Вертолеты для чиновников и полиции ВКО: во сколько обойдутся перелеты первым классом?
Государственные служащие и полицейские продолжают растрачивать бюджетные деньги
Пока чиновники разных регионов и городов страны соревнуются между собой в элитных иномарках, в Восточно-Казахстанской области их коллеги заказывают другой вид транспорта – вертолеты. Причем на воздушные перевозки здесь деньги не жалеют – из года в год на эти цели тратятся сотни миллионов тенге. Не отстают от госслужащих и полицейские, которые тоже ежегодно арендуют суда. 2024-ый, разумеется, не стал исключением. Причем, стоит отметить, все эти тендеры уже по традиции достаются одному поставщику. Кто же катает местных чиновников и полицейских на вертолетах и сколько за это получает, разберем в материале Azattyq Rýhy.
Аппарат акима Восточно-Казахстанской области опубликовал объявление на портале государственных закупок еще в начале февраля. На «услуги воздушного транспорта по перевозкам пассажиров без расписания» чиновники готовы потратить 114,6 миллиона тенге.
Акимату понадобилось сразу несколько вертолетов. Причем большую часть денег здесь готовы потратить на транспорт первого класса – 82 с лишним миллиона тенге. Не преминули чиновники обозначить конкретные требования. Так, поставщик должен быть всегда на старте и готов вылететь при первом же устном сигнале от чиновников. Подать транспорт надо будет в течение 1 часа летом и 2 часов зимой. Причем неважно, будний это день, праздничный или выходной. К тому же летать предполагается с грузом.
«Вертолет должен иметь возможность перевозить внутри фюзеляжа не менее 22 человек. Поставщик должен обеспечить перевозку пассажиров, а также груз весом не более 3 000 килограммов внутри кабины с учетом пассажиров. Возможность выполнять полеты на вертолете в равнинной и горной местности с превышением высоты не менее 2 000 метров, а также в зимнее и летнее время», – перечисляется в технической спецификации.
Летать на этом вертолете первого класса чиновники собрались не менее 70 часов. Это значит, что один летный час обойдется налогоплательщикам в 1,2 миллиона тенге. Причем перевозки потребовались госслужащим в течение всего года.
Что касается целей этих перевозок, то в акимате успели обозначить и их. Некоторые из них, вроде ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведения оперативно-розыскных мероприятий, понятны и обоснованы. А вот что подразумевается под «использованием руководством акимата по всем направлениям деятельности, в целях решения неотложных задач и поручений, выполнение которых не терпит отлагательств» – не ясно.
Что касается аренды вертолета второго класса, то отличие лишь в технических характеристиках. Это судно должно перевозить внутри фюзеляжа не менее 5 человек, а также груз весом не более 400 килограммов внутри кабины с учетом пассажиров. Этот борт понадобился акимату на 45 часов.
Пока что 114 миллионов тенге, предназначенные для аренды, еще остаются в бюджете региона, так как закупка не состоялась. 5 марта закончился прием заявок и тендер признали не состоявшимся, потому как заявку подал лишь один поставщик – Коммунальное государственное предприятие «Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области» аппарата акима ВКО. Однако тендер еще разыграют – это лишь вопрос времени. Так местные власти поступали не раз, об этом расскажем чуть позже.
Пока же стоит отметить, что не отстает от акимата и Департамент полиции Восточно-Казахстанской области. Правоохранители тоже решили потратиться на услуги по аренде вертолета с экипажем. Но сумма куда меньше – 27 миллионов тенге.
Полицейским тоже понадобилось несколько вертолетов с экипажем. Причем они также готовы потратить львиную долю на аренду вертолета первого класса – 23 с лишним миллиона тенге. Транспорт им нужен на весь год.
«Требуется 1 вертолет 1 класса, способный перевозить до 22-ти человек или груз внутри грузовой кабины не менее 2-х тонн. При полетах в горной местности способный производить посадки с подбором площадок до высоты 3 000 метров», – указано в техспецификации.
На этом судне правоохранители собираются летать 20 часов. Один час будет стоить местному бюджету 1,2 миллиона тенге.
Вертолет же 3-4 класса должен перевозить до 7 человек. Он должен быть допущен к полетам в горной и равнинной местности с подбором площадок с воздуха до высоты 2 000 метров. И способный базироваться вне аэродрома до температуры от +40 до -30. А также иметь возможность в зимний период выполнять полеты при обледенении. На этом судне полицейские планируют полеты в течение 5 часов.
Как обозначили в Департамента полиции, воздушные суда будут использоваться для осуществления оперативного облета территории области с целью аэровизуального обследования и проведения профилактических мероприятий.
В начале марта прием заявок от поставщиков закончился, но тендер тоже не состоялся – никто не пожелал участвовать в конкурсе. Однако ни для акимата, ни для полицейских, как показывает практика, это не повод расстраиваться.
В прошлом году, к примеру, правоохранители дважды пытались провести тендер на 27,5 миллиона тенге для аренды вертолета. Объявляли конкурс 1 июня и 30 июня. Однако лишь с третьей попытки – в августе – им удалось это сделать. Победителем стало Коммунальное государственное предприятие «Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области» аппарата акима ВКО.
Аппарат акима региона в прошлом году тоже не сразу закупил эту услуги. 3 мая чиновники объявили тендер на «услуги воздушного транспорта по перевозкам пассажиров без расписания» на 162 миллиона тенге. Но закупка не состоялась – была подана лишь одна заявка. Недолго думая, 24 мая ведомство снова публикует объявление, но и на этот раз – неудача. Снова откликнулся один поставщик. Третья попытка 8 июня оказалась уже удачной – победителем снова стало «Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области».
Причем надо отметить, что эта фирма является акиматовской и тоже тратит народные деньги. К примеру, в июне прошлого года госпредприятие закупило моторное масло на 13,9 миллиона тенге. Учитывая, что ежегодно акимат и полиция перечисляют организации сотни миллионов, становится понятно, откуда у нее многомиллионные налоговые отчисления. Только за прошлый год она уплатила в бюджет 264 миллиона тенге. А доходы по сравнению с налогами у госкомпании куда выше.