Низкая доходность ЕНПФ и управляющих: пенсионные казахстанцев под угрозой?

Автор: Ахметбеков Асхат

Инвестдоход пенсионных активов едва не уходит в минус

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото: Асет Кундакбаев

Надеждам казахстанцев на безмятежную старость с достойной пенсией, похоже, не суждено сбыться, потому что накопления стремительно обесцениваются. Причем не только в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (ЕНПФ), но и у частных управляющих компаний. С начала года только две компании из пяти показали доходность немного выше инфляции, в фонде же реальная прибыль за это время оказалась мизерной – 0,55%. Почему казахстанцы не зарабатывают на своих сбережениях, куда их вкладывают и стоит ли казахстанцам опасаться за свои накопления, вместе с экспертами разобрал корреспондент Azattyq Rýhy.

Буквально накануне в ЕНПФ отрапортовали о ситуации за первый квартал этого года. По данным организации, доходность пенсионных активов за это время составила 3,15%. Инфляция при этом не отстает – 2,6%. Выходит, что реальная доходность накоплений казахстанцев составила всего лишь 0,55%.

Такая картина напрямую связана с портфелем, куда инвестируются сбережения, говорят эксперты. Все дело в том, что в основном эти деньги вкладывают в государственные ценные бумаги, в неликвидный квазигоссектор. Также кровные казахстанцев кормят коммерческие банки и компании, в том числе и зарубежные.

«У ЕНПФ низкая доходность, потому что они инвестируют в основном в государственный и квазигосударственный сектор. Они финансируют реальный сектор экономики, а там высокая ставка не должна быть, соответственно, доходность ниже, ведь поддержка реального сектора экономики идет на льготных условиях», – пояснил экономист, финансовый советник «R-Finance» Арман Байганов.

Учитывая, что ЕНПФ толком не приумножает деньги, казахстанцы потому и переводят половину своих накоплений частным управляющим компаниям. Такую возможность людям дали в прошлом году. Статистика, к слову, говорит сама за себя: по данным ЕНПФ, на 1 апреля этого года инвесткомпаниям вкладчики передали 46,5 миллиарда тенге, тогда как в марте показатель составлял 42,6 миллиарда тенге. Как говорится, налицо разочарование в управлении пенсионными деньгами госмахиной.

Однако звездные результаты частники тоже не показали. За три месяца этого года их доходность составила от 1,7% до 4,45%. Только две управляющие из пяти смогли приумножить деньги и обогнать инфляцию. Но вкладчикам, чьи управляющие не смогли показать положительный результат, беспокоиться не стоит.

«Если частные управляющие заработали меньше уровня инфляции, то разницу дополнит государство за свой счет. То есть все вкладчики будут зарабатывать как минимум на уровне инфляции. Получается, что нижний порог у них не 0, а официальная инфляция. Сейчас инфляция очень высокая, побить ее довольно тяжело. Плюс надо понимать, что это рискованный рынок – чем больше объем активов под управлением, тем тяжелее на нем заработать. На меньших объемах легче получить высокую доходность, чем на огромный портфель как у ЕНПФ. Это одна из причин. Вторая причина – это знания и опыт тех людей, которые принимают решения по инвестированию. Видимо, есть недостаток опыта и знаний», – объяснил низкую доходность экономист Серик Козыбаев.

Однако опускать руки еще рано, утверждают аналитики. По их словам, у частных управляющих еще есть время отыграться – инвестирование нужно анализировать не за короткий период, а долгосрочный.

«За три месяца показатели у них низкие, но, возможно, к концу года доходность увеличится. На рынке имеется волатильность, это нормальная ситуация. В целом же, в прошлом году частные управляющие показали хороший доход, выше ЕНПФ. У них показатель был, к примеру, как на депозитах в банках второго уровня и даже чуть выше, потому что у частных управляющих компаний немного другая стратегия. Они больше направлены на получение прибыли. Они инвестируют в ценные бумаги, где выше ставка, в том числе в зарубежные ценные активы», – отметил Арман Байганов.

Несмотря на то, что частники показывают лучшие результаты, их инвестполитика не сильно отличается от политики Национального банка РК, который и распоряжается пенсионными деньгами. Полной свободы управляющим регулятор не дает, ведь на кону пенсионные деньги, которыми нельзя рисковать. Потому даже у частных компаний характер управления консервативен и зачастую они копируют инвестпортфель Нацбанка с какими-то отклонениями.

Учитывая эти ограничения, инвестпортфели управляющих схожи: в основном они вкладываются в государственные ценные бумаги, облигации квазигоссектора и казахстанских банков. А инвестиции в ценные бумаги иностранных государств и корпоративные облигации иностранных эмитентов не превышают при этом 10%. Причем важно заметить, что в основном деньги вливаются в инструменты в нацвалюте – их доля составила от 65% до 77%.

«У каждого управляющего инвестполитика своя, но в основном они инвестируют в публичные инструменты, не вкладываясь в альтернативные инвестиции, допустим, в частный капитал. Потому что это инвестиция на много лет вперед, а пенсионные деньги должны обладать ликвидностью, чтобы всем людям потом выплачивать пенсию. Поэтому у управляющих в основном инструменты публичные – госбумаги, частные бумаги, акции какие-нибудь, но нет альтернативных инвестиций. Также есть пропорции, в которые они должны инвестировать, например, в госбумаги 20%. А вкладывая в госбумаги, вы инфляцию точно не побьете. Но я думаю, что инвестиционная политика ЕНПФ более зарегулирована и более консервативна, нежели политика частных управляющих компаний», – считает Серик Козыбаев.

При этом бОльшую свободу управляющим ни в коем случае не дадут, утверждают эксперты. Гнаться за высокими дивидендами в ущерб сохранности пенсионных в регуляторе не станут – в таком случае риск потери денег будет слишком высок. Однако факт остается фактом – даже с учетом жестких требований бизнесмены показывают, что управляют сбережениями казахстанцев куда лучше государства. А это значит, что в ближайшем будущем в обществе встанет вопрос о возврате частных пенсионных фондов, как это было ранее.

«Частные управляющие компании действуют у нас только год. Пройдет еще несколько лет, и я думаю, мы придем к прошлой системе, когда действовали частные пенсионные фонды», – считает Арман Байганов. 

Кстати, оба опрошенных эксперта перевели половину своих накоплений частникам. Казахстанцам они рекомендуют поступить так же – это поможет диверсифицировать свои пенсионные сбережения и избежать их обесценивания.