Постоянные побои и гнилые овощи на обед: спартанское воспитание детей-инвалидов в Туркестанской области
Общественница указала на вопиющие факты нарушения прав детей
Больше года продолжается борьба за права воспитанников Тасарыкского центра оказания специальных социальных услуг № 7 в Туркестанской области. То дети пожалуются на побои, то едят гнилые овощи, а недавно их «одарили» маленькими подгузниками, которые, в буквальном смысле впиваясь в кож, оставляли чудовищные следы.
После каждого резонансного случая в центр наведывались ревизоры. И всякий раз они не находили серьезных нарушений в работе руководителя госучреждения. Может, смотрели невнимательно или в центре успевали навести порядок до их прибытия? А что, если «отмазывались» с помощью высокопоставленных покровителей? По утверждению известного общественного деятеля, больше года следящего за развитием событий, таковые у директора центра имеются.
Корреспондент Azattyq Rýhy устами Акмарал Омралиновой поведает о спартанском воспитании слабых, беззащитных детей.
«Гнилое» меню
Первые проверяющие, о которых известно Акмарал Омралиновой, посетили центр 23 мая прошлого года. Той весной общественница активно трубила о бедствиях детей, опираясь на многочисленные жалобы самих воспитанников учреждения и некоторых сотрудников. Кстати, последние все время настаивают на анонимности, боясь репрессивных мер со стороны администрации.
Так вот, 23 мая был проведен мониторинг, в котором приняла участие наша собеседница и представитель «Адалдык аланы». Тогда проверяющие прекрасно разглядели то, чем кормят малышей с особыми потребностями, оставшихся без родительской заботы.
«Я никогда не видела таких сгнивших овощей. Лук берешь в руки, а он течет. Это были те овощи, которые были выставлены в качестве дневной нормы для детей в тот день. И даже эти сгнившие овощи не соответствовали норме, их было в два раза меньше, чем полагалось детям. Картофель был весь проросший, с длинными ростками, такой картофель даже есть нельзя! Все это было выявлено и зафиксировано. Я тогда не публиковала все это в соцсетях, а отдала материалы госорганам – «Адалдык аланы», который курируют Антикоррупционная служба и акимат. Я все акты передала им. После этого я уехала в другие учреждения. Я думала, что все решится», – рассказывает Акмарал Омралинова.
В качестве доказательств своих слов она предоставила AR фото- и видеоматериалы.
Увы, но гнилые овощи оказались лишь «первопроходцами» в череде претензий к руководству центра. Спустя некоторое время сотрудники и родители, по словам общественницы, заявили о других вопиющих фактах, творящихся в стенах детского учреждения.
«Об избиениях также говорят. Мальчик у них есть, он рисует ртом, у него конечности не работают. При этом он поет хорошо. Он рассказывал, что у них был методист, которого перевели на должность водителя. Я спрашивала: «Как он бьет?». Он говорит: «Кулаком под ребра, кулаком в плечо». Понимаете, это же слабый ребенок, он даже не может защитить себя! Еще они указывают старшим детям, кого надо побить. Вы понимаете, каких детей порождает вся эта система?» – с ужасом говорит Акмарал Омралинова.
После этого, уже зимой, она решила снова поднять шум в соцсетях. Общественница обнародовала весь собранный материал. Отклик не заставил себя ждать.
«Был отклик со стороны госорганов. Руководитель Антикоррупции Туркестанской области мне писал комментарий, что директора центра отстранят от должности на время проведения расследования. Но потом мне работники говорили, что директор центра на время расследования находилась на работе. Может, ее на бумаге и отстраняли, но она по факту находилась там – Динара Жантаева (руководитель Тасарыкского центра оказания специальных социальных услуг – AR). То есть получается, что о проблеме знают везде. Но у семи нянек дитя без глазу. Получается, что все курирующие интернат органы просто покрывают друг друга. По-другому все это я объяснить не могу», – возмущается общественница.
«Наблюдательная» комиссия
И, наконец, недавно она предприняла очередную попытку воздействия на уполномоченные госорганы: выложила в Сеть фотографии детей, которых одели в крохотные подгузники. Те настолько впивались им в кожу, что оставляли страшные следы. Также родители некоторых малышей предоставили ей фотографии старых инвалидных кресел – без единого намека на комфорт.
Поняв, что ответственные госорганы месяцами не принимают никаких мер, Акмарал Омралинова обратилась к детскому омбудсмену Аружан Саин. Поднявшаяся шумиха привела к очередной дежурной проверке. Ее результаты корреспонденту AR сообщил руководитель группы участников Национального превентивного механизма по Туркестанской области, специалист в сфере защиты прав человека Николай Тарара. Он лично побывал в интернате в феврале и в начале марта нынешнего года.
«Мы видели этих детей, которым подгузники натирали, это были мальчик и девочка. В интернате объяснили, что не вовремя произошла поставка подгузников и поэтому они были вынуждены использовать подгузники меньшего размера. После этого количество подгузников на склад было поставлено. Там также заменили постельное белье, матрасы. Отсутствовала там туалетная бумага, мыла не было у детей. Дети жаловались на питание, мы все взвешивали. Все было в норме. У мальчика одного забрали смартфон, мы настояли, чтобы его вернули. Мы осмотрели и школу, процедурные кабинеты, как массаж делают детям. На тот момент ситуация начала меняться. О проверке в учреждении не знали, это было внепланово. Но что сейчас там происходит, не могу сказать», – рассказывает Николай Тарара.
Таким образом, факты, на которые указывала общественница, подтвердились. Только вот незадача: сразу после отъезда ревизоров, по словам Акмарал Омралиновой, сотрудники центра снова начали звонить ей с жалобами на питание детей.
«Как только приезжает комиссия, ситуация кардинально меняется. Еду нужно проверять, когда ее уже выставляют на стол. Понимаете, почему? Потому что еда – это основной источник дохода в интернатах. Ведь все это закупается за счет государственных средств. А потом куда все это девается – никто и не проверяет особо! После проверки Национального центра превентивного механизма в интернат начали приезжать курирующие органы из Управления соцзащиты. К их приезду они умудрились все там исправить, покрасить что-то», – сетует женщина.
В ходе последней проверки центра, по словам руководителя отдела координации деятельности социальных учреждений Туркестанской области Кумис Мировой, было выявлено, что «некоторые нуждались в получении дополнительных колясок», а также подгузников. После ревизий не было, да и критичных публикаций, утверждает Кумис Мирова, тоже не наблюдалось.
Но в акимате, видимо, собравшись с духом, все же решили отреагировать на новую критику общественницы. Аж целая комиссия сейчас собирается в Тасарыкский центр оказания специальных социальных услуг № 7.
Прозреют ли на этот раз господа проверяющие? Об этом AR обещает сообщить все та же Акмарал Омралинова, которую, к слову, пригласили в состав новой комиссии.
«Нужно провести полную проверку. Нужно опросить людей, которые там работают. Они же говорят: «Бiз жазбаймыз, келгенде айтамыз». Они даже не понимают, что их и не подпустят к этим проверяющим. Не знаю, что происходит. У нас в профильных ведомствах разучились аналитически мыслить или заинтересованы настолько в том, чтобы не знать правду», – заключила общественница.