы.
У нас очень непродуманная вся эта система. Не были готовы к этому, и в одном месте собрали пятьдесят врачей, которые все заболели. А кто их будет кормить, никто не подумал. Этим, как правило, занимается какой-то коммерсант, который говорит: «давайте заключать допсоглашение». А все это долго. Там голодают люди, которые занимаются спасением жизней, и их надо кормить. Вот на такие вещи мы очень оперативно реагировали, поставляли продукцию, потом, когда уже подключились серьезные коммерсанты, мы осуществляли поставку медицинского оборудования, масок, всех средств обеззараживания, средств гигиены», - вспоминает основатель объединения.
Большую роль организация сыграла в ситуации с лекарствами. Наверняка многие помнят лето 2020 года и истерию вокруг отсутствия таких препаратов, как «ксарелто», «гепарин», других лекарств, разжижающих кровь, без которых люди умирали в больницах. Как оказалось, все эти медикаменты были на складах.
«СК «Фармация» как всегда находила отмазки. Но все эти препараты были. Вот в чем был ужас происходящего. После того, как мы выяснили, что препараты есть, я озвучил это на онлайн-встрече с Президентом и предложил создать группу общественного контроля. Он поддержал идею и на базе нашего объединения был создан общественный контроль, который возглавила Саида Таукелева. Сейчас они очень продуктивно работают совместно с министерством здравоохранения. И есть такое предложение, что общественный контроль должен наблюдать за распределением бюджета как городского, так и республиканского. Встречаем, конечно, бешеное сопротивление. Чиновники этого делать не хотят. Они же понимают, что это угроза всех их коррупционным схемам», - утверждает Константин Авершин.
«Я – алматинец» работает и с молодежью. Раньше, когда не было ограничений, детей из неблагополучных семей, детских домов возили в войсковые части, в 10 механизированную бригаду, в 35 десантно-штурмовую бригаду. Для этих ребят это был один из шансов выбиться в люди.
«Также проводим массовые спортивные мероприятия с бесплатным входом, чемпионаты по боевым искусствам. Например, «Спортивную лигу» мы проводили четыре раза. Огромное, мощное спортивное мероприятие, в котором и дзюдо, и каратэ, и бои без правил. Такой интересный спортивный кураж. Бесплатный вход для всех. По двое суток лига проводится. «Спортивную лигу» у нас возглавляет Евгений Шамрай, мастер спорта по армрестлингу», - рассказывает он.
Недавно организация купила дом для отца пятерых детей. Мама умерла от коронавируса. Семья жила в старой времянке.
«Дом купили два предпринимателя. Но там надо было делать очень мощный ремонт. Краску отдельно брали, все это контролировала Саида. Он простой хороший парень, работает строителем, но, к сожалению, пять детей остались без мамы. Был другой случай, когда погибли родители от взрыва газа. Двое детей остались, мы их держим на контроле.
Таких адресно направленных у нас много. Есть выпускники детских домов, кому мы на регулярной основе помогаем. То есть мы стараемся не воспитывать иждивенцев в людях. Если мы видим, что есть потенциал, мы стараемся дать возможность и спортом заниматься, и трудоустроить его, если нужен какой-то социальный лифт, то тоже подключаемся, сейчас уже больше административных ресурсов стало, поэтому стало и эффективнее получаться», - говорит основатель и руководитель объединения.
В организации сейчас состоят около 500 постоянных членов. Волонтеры – в основном зрелые, состоявшиеся люди. Они не гонятся за грантами, не объявляют сбор денег. От неравнодушных они принимают лишь готовые, упакованные продукты. В планах «Я – алматинца» – стать еще масштабнее с новым объединением «Я – казахстанец».
«Это ядро должно состоять из людей патриотически настроенных. Это за деньги не купишь. Мы не платим зарплату, но все ребята, которые со мной, очень мощно замотивированы и какими-то прошедшими делами, и самой целью, которая существует у нас. А она большая. То же самое можно сделать в каждом городе и уже это потихоньку получается и все эти городские ячейки объединить в единое объединение, которое будет называться «Я –казахстанец». Это люди, замотивированные на патриотизм. Тогда им уже и коррупция не страшна на самом деле. Вот такие планы.
У нас получилось какое-то волшебное объединение людей, которым не все равно. И уже сейчас я на них смотрю как на старых однополчан, и они мне ближе родственников стали. Я знаю, что бы ни случилось, на этих людей можно положиться», - заключил Константин Авершин.
На них полагаются и сотни, тысячи других людей. Благодарность тех, кому они сумели помочь – единственная плата за их тяжелую работу.