$ 527.3  544.86  4.95
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
19.05.2020, 15:50
Аналитика

Посткарантинный шок: что будет с ценами на авто и бензин?

Машины снова рискуют стать роскошью, а не средством передвижения

Посткарантинный шок: что будет с ценами на авто и бензин?
Фотоколлаж: spectr.com.kz; inbusiness.kz; obk.kz

Вряд ли в нынешних реалиях можно говорить об оживлении рынка. Любого рынка. Покупательская способность упала до предела. Свободные наличные деньги, если таковые имелись, были проедены. В буквальном смысле этого слова.

Но если вы относитесь к той категории счастливчиков, которые в такой ситуации думают о покупке или обмене автомобиля, то этот материал сориентирует вас по ценам. Полезной эта статья будет и с точки зрения понимания рынка ГСМ. Так ожидает ли автолюбителей посткарантинный шок? Попробуем разобраться.

Для начала совсем уж фантастический для большинства казахстанцев сценарий: вы решились на покупку новенькой машины. И тут, по словам экспертов, мы натыкаемся на закалявшуюся годами проблему: прейскурант местных производителей не соответствует качеству товара.  

«Автомобиль – обычное средство передвижения. У нас же сейчас это предмет роскоши. Соответственно, такие машины никто не собирается покупать. Вызывает сомнение и их качество. Казахстанцам пытаются продать и продают товар некачественный за огромные деньги. Более того, эти организации заключали соглашения с Правительством РК, получали огромные деньги, но при этом не выполняли условия заключенного соглашения. Миллиарды тенге были выделены им, а все оказалось впустую. В результате мы имеем то, что имеем. И это еще не предел роста цен. Ситуация печальная», – выразил мнение руководитель ОО «ОСА» Руслан Лазута.

О неудачном опыте сотрудничества Мининдустрии и автопроизводителей мы подробно писали ранее.

Прозрение Бейбута Атамкулова. «Бастыкам» надоели присосавшиеся к бюджету автопроизводители

«Мы не умеем делать автомобили. Соответственно, не надо эту отрасль развивать, надо с этим смириться. Дайте возможность людям покупать автомобили такие, какие они хотят. Японские, немецкие, американские, французские, то есть тех стран, которые умеют делать автомобили. А что у нас делают? У нас только собирают в большом цехе, который почему-то называют заводом. Там собирают запчасти, которые покупаются за валюту. И как будет девальвироваться тенге, пропорционально этому проценту будет подниматься стоимость автомобилей», – считает автоэксперт.

В конкретных цифрах, по его мнению, подорожание составит в среднем 20%.

Рынок подержанных авто и вовсе приводит спикера в недоумение. Начнем с того, что в целом казахстанский автопарк серьезно устарел: больше 70% машин, колесящих по стране, разменяли десяток лет. Но и за этот, по сути, автохлам, в новых реалиях просят немалые деньги. В качестве примера Руслан Лазута привел недавний обзор сайта объявлений. Допустим, Volkswagen Passat 1990 года выпуска продают за 1,3 млн тенге. И это еще не предел, утверждает общественник.

«В целом, по моим прогнозам, на рынке подержанных авто в ближайшее время, до осени, цены еще на 10-15% повысятся. В связи с карантинными ограничениями еще проблематично покупать автомобили. В силу того, что из одного города невозможно будет приехать в другой и посмотреть авто. Если раньше люди ездили в столицу, в Алматы, где вторичный рынок получше, сейчас это невозможно. Покупать автомашины, не видя их и не испытав их, вряд ли такие желающие найдутся. Поэтому и рынок сейчас находится в ступоре. Что также влечет рост цен», – заключил эксперт.

Выход из сложившейся ситуации он видит в том, чтобы открыть границы, снизить растаможку и утилизационный сбор.

Теперь о ГСМ. Здесь, к счастью, все не так печально.

Для лучшего понимания ситуации сначала познакомимся с общемировым трендом – сокращением добычи нефти. Для Казахстана как участника соглашения на деле все складывается неплохо, но некоторые сложности все же остаются.  

«Например, США не приняли соглашения и постараются как можно больше добывать сланцевой нефти, чтобы сбить цены и завоевать европейские рынки, которые принадлежат сегодня арабским странам, России и Казахстану. Потому что мы вместе с Россией под маркой Urals поставляем нефть в Европу. Но то, что накануне уже была цена в 33 доллара за баррель, это заставляет думать, что все налаживается. Более того, в этот период пандемии и резкого снижения уровня цены за баррель нефти – практически до двух долларов – это все было для отрасли целой катастрофой в период с февраля по март, поскольку начинают работать заводы, которые в какой-то степени ограничили свою производительность в этот период и снижалась потребность в нефтяных ресурсах. Но сейчас заводы начинают работать, начинают производить продукцию, и все пойдет своим ходом. Май и июнь будут временем стабилизации. В этот сезон нужны как дизельное топливо, так и бензин. Карантин в значительной степени будет снят и потребность в горючем резко повысится», – пояснил профессор Института экономики МОН РК Олег Егоров.

На рядовых потребителях амбиции США никак не скажутся, прогнозируют наши респонденты. Цена на бензин зафиксируется. Не стоит переживать и аграриям, считают эксперты. Согласно постановлению Правительства, топливо им должны продавать по фиксированным ценам.

«С бензином у нас колебания всегда были, но, когда мы говорим, что наши три завода производят бензина разных марок достаточно для удовлетворения внутреннего рынка, более миллиона тонн лишнего, который мы будет экспортировать в ближайшие республики Средней Азии, то тут тоже все нормально. Не должно быть никаких резких подвижек в ценовом курсе.

Из России мы сейчас не получаем бензин. Были договорные условия прежних лет, когда к нам в страну поступало около миллиона тонн автомобильного бензина и несколько тысяч тонн дизельного топлива. Все это ушло в прошлое, потому что мы самодостаточны в этом отношении и можем обеспечить себя полностью. Поэтому я считаю, что установленная сейчас цена на бензин будет держаться. Не будет скачков, и, я думаю, что цена будет постоянной», – поделился прогнозом Олег Егоров.  

С ним полностью солидарен специалист нефтегазовой отрасли, доктор технических наук Токтамыс Мендебаев. Главный аргумент в пользу спокойствия наших автолюбителей тот же – перенасыщение внутреннего рынка.

«Казахстан себя полностью обеспечивает нефтепродуктами – бензином, дизтопливом и авиакеросином. Мы даже можем поставлять их на экспорт. Поэтому роста цен не будет. Стоимость бензина зависит от нефти всего на 5-6%, остальная цена на бензин складывается из налогов – налог на добычу, переработку, на транспортировку и продажу. От этих налогов складывается цена. Поэтому я считаю, что цена на бензин будет стабильной, во всяком случае, в этом году. Тем более ожидается падение роста мировой экономики. Если рост экономики падает, то соответственно уменьшается спрос и на энергоносители, в том числе и на бензин. Поэтому я считаю, что сейчас бензин будет на фиксированной цене. Мы себя полностью обеспечиваем бензином», – считает Токтамыс Мендебаев.  

От «Гелиоса» до «КМГ»: кому и сколько платят казахстанские водители?

Новости партнеров