По их словам, автосалоны делают бизнес на этой программе
Настоящий переполох начался в автосалонах страны. Люди штурмуют их в надежде получить машину под низкую процентную ставку – всего 4%. Такой ажиотаж возник после обещания вице-премьера Романа Скляра запустить программу 16 мая. Однако обещанного, как говорится, три года ждут. В банках денег нет – государство попросту не перевело их, а в салонах нет машин. Казахстанцы начали считать, что ситуация начала попахивать очередным «разводом». Если с банками все понятно – рано или поздно деньги будут на их счетах, то как быть с авто? Вместе с экспертами в ситуации разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
К этой программе наши чиновники готовились аж с февраля. При этом она далеко не нова – льготное автокредитование действует в стране который год, разве что правила по первоначальному взносу и максимальной сумме изменились. В общем, времени у правительства было более чем достаточно. Однако коротко резюмируя псевдозапуск программы, однозначно можно сказать, что свою работу чиновники провалили.
Во-первых, программу обещали запустить дважды – сначала Скляр ставил срок до конца апреля. Затем 16 мая. Однако до сих пор она не начала работать. Во-вторых, чиновники не предоставили алгоритма действий – люди ринулись выяснять подробности в автосалоны. В-третьих, зачем нужна эта программа, если машин в автоцентрах нет? Если с деньгами все более или менее понятно – рано или поздно их все же переведут банкам, то с машинами ситуация не столь очевидна. Как объясняет автоэксперт Алексей Алексеев, причин дефицита авто несколько.
«Первая причина – продолжается мировой дефицит полупроводников, и он касается продаж в Казахстане. И второе – военная ситуация России с Украиной. Общая инфляция и на фоне этого падение всего уровня жизни. То есть недопоставки автомобилей, которые из России шли, и мы не можем сейчас получить их, и не будем уже получать их, пока там идет война. И получается, что все эти дефициты друг на друга наслоились, и у нас нет автомобилей в салонах. Поэтому все те желающие, которые хотели получить автомобили в кредит, не смогут их получить, по крайней мере, сразу», - пояснил он.
В таком подвешенном состоянии пребывает не только наш, а мировой авторынок, убеждены эксперты. Связано это с тем, что все мировые автоконцерны сейчас испытывают дефицит электронных компонентов, микрочипов, которые используют в автомобильной электронике. А без этих компонентов автомобили выпускать невозможно.
«Производство этих микросхем сосредоточено в Юго-Восточной Азии, где как раз были наиболее сильные локдауны во время пандемии и до сих пор там очень серьезные ограничения сохраняются. Соответственно, все эти производства, где эти микросхемы выпускаются, они не работают на полную мощность. Это результат снижения мирового автопроизводства в целом вообще, и Казахстан в этом смысле не какое-то исключение и не какой-то уникальный случай. Кроме этой проблемы есть еще проблемы с логистикой», - убежден директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян.
Соответственно, напрашивается вопрос – был ли смысл сейчас объявлять о программе, если автомобилей в наличии нет? Может, все-таки нужно было перенести сроки? Или Скляр не владеет обстановкой? В салонах клиентов разворачивают, убеждая, что ждать машину придется как минимум полгода. Желающих воспользоваться автокредитом слишком много. Оттого и в автоцентрах начал процветать бизнес на очередях. Есть даже определенная ставка за место в очереди.
«Сейчас еще есть и другая тема – криминальная. Очередь в этой программе можно купить. Можно прийти и через банковских служащих купить очередь в программе. И даже ставка есть – 500 000 тенге. За пятьсот тысяч можно купить очередь. Единственное, что там наверху с этим борются и теперь не так просто в эту очередь войти за деньги. Тем не менее, есть такая практика. А выделенных денег в любом случае не хватит на всех желающих, потому что их намного больше», - считает Алексей Алексеев.
Цены тем временем что на новые, что на подержанные машины продолжают бить рекорды. За последний месяц ценники на авто в масле выросли более чем на 1 миллион тенге. Поэтому не факт, что через полгода, когда клиент получит долгожданную машину, цены останутся на нынешних уровнях.
«Цены на автомобили очень трудно предсказывать, но ощущение такое, что расти им уже некуда. В апреле-марте машины дорожали по миллиону на некоторые модели. Сегодня, по моим ощущениям, им просто расти уже некуда. Но это будет зависеть от ситуации в Украине, как закончится война и насколько все это затянется. На фоне дефицита новых автомобилей цены растут и на подержанные», - рассказывает наш собеседник.
Сейчас дилеры ищут другие источники поставок. Скорее всего, авто они будут получать напрямую от производителей из Германии, Франции, Японии. Поэтому ближе к лету цену снова подскочат, считает эксперт.
«Вот эти автомобили, которые будут поставляться уже напрямую от производителя, они будут дороже. То есть, то, что собиралось в России, а теперь будет идти от производителя, будет дороже чисто из-за логистики. Потому что из Европы к нам в Казахстан сейчас везут через Турцию. И получается очень дорого. Сама логистика очень дорогая и все эти расходы дилеры будут на стоимость автомобиля накладывать. Поэтому мы сейчас с вами стоим перед тем, что где-то к июню мы это почувствуем. А на фоне дефицита новых машин дорожают и старые», - заключил Алексей Алексеев.
Напомним, 16 мая, банки должны были начать кредитования населения, однако в финансовых учреждениях сообщили, что до сих пор не получили денег от фонда развития промышленности. Позже в организации сообщили, когда перечислят средства на счета банков.
Жан МУРЗА